И ещё не много о ПеМзенской протоке .
Если посмотреть на русловые съемки 1898 г., то протоки Пемзенской в окрестностях Хабаровска нет. Имелся глухой Пемзенский залив с заходом в него снизу, где-то на траверзе утеса. Река Амур текла единым руслом. Мог ли кто предполагать тогда, что через 100 лет через протоку, пересекающую левобережную пойму, будет проходить почти половина амурской воды. А глубина протоки станет равной глубине основного русла, что сильно обеспокоит специалистов, да и заинтересованную общественность.
Легкомысленное отношение к проблеме ускорило естественный природный процесс, и мы получили обмеление судовых ходов на участке реки от с. Владимировка до Хабаровска, ухудшение работы водоприемных оголовков за счет ослабления транспортирующей возможности водотока и прочие беды.
Начало было положено в период строительства опор железнодорожного моста через Амур в районе города и сооружения насыпи железнодорожного полотна в пойменной части. Во-первых, это перераспределило расход воды в основное русло реки в период стояния высоких уровней в бассейне. «Распластанный» поток воды в районе моста стал сжиматься, что привело к резкому возрастанию скоростей воды в этом районе и размыву отдельных участков левобережья (это и был один из факторов образования протоки Пемзенской).
Во-вторых, опоры уменьшили живое сечение реки и привели еще и к местным деформациям русла у опор. А отсюда понижение отметок дна, увеличение уклона свободной поверхности водотока.
Нежелательному развитию протоки способствовала непродуманная добыча нерудно-строительных материалов Хабаровским речным портом (бывшим тогда в составе Амурского речного пароходства) у приверха острова напротив спиртзавода в 1960-1970 гг. Коренные хабаровчане помнят, что 10 опора хабаровского моста ранее стояла на острове, Пемзенская выходила не в Амур, а в протоку. Остров создавал определенный подпор в протоке, который до 1970 г. не давал устью интенсивно размываться.
Устаревшая схема добычи песка на приверхе острова привела к разрушению естественного неразмываемого откоса. Размыв острова стал таким интенсивным, что уже через 2-3 года железнодорожники были вынуждены принимать экстренные меры для того, чтобы не допустить Амур к вентиляционной шахте тоннеля. Сейчас приверх этого острова стал ниже опор моста.
Смыв острова полностью раскрыл устье протоки - она заработала в полной мере. За последние годы глубина протоки, как я уже отмечал, достигла глубин основного хода реки Амур. Последние пять лет ледоход реки Амур следует только через Пемзенскую протоку, и это говорит само за себя.