Много раз приходилось слышать о том, что бензин 92 исключительно не содержит присадок, а 95 получается добавлением присадки в 92, 95 бензин убивает ДВС и надо использовать 92, и вообще бензин НПЗ выше 80 О.Ч. не поднимают, а все остальное присадки. Будем рассматривать ситуацию в Хабаровском крае и Приморье. Основную долю бензина поставляют Хабаровский НПЗ и Комсомольский НПЗ, ну и частично Ангарский НПЗ. Сразу скажу по оборудованию которое влияет на конечный бензин ХНПЗ и КНПЗ одинаковы (разница не велика и не принципиальна), а вот на АНПЗ пока нет установки изомеризации (но она в процессе строительства). На ХНПЗ и КНПЗ на установках риформинга катализатор фирмы Криторион (дочерняя фирма Шелл), катализаторы последних модификаций, то есть по качеству не хуже катализаторов на зарубежных НПЗ, а иногда и лучше. К чему это отступление будет видно позже.
Теперь давайте рассмотрим как производится автомобильный бензин на котором мы ездим. Основой бензинов является нефтяная фракция от 35-205 С. Вот теперь и стоит вопрос в поднятии О.Ч. данной смеси. Для поднятия О.Ч. на ХНПЗ и КНПЗ построены установки каталитического риформинга и изомеризации. Изомеризация предназначена для повышения О.Ч. фракции НК (начало кипения) - 65 С, приблизительно на 9-11 пунктов (то есть с 76 до 86). Сам по себе легкий бензин (газовый) имеет изначально не плохое О.Ч. Установка каталитического риформинга предназначена для повышения О.Ч. фракции 85 - 180 С (откуда тогда в товарном бензине берется конец кипения 205? а все просто в процессе риформинга происходит араматизация углеводородов и он тяжелеет, запомните этот момент это важно), данная фракция имеет О.Ч. 42-47 пунктов. Эти 2 установки и являются основными на всех НПЗ (во всем мире) для поднятия О.Ч. причем на долю риформинга и выпадает основная работа по повышению О.Ч. доля катализата (бензина после установки риформинга) составляет 50-70% товарного бензина, а иногда и более (что в принципе не есть хорошо). О.Ч. катализат который является компонентом автомобильного бензина составляет 94-97 пунктов, в принципе легко получить и 99 пунктов (и иногда держат), только вот никакого смысла нет. На зарубежных заводах О.Ч. держат в пределах 95 пунктов.
Вот теперь давайте еще раз глянем на катализат который может быть вашим любимым безприсадочным бензином. Да может, да вы его можете залить в бензобак своего авто, да на нем неплохо ДВС развивает свою мощность, на нем меньше расход, у него может быть и 92 и 95 и 98 О.Ч. (и причем заявлено и стабильно), но... а вот в этом но и все кроется. Состав катализата это ароматика в подавляющем количестве, а помните я говорил выше что она тяжелая? 10% точка кипения высокая, а она и отвечает за хороший запуск двигателя, особенно в холодное время. Двигатель на катализате чистом может отказаться запускаться и -5 С. Второй негативный момент это высокое нагарообразование, ну уж очень огромно, поверьте эта мелкая сажа засрет все (да и на износ ДВС влияет еще как). Иногда КНПЗ выпускает безприсадочный бензин получаемый путем смешивания изомеризата и катализата и добавлением нафты (прямогонная фракция бензина). Когда то лет 6 назад и ХНПЗ выпускал 92 бензин состоящий из чистого катализата. Сейчас вроде бы слава богу от этой порочной практики отказались. Хорошие присадки очень дороги, и чтоб сократить себестоимость и сократить количество присадок НПЗ иногда повышают О.Ч. катализата, тем самым уменьшаю долю присадок.
И так теперь о главном. О присадках. В них то собака и зарыта.
Вкратце перечислю типы присадок, у всех вас интернет и вы всегда можете поискать информацию о них если захотите. И так что мы имеем:
1. Тетраэтилсвинец (ТЭС), всем очень хорошо знакомый, сейчас повсеместно запрещенный (да и для современного ДВС прямая дорога в могилу).
2. Органические соединения железа (пентакарбонил железа, дициклопентадиенилжелезо), то еще редкостное говно, не запрещено и иногда применяется НПЗ (даже проскальзывала информация что его использовал КНПЗ, но подтвердить не могу, да и слабо верю в это так как в России производство этой присадки прекращено, ХНПЗ точно не использует) в смеси с ММА (монометиланилином). Убивает свечи зажигания на раз, износ ДВС от использования в бензине этой присадки огромен. Бойтесь такого бензина, хотя с другой стороны как вы его увидите. Паспорт на заправке может быть гарантией, но вы люди взрослые все понимаете. В соседней теме про лодочные моторы проскальзывала информация об испытаниях 2 ДВС, вот скорее всего с большей вероятностью 95 бензин был этим.
3. Соединения марганца—циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) и метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (МЦТМ), неплохо показывал себя для повышения О.Ч. вместе с ТЭС, у любой присадки не бесконечное повышение О.Ч. и при увеличении количества присадки, О.Ч. не увеличивается, вот поэтому не ведитесь на всякие бутыльки для повышения О.Ч., врят ли будет толк (хотя и не отрицаю возможности повышения О.Ч.), а вот нарваться на пентакарбонил железа в виде размывчатой надписи "ноу-хау производителя" или еще в последнее время стало модным "нанотехнологический комплекс", как нефиг делать. Да и не все присадки совместимы друг с другом.
4. Ароматические амины (метиланилин, ксилидин, смесь анилина, метил- и диметиланилина), в львиная доля бензина в нашем регионе и производится с использованием этих присадок, но как я и говорил ММА и не самая лучшая, но и не самая плохая, из негативных сторон можно отнести повышенное осмоление ДВС (не высокое, просто повышенное) и может ухудшать пуск в холодное время. Кстати эти присадки вовсю используются и в Европе.
5. Оксигенаты (МТВЭ, ЭТВЭ, ТАМЭ) в нашей стране это МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), как видно из названия эти эфиры являются носителем кислорода. Бензины с добавками МТБЭ характеризуются хорошими пусковыми качествами и при пониженных оборотах двигателя имеют более высокие фактические октановые числа по сравнению с бензинами использующими другие присадки. Так же и уменьшается токсичность выхлопных газов. Основной недостаток этой присадки ее цена, уж больно она дорогая. В нашем регионе с ее использованием изготавливают 98 бензин. Вот поэтому 98 бензин с использованием МТБЭ будет лучше заводится в мороз по сравнению с 92 и 95 с добавлением ММА. В США и Японии основной присадкой эта группа и является, правда сейчас идет переход на ЭТБЭ с МТБЭ, но этот переход связан только с экологическими проблемами.
Для примера приведу состав бензинов которые в продаже зарубежом:
Компонентный состав
1. Американского бензина: бензин каталитического крекинга -34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие -7%
2. Европейского бензина включал в себя: бензин каткрекинга – 30%, бензин риформинга – 50%, алкилат -5%, изомеризат – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%. Самый удачный из европейских считается бензин Германии: бензин каткрекинга и риформат – 73.4%, алкитат -5.1%, изомеризат - 16.2%, добавки - (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -5.3%
Как видите во всех этих странах бензин присадочный и только присадочный, тот от которого вы так в восторге когда у вас он пришел в баке с машиной. Ближайший наш по составу это 98 бензин с использованием МТБЭ и отличается только отсутствием алкилата (это компонент получаемый из изобутана и бутан-бутиленовой фракции, используются также пропан-пропиленовая и пентан-амиленовая фракции, как видите это легкая газовая фракция). В американском бензине так вообще присадок больше чем в европейском и нашем. И поверьте рассчитывался ДВС зарубежными инженерами под использование именно таких бензинов, а не мифического 92 бесприсадочного (вы же не будите сомневаться в их профмастерстве).
Ух замучался писать, но думаю теперь вы не будите ориентироваться только по байкам, рассказанным не понятно кем. Да и бойтесь всяких левых заправок, там вы вообще можете получить ничего общего не имеющего с товарным бензином не по О.Ч. и по фракции.