Лаврентия
Наш переход до поселка Лаврентия пролегал через Мечигменский залив, который капитан решил пересечь напрямую, не идя вдоль береговой линии. Риск такого решения заключался в том, что как раз именно ночью мы будем на максимальном удалении от берега - это около сорока километров. И если ночью начнет раздувать как на выходе из пролива, то придется бороться с непогодой и хорошо если будет возможность держать курс, а нет, то придется уйти обратно по ветру или встать на плавучий якорь. Укрыться будет негде, все лагуны и заливы с бухтами будут далеко. Плюс ко всему, при усилении ветра я на вахте начинал замерзать быстрее обычного и как уже писал ранее, последние минуты у штурвала были практически непереносимыми, ноги и пальцы на руках ломило от холода так, что невольно приходилось пританцовывать и размахивать руками. Поэтому мне хотелось одного - без всяких приключений проскочить этот залив и оказаться в Лаврентия.
Когда наступила Пашина вахта, мы все собрались на корме, и посовещавшись, составили список продуктов, которые нам необходимо закупить в Лаврентия. Миша всё аккуратно записал в блокнот заставив меня, очередной раз позавидовать его почерку.
Ночью, несмотря на максимальное удаление от берега, были видны огни поселка Лорино. Его жители добывают больше всего китов на Чукотке, так как у села самая большая квота по вылову этих млекопитающих. Когда видишь, что где-то в радиусе твоей видимости есть привычная жизнь, хоть и почти за сорок километров от тебя, то чувствуешь себя в какой-то мере в безопасности, не смотря на осознание всей иллюзорности этой безопасности, да и холод становился терпимее. Соляру мы уже не экономили, и включали печку на максимальный режим. Теперь в кубрике стало заметно теплее. Поэтому, я знал, что после вахты я точно смогу отогреться.
На утро мы видели мыс Кригуйгун, что в переводе с чукотского «сухая крепость». На этом мысу, как и на мысе Наварин, когда-то действовал маяк получающий энергию от генератора, работающего на радиоактивной энергии. За этим мысом залив Лаврентия где у нас по плану короткая остановка.
Поселок Лаврентия, как и все населенные пункты на Чукотке издалека приметен цветными домами. Ищем где пристать, и вдруг на галечный пляж выскакивает «Крузак». Тормозит напротив нас, выскакивают двое, и давай радостно махать нам руками. Да так, как будто они наши старые знакомые. Идем к ним, наката почти нет, и вот уже через несколько минут наши корпуса хрустя галькой легли на берег. Паша, взяв на себя роль парламентёра-дипломата, спрыгивает на берег, чтобы у этих, как нам показалось на первый взгляд странных личностей, узнать, где здесь магазин и где можно приобрести топливо. Не успевает Павел открыть рот, как оказывается в объятиях встречающего. Я смотрю на все это с кормы и ничего не могу понять, что там вообще происходит. Если это Пашины знакомые, то почему он нам о них ничего не рассказал. Старпом не теряется и весьма органично, подыгрывает встречающим, обнимает в ответ встречающих, я почему и подумал, что это его старые знакомые, живущие здесь, в Лаврентия.
Оказывается, что один из встречающих был пилотом того самого вертолета, который день назад пролетел над нами в районе Янракыннота. Увидев наш парус внизу, он поразился тому, что здесь кто-то ходит под парусами. За все его время полетов над Чукоткой он видел такое впервые. Мы для него стали настоящими героями. Поэтому, когда он, отдыхая после рейса на берегу, заприметил, что мы приближаемся к Лаврентия, то немедленно снарядил своего друга, диспетчера местного аэропорта, за руль джипа, и помчался встречать нас. Звали его Виталий, пилот со многолетним стажем, в прошлом военный летчик, сейчас работающий на сан бортах, спасающих людей в отдалённых поселках Чукотки. Когда он узнал, что нам нужна помощь, то тут же предложил воспользоваться автомобилем своего товарища Сергея. Мы закинули в багажник пустые канистры и поехали с новыми друзьями за провизией и между делом знакомиться с посёлком Лаврентия. На катамаране остались капитан с Мишей.
Поселок небольшой, но имеет некоторые достопримечательности. И для меня первая из них это взлетная полоса аэропорта. Дело в том, что она расположена прямо в самом поселке. И вполне могло быть такое, что мы едем на машине, а рядом садиться самолет, как будто на соседней улице.
А еще, я никак не ожидал увидеть здесь лебедей. Птицы облюбовали пруд поселка, для отдыха между длительными перелётами. Чувствовали они себя здесь в полной безопасности, так как скорее всего для местного населения они не представляли какого-либо интереса.
По пути заезжаем в гараж Сергея, нашего водителя, где нам просто так дарит солярки для нашей печки, а в придачу копченого мантака и рыбы. Вот она щедрость северной души. Перед тем как отправиться по магазинам, Виталий знакомит нас ещё с одной достопримечательностью, со статуей пеликена. Это один из популярных символов чукчей и эскимосов, приносящий удачу. Для того, чтобы пеликен «заработал», надо его погладить по пузу по направлению часовой стрелки. На самом деле этот символ не является исконным чукотским, а пришел из Канады, где был попросту кем-то придуман. Но здесь он всем полюбился, и статуэтки этого божества продаются теперь по всей Чукотке. Мы с Пашей хотели просто сфотографироваться со статуей этого пузатого мужичка, но Виталий настоял, чтобы мы обязательно его погладили, согласно традициям. Он очень хотел, чтобы наша экспедиция удачно закончилась, настолько он проникся к нашему делу, и сказал, что сам, когда бывает в командировке в Лаврентия, сам обязательно трет пузо пеликену.
Мы торопимся, просим отвезти в магазин. Но и здесь нас ждет определенный квест. Все купить в одном месте не получиться. С хлебом напряженка, поэтому либо брать замороженный, либо подождать, когда испекут свежий в местной пекарне при центральном магазине. Но где продают хлеб нет яиц и небольшой ассортимент консерв. На машине быстро объезжаем необходимые магазины. И тут я узнаю интересную деталь- в Лаврентия вино-водочные продукты отпускаются с 12-00, на два часа позже нежели в других регионах. Но Виталий о чем-то пошептавшись с продавщицей, берет пол-литра и вручает нам как презент команде в знак уважения.
Пора ехать на заправку, путь лежит через пляж. Выезжаем на берег, а там народу человек сорок, все с ведрами и пакетами. Виталий командует Сергею тормозить, дает нам знак выходить из машины. Мы устремляемся в самую гущу толчеи и попадаем на разделку кита, которого только что выловили. Снимать нам сразу запретили. Как мы поняли, что после выкладывания подобных видео в сеть, это вызывает критику национального промысла эскимосов. Кит быстро исчезал. Все подходили и отрезали от кита, кому что было нужно: мантак, мясо. Виталий по-хозяйски попросил молодого парня, китобоя отрезать нам тоже мантака и немного мяса. Сказано сделано, за топливом мы едем уже с пакетом мяса кита. Сразу скажу, что из мяса мы приготовили жаркое с картошкой. По вкусу как телятина, с легким привкусом креветки. Своеобразно!
Наша поездка затягивалась, и оставшаяся часть экипажа на катамаране начала, откровенно говоря, скучать, развлекая себя сбором позвонков кита, валявшихся на берегу.
Спустя полтора часа, мы выгрузили полные канистры у катамарана и попрощались с ребятами. Обменялись контактами, горячо поблагодарили за помощь и такой радушный прием. Уже в полной темноте мы вышли из залива Лаврентия. Опять короткая жесткая волна и встречный ветер. Идти сразу на остров Ратманова мы не решились, пошли пока вдоль берега. Промучившись таким образом почти всю ночь, капитан дает команду уходить в бухту Пувтын, где будем ждать лучших условий для движения дальше.