"Антарес". Хабаровск-Чукотка.

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
начало.jpg
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

Очень горячие источники​


Screenshot_1.jpg


Я еще стоял у плиты, небрежно переворачивая рыбу на сковороде, когда на лодке прибыли два Максима. Первый из них сразу привлек мое внимание своей уверенностью, несмотря на совсем невысокий рост. Оказалось, что он местный, причем в буквальном смысле. Весь сезон работает и живет в парке. У него свой домик на косе около входа в лагуну. Занимается тем, что на лодке возит сюда туристов, а когда их нет, обеспечивает снабжением: доставляет дрова и провизию на склад кордона. В прошлом ходил на китов, как и его предки - эскимосы. Удивительно, но сейчас, глядя на этого невысокого, но крепкого мужчину, я едва мог поверить тому, что ему почти шестьдесят. Тем не менее, его рукопожатие дало понять мне, что передо мной не простой человек, а настоящий хозяин этих мест.

7M407113.jpg


Второй Максим, высокий и статный, был полным контрастом. Макс-биолог, как я мысленно его окрестил, занимал должность заместителя директора парка. Он явно был человеком науки и путешествий, жизнь которого, как мне показалась была полна различных приключений. Поработал во многих национальных парках России — на Северном Урале, Южных Курилах, в Ленинградской области и холодных просторах Арктики. Когда Макс говорил о природе, у меня складывалось впечатление, что делать это он мог бесконечно. Чувствовалось, что для него это не просто работа, а настоящий смысл жизни. Если бы у меня была возможность узнать его поближе, я уверен, что открыл бы для себя человека, буквально одержимого своим делом, в хорошем смысле этого слова.

7M407110.jpg


Оба Максима были абсолютно разными, и каждый из них по-своему вносил нечто особенное в нашу общую встречу, которая давно переросла в дружеский веселый, праздничный ужин.

У нас имелось всё, чтобы провести время непринужденно и без лишних церемоний. После бурных обсуждений и распития крепкого чая, почти вся компания, за исключением Владимира-директора и Макса-биолога, отправилась искупаться на горячие источники. Всего-то два километра по извилистой тропинке среди бескрайних просторов тундры — и мы у термальных вод. По пути нам попадались небольшие столбики, сложенные из крупной гальки, заботливо украшенные светоотражающей лентой — сотрудники парка явно подумали о том, чтобы туристы не заблудились.


20230831_175118.jpg



20230831_175237.jpg


Добравшись до места, мы были встречены клубами пара, поднимающимися отовсюду, не только из небольшого деревянного бассейна, но и со всей поверхности склона. «Здесь больше ста источников», — с гордостью сообщил Игорь. Вода в купальне оказалась настолько горячей, что казалось, будто мы сознательно пришли варить суп из самих себя.


20230831_181237.jpg


20230831_181154.jpg


Погружаться в неё можно было лишь по миллиметру, крепко сжав зубы, напрягая всё тело так, что глаза лезли из орбит, при этом ещё надо было не соскользнуть со ступенек лестницы, которая больше напоминала каток. Перил, конечно же, не было, а значит, любое неосторожное движение грозило мгновенным погружением в кипяток и последующим кипячением на «медленном огне». В общем, спуск был на грани.


20230831_181253.jpg


20230831_182818.jpg


В отличие от горячих природных ванн в Тинтикуне, здесь не чувствовался запах сероводорода — мелочь, но приятно. Забравшись в воду, стараешься не шевелиться, чтобы не вызвать лишнего движения воды, которая могла бы окончательно довести тебя до состояния варёного рака. Находиться долго в этой «адской» купели было невозможно. Зато, когда выходишь из воды — то оказывается, что холодный ветерок, который ещё недавно был тебе одетому весьма некомфортным, сейчас ощущается как лёгкий прохладный бриз. Эффект, как после бани, только без использования веника. Стою, весь распаренный, от меня валит пар. Хорошо! Капитан, смеясь, тычет пальцем в плечо, где кожа красная, как у только что отваренной креветки (что, в принципе, не так уж далеко от правды).

20230831_182621.jpg


Одеваемся и в сгущающихся сумерках и всей компанией отправляемся обратно на кордон. Пройдя, пару десятков метров, понимаю, что ноги стали какими-то ватными — видимо, от недавних высоких температур. Иду, спотыкаясь о каждую кочку. Гляжу на остальных, и вижу, что кочки атаковали не только меня.
Вернувшись и немного отсидевшись за столом, усталость от горячих вод источника начала испаряться, как и пар над Берингийской купальней. На смену ей пришел невиданный прилив сил, словно радоновые процедуры решили сработать с двадцатиминутной задержкой, внезапно превратив нас в энергичных энтузиастов. Снова разливается чай, вместе с ним льются рассказы, а смех и гогот начинают громыхать так, что даже берингийские суслики затихли и попрятались по норам. Всё действо стало напоминать эмоциональный кураж, где каждый, забыв про походные невзгоды, погрузился в это безудержное веселье с азартом, как будто завтра не наступит.

20230831_163245.jpg


Именно здесь, под занавес всеобщего веселья, произошел инцидент, который стал финальной точкой для Кости, ярого противника чаепития. Подробности оставлю за кадром, но скажу одно: в тот вечер я испытал невероятное удовольствие от встречи, знакомства и общения с новыми людьми. Для Кости же, в силу его индивидуальных особенностей, этот вечер стал последней каплей в его чаше терпения, и он принял решение, что продолжать участие в экспедиции с такой компанией больше не имеет смысла.
Косте было действительно неуютно и тяжело, но, думаю, что он, как и мы, испытал облегчение, когда наше совместное путешествие закончилось. Возможно, в этот момент мы все поняли, что каждый получает от экспедиции ровно столько, сколько он готов вынести.

20230904_191806.jpg
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

Жизнь на кордоне.​

DJI_0435.jpg


День начался неожиданно. Костя покинул нашу команду прямо на следующее утро после чаепития. Он попросился на лодку, которой сотрудники парка отправлялись обратно в Провидения. Сложное решение, особенно когда до цели экспедиции оставалось всего несколько сотен километров. Капитан сделал последнюю попытку уговорить его остаться, но Костя уже твёрдо решил. Мы даже не успели попрощаться как следует – всё произошло так быстро и странно. Лодка отчалила, мы просто стояли на берегу, смотрели, как она уходит в пролив. Мы остались одни, на какое-то время став хозяевами этой лагуны и кордона. Владимир доверил нам ключи от кухни и жилых балков, чтобы мы могли воспользоваться ими, и причем, безвозмездно, за что большое спасибо ребятам из Берингии.


7M408891.jpg

Костю, нашего фотографа, я больше не видел, хотя живём в одном городе. Наши пути так и не пересеклись. Знаю только, что после нас он какое-то время жил в гостинице в Провидении, ждал рейса на Анадырь, а потом благополучно добрался до Хабаровска. Странно, конечно, что такой ответственный и стойкий человек, идеальный участник экспедиции, не дошёл до конца из-за психологической несовместимости с командой. Но в таких условиях важен эмоциональный комфорт. У всех бывают моменты, когда хочется тишины и одиночества, а в экспедиции этого очень не хватает. Даже когда удавалось уединиться на носу катамарана, рефлексировать там было сложно. Казалось бы, мелочи, но со временем они начинают раздражать. Например, стук ложки по металлической тарелке утром, когда ты ещё спишь, или чайные пакетики, промахнувшиеся мимо мусорного мешка.


7M408339.jpg


Иногда до смешного доходило. Наш механик однажды возмутился, что хлеб отрезали неправильно – мол, если режешь кусок, режь целиком, не оставляй половинку на булке. Павел, автор такой нарезки, ответил, что так привык с детства. Я поначалу думал, что это глупость – спорить из-за хлеба. Но, как оказалось, такие бытовые вещи тоже могут раздражать после нескольких месяцев вместе. Это, как говорят, «синдром каюты», когда теснота влияет не только на физическое пространство, но и на нервы.

Костя с самого начала говорил, что отсутствие одиночества будет для него самым сложным в этой экспедиции. Он боролся с собой до последнего. Не уверен, что на его месте я бы продержался так же долго.

Прогноз погоды был благоприятным — ветер до 6 метров в секунду, солнечно. Но мы не спешили покидать лагуну, запланированы съемки горячих источников. А впереди нас ждали новые испытания в проливе, о которых мы тогда ещё не подозревали. Миша уже нервничал — у него была путёвка на море с семьёй, а штормовка могла сорвать его планы. Но капитан был строг: никакие личные интересы не могут повлиять на безопасность судна. Павел тоже тосковал по дому — жена отмечала день рождения без него, а младший сын пошёл в первый класс.


7M409156.jpg


Следующий прогноз подтвердил наши опасения - нам придется штормовать в Берингии. С севера задул сильный ветер, не давая возможности проскочить до Лаврентия, небольшого поселка в одноименной бухте, где мы могли бы укрыться. Когда стало понятно, что мы здесь застрянем надолго, я решил переселиться в балок на берегу. Взял спальник и устроился там, пока остальные остались на катамаране. Мой быт стал почти санаторным: книги, горячие ванны, зарядка и прогулки. В такой обстановке я, пожалуй, чувствовал себя комфортнее всех – мне некуда было спешить, и я наслаждался моментом.
7M409158.jpg
 

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
18.533
Реакции
16.045
Баллы
308
Город
Хабаровск
Респект за откровения. Сильно.
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

В ожидании погоды
7M408339.jpg

Пережидать шторм в проливе оказалось не так уж и плохо. Сильного ветра не было, дождь быстро сменился солнцем, и создалось ощущение, что выходить в море безопасно. Но за пределами пролива нас поджидал крепкий порывистый ветер, который вскоре всё же встретим. Пока же мы оставались на берегу и слонялись по каменистым склонам сопок и тундре, всё больше уставая от вынужденного бездействия, пока капитан не решился двигаться дальше.
DJI_0435.jpg


2 сентября у капитана был день рождения. Мы подарили ему книгу Юрия Рытхэу, которую заранее купили в Анадыре, а старпом преподнёс Коле сюрприз — починил микрофон, который сломали в начале экспедиции. Сюрприз удался. А в тот же день к нам неожиданно приехала туристическая группа из Провидения — около десяти человек, среди которых оказались знакомые: сотрудники музея Берингийского наследия с семьями. Мы сделали совместное фото и в шутку сказали, что никто не ожидал такого застолья в честь капитана, хотя это был всего лишь обед после их долгой дороги. На следующий день туристы уехали, и стало немного грустно: на время их визита мы отвлеклись от бесконечного ожидания и могли представить себя частью обычной уикендовой прогулки.

7M408296.jpg


7M408303.jpg


Но как только они уехали, всё вернулось на круги своя. Мы снова бесцельно слонялись по кордону. Книги целый день читать не будешь, воды принесено с избытком, в тундру сходили уже не раз, в источниках успели попариться столько раз, что потеряли счёт. Всё это лишь сильнее подчёркивало разочарование от того, что наша цель оставалась так близко, но при этом недосягаемо далеко.

7M408291.jpg


DJI_0427.jpg


7M408331.jpg

Каждый искал своё занятие: Паша с капитаном уходили на полдня в пролив на тузике, в поисках китов. Но даже это занятие быстро потеряло смысл: капитан сетовал, что красиво и оригинально снять китов невозможно. Кадров с их хвостами уже накопилось достаточно, а видео с квадрокоптера не добавляло разнообразия — просто огромное животное плывёт в мутной воде. Мутной она была из-за обилия кормовой базы для китов, и именно поэтому они приходили сюда, ведь на юге вода прозрачная, но еды там мало. Как-то раз один кит выпрыгнул из воды, но далеко от лодки — и это был, пожалуй, единственный впечатляющий момент. В итоге капитан решил, что зря тратить бензин не стоит.

7M408930.jpg


7M409092.jpg


Я же пытался изучать растения у горячих источников, обозначенные как термофиты: мяту, подорожник, ячмень, ситник. Эти растения растут только возле источников и не выжили бы в обычной тундре. Я даже попробовал местную мяту на вкус — она оказалась слабее, чем та, что растёт на материке.

7M408329.jpg

Миша, исследуя южный берег, нашёл памятный знак, посвящённый китобойной флотилии, которая активно работала здесь в 1950-е годы. В тот период действовали пять флотилий: огромные плавучие базы и несколько китобойных судов. Китобойцы поднимали туши китов лебёдками для разделки прямо на борту. Например, флотилия «Алеут» добывала более 500 китов в год. Всего за 25 лет, с 1947 по 1972 годы, советские китобои добыли около 125 тысяч крупных усатых китов и кашалотов. В Большой Советской Энциклопедии указывалось, что на долю СССР приходилось 43% мировой добычи китов, а на Японию — 41%. Сейчас же китобойный промысел на Чукотке ведётся в рамках аборигенных квот и только для прибрежной добычи.
DSC02686.jpg


На пятый день нашего заточения мы решили перейти в соседнюю бухту Алера — хотя бы «сменить картинку». К тому же это позволяло быть ближе к выходу из пролива и не упустить момент, когда в Беринговом море улучшится погода.

DSC02684.jpg
 

Максим Феликсович

Почетный Форумчанин
Регистрация
19.04.11
Сообщения
1.202
Реакции
2.414
Баллы
308
Город
Комсомольск
Наконец-то рассмотрел мотор - Суза-30, да? Как она отработала весь поход? И вообще, чем обусловлен выбор?
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск
Наконец-то рассмотрел мотор - Суза-30, да? Как она отработала весь поход? И вообще, чем обусловлен выбор?
Мотор Suzuki-30 был приобретен в 2020 году, так как на тот момент это был единственный новый мотор, доступный для покупки. Альтернативой была Yamaha, но Suzuki оказался дешевле примерно на 20 тысяч рублей. О своем выборе мы не пожалели: за 4 года эксплуатации мотор прошел около 10 000 километров без единой поломки. Обслуживание сводилось только к замене свечей, чистке и прочим профилактическим работам. Одним из ключевых моментов при выборе был вопрос автономности. В этом плане двухтактный двигатель оказался предпочтительнее, так как он проще в ремонте. К счастью, за время экспедиции ремонта не требовалось. Хотя был один случай в Анадырском лимане, когда мотор заглох из-за того, что на провода с нарушенной изоляцией попала вода. Волна в лимане короткая и хлесткая, что привело к заливу двигателя. Неисправность устранили за 10 минут, восстановив оплетку проводки, и продолжили путь. Этот инцидент нельзя считать серьезной поломкой.
В итоге можно сделать простой вывод: это надежный, простой и хороший мотор.
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

Бухта Алера​


7M400005.jpg


Бухта Алера встретила нас скромно: узкая и всего чуть больше километра вглубь, она заканчивалась крохотной лагуной, отделённой от моря высокой галечно-песчаной косой. Лагуна казалась надёжным укрытием от ветра. Мы зашли в неё, попытались, причалить к берегу ткнувшись в него носами и раскрепив катамаран канатами, но ветер срывался с гор в долину, стремительно разворачивая нас бортом к берегу. Капитан у руля старался выровнять Антарес с помощью мотора, но каждый раз попытка заканчивалась неудачей. После нескольких таких попыток мы оставили эту затею, и вернулись в бухту, встав на рейд.


7M409517.jpg

Чукотская березовая карликовая роща

Такая якорная стоянка не совсем удобна: каждая высадка на берег — это использование тузика, и кто-то должен оставаться на борту катамарана в одиночестве, пока остальные разминают ноги на суше. Мне, как заядлому любителю «пошарахаться», не сиделось на месте — стоило бросить якорь, и я отправился исследовать окрестности. На берегу сразу же наткнулся на странные каменные конструкции — круглые кладки разных размеров. Миша и Коля, присоединившись ко мне, изучали их с интересом. Капитан предположил, что это старые укрытия, которые эскимосы использовали для охоты на морских зверей, вроде моржей. Но вскоре выяснилось, что мы ошиблись: это были так называемые «мясные ямы», где хранили добытое мясо.

мясные ямы.jpg


Бухта, зажатая горами, напоминала норвежские фьорды. Взобравшись на одну из вершин, нам открылась панорама, от которой захватило дух: бухта Пэнкигнгэй, мыс Олений и покрытые первым снегом пики Скалистого Кряжа. Мы стояли молча, будто околдованные, впитывая суровую тишину. Время подходило к ужину, пора возвращаться.

20230905_181304.jpg



7M409985.jpg


P7405013.jpg


Провиант заканчивался. Хлеб уже был съеден, и мы из муки пекли лепёшки на сковородке, которые казались изысканным угощением. Однажды старпом решил приготовить оладьи — настоящий деликатес в условиях экспедиции, где на обед в последний раз подавали рис с кабачковой икрой и шпротами. Ещё на спуске с горы мы с капитаном договорились добыть рыбу для ужина.
Поймали две хорошие нерки, обильно посолили их и просто поджарили. Ужин оказался простым, но невероятно вкусным.

Хлеб закончился.jpg



обед в штормовке.jpg



Улов б Алера.jpg



20230906_200743.jpg
 
Последнее редактирование:
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск
Когда мы покинули кордоны с их обжитыми домиками, внутри команды стало заметно спокойнее. Мы оказались во власти умиротворения и гармонии с природой. Даже Миша, который сначала беспокоился о сроках своего отпуска, теперь бродил по тундре с рекордером, записывая звуки природы по просьбе капитана, будто буддийский монах в поисках просветления.

Миша пишет звук.jpg


7M400020.jpg



7M400011.jpg

На следующий день мы со старпомом поднялись на северную вершину над бухтой. С неё открывался вид на пролив и три острова из шести: величественный Аракамчечен и два крохотных — Меркинкан («Худой») и Ачинкинкан («Жирный»). Выбрать, какой из них выше над уровнем моря, не составляло труда.


P7404953.jpg



Целью нашего подъёма была съёмка таймлапса облаков. Пока камера работала, мы укрылись от ветра на склоне, пили горячий кофе из термоса и наблюдали за катамараном, крохотным, как игрушка, на фоне бескрайней Чукотки.

P7404970.jpg


7M409567.jpg


P7404963.jpg


Эти три дня в бухте стали для нас особыми. Только здесь, остановившись, мы смогли по-настоящему увидеть и понять красоту чукотской природы. В суете гонки это было бы невозможно.

7M400022.jpg

Небольшие походы в окрестностях бухты открывали перед нами новые детали: следы древних стоянок, остатки яранг, загадочные предметы, как та «старишка» с тремя отверстиями, тайна которой до сих пор остаётся неразгаданной и сейчас находится в нашем музее. Ощущение причастности к истории этого места погружало нас в размышления. Каждый раз я возвращался на борт уставшим, но у меня еще оставались силы, чтобы дополнить свои впечатления сказаниями Рытхэу.

7M400035.jpg

старишка.jpg

7M409479.jpg




Когда погода наконец успокоилась, мы с Мишей отправились сдувать и упаковывать тузик на берег, там это сделать гораздо проще и удобнее чем на катамаране. Закончив, даем знать, чтобы нас забирали. Смотрим, а ребята за нами не собираются, пошли в пролив из бухты без нас. Что случилось? Оказывается, старпом увидел двух китов, и вместе с капитаном поддавшись азарту не смогли их не поснимать. Спустя полчаса за нами возвращаются. Забрасываем лодку на кат и берем курс на север. Выйдя из пролива вместо обещанных восьми метров в секунду, мы сталкиваемся с ветром силой в 15 м/с. Прижимаемся ближе к берегу как раз совсем напротив крошечного поселка Янракыннот. Надеемся, что там будет тише. Стоим под берегом на якоре. Только часа через два мы смогли пойти дальше. Может мы и поспешили выйти из укрытия, но до заветной цели было уже так близко, что оставаться еще на те же два часа не было никаких сил. Следующая остановка поселок Лаврентия, там берем продукты, топливо для печки и мотора. Идти до него недолго, чуть менее суток. Волна встречная неудобная и короткая, никак не разогнаться. Раздается вертолетный гул, над нами пролетает вертушка. Машу ей рукой, так для себя больше. Сверху вряд ли заметят моего приветственного жеста.

Янракыннот.jpg
 

Д.Меркулов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
02.04.13
Сообщения
18.272
Реакции
26.119
Баллы
308
Город
Хабаровск
Николай, а вы в курсе что пишите свою историю уже год (почти)?
Я так, просто спросил?
Ибо для меня это нереально!!!!
Завидую целеустремленности и самоотверженности.
ТАК ДЕРЖАТЬ!!!

:T068:

:T017:
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

Лаврентия​

Наш переход до поселка Лаврентия пролегал через Мечигменский залив, который капитан решил пересечь напрямую, не идя вдоль береговой линии. Риск такого решения заключался в том, что как раз именно ночью мы будем на максимальном удалении от берега - это около сорока километров. И если ночью начнет раздувать как на выходе из пролива, то придется бороться с непогодой и хорошо если будет возможность держать курс, а нет, то придется уйти обратно по ветру или встать на плавучий якорь. Укрыться будет негде, все лагуны и заливы с бухтами будут далеко. Плюс ко всему, при усилении ветра я на вахте начинал замерзать быстрее обычного и как уже писал ранее, последние минуты у штурвала были практически непереносимыми, ноги и пальцы на руках ломило от холода так, что невольно приходилось пританцовывать и размахивать руками. Поэтому мне хотелось одного - без всяких приключений проскочить этот залив и оказаться в Лаврентия.

Когда наступила Пашина вахта, мы все собрались на корме, и посовещавшись, составили список продуктов, которые нам необходимо закупить в Лаврентия. Миша всё аккуратно записал в блокнот заставив меня, очередной раз позавидовать его почерку.
20230908_124245.jpg



7M400079.jpg

Ночью, несмотря на максимальное удаление от берега, были видны огни поселка Лорино. Его жители добывают больше всего китов на Чукотке, так как у села самая большая квота по вылову этих млекопитающих. Когда видишь, что где-то в радиусе твоей видимости есть привычная жизнь, хоть и почти за сорок километров от тебя, то чувствуешь себя в какой-то мере в безопасности, не смотря на осознание всей иллюзорности этой безопасности, да и холод становился терпимее. Соляру мы уже не экономили, и включали печку на максимальный режим. Теперь в кубрике стало заметно теплее. Поэтому, я знал, что после вахты я точно смогу отогреться.

На утро мы видели мыс Кригуйгун, что в переводе с чукотского «сухая крепость». На этом мысу, как и на мысе Наварин, когда-то действовал маяк получающий энергию от генератора, работающего на радиоактивной энергии. За этим мысом залив Лаврентия где у нас по плану короткая остановка.

7M400095.jpg


Поселок Лаврентия, как и все населенные пункты на Чукотке издалека приметен цветными домами. Ищем где пристать, и вдруг на галечный пляж выскакивает «Крузак». Тормозит напротив нас, выскакивают двое, и давай радостно махать нам руками. Да так, как будто они наши старые знакомые. Идем к ним, наката почти нет, и вот уже через несколько минут наши корпуса хрустя галькой легли на берег. Паша, взяв на себя роль парламентёра-дипломата, спрыгивает на берег, чтобы у этих, как нам показалось на первый взгляд странных личностей, узнать, где здесь магазин и где можно приобрести топливо. Не успевает Павел открыть рот, как оказывается в объятиях встречающего. Я смотрю на все это с кормы и ничего не могу понять, что там вообще происходит. Если это Пашины знакомые, то почему он нам о них ничего не рассказал. Старпом не теряется и весьма органично, подыгрывает встречающим, обнимает в ответ встречающих, я почему и подумал, что это его старые знакомые, живущие здесь, в Лаврентия.

20230909_124113.jpg


Оказывается, что один из встречающих был пилотом того самого вертолета, который день назад пролетел над нами в районе Янракыннота. Увидев наш парус внизу, он поразился тому, что здесь кто-то ходит под парусами. За все его время полетов над Чукоткой он видел такое впервые. Мы для него стали настоящими героями. Поэтому, когда он, отдыхая после рейса на берегу, заприметил, что мы приближаемся к Лаврентия, то немедленно снарядил своего друга, диспетчера местного аэропорта, за руль джипа, и помчался встречать нас. Звали его Виталий, пилот со многолетним стажем, в прошлом военный летчик, сейчас работающий на сан бортах, спасающих людей в отдалённых поселках Чукотки. Когда он узнал, что нам нужна помощь, то тут же предложил воспользоваться автомобилем своего товарища Сергея. Мы закинули в багажник пустые канистры и поехали с новыми друзьями за провизией и между делом знакомиться с посёлком Лаврентия. На катамаране остались капитан с Мишей.

7M400134.jpg


Поселок небольшой, но имеет некоторые достопримечательности. И для меня первая из них это взлетная полоса аэропорта. Дело в том, что она расположена прямо в самом поселке. И вполне могло быть такое, что мы едем на машине, а рядом садиться самолет, как будто на соседней улице.

А еще, я никак не ожидал увидеть здесь лебедей. Птицы облюбовали пруд поселка, для отдыха между длительными перелётами. Чувствовали они себя здесь в полной безопасности, так как скорее всего для местного населения они не представляли какого-либо интереса.

7M400122.jpg


По пути заезжаем в гараж Сергея, нашего водителя, где нам просто так дарит солярки для нашей печки, а в придачу копченого мантака и рыбы. Вот она щедрость северной души. Перед тем как отправиться по магазинам, Виталий знакомит нас ещё с одной достопримечательностью, со статуей пеликена. Это один из популярных символов чукчей и эскимосов, приносящий удачу. Для того, чтобы пеликен «заработал», надо его погладить по пузу по направлению часовой стрелки. На самом деле этот символ не является исконным чукотским, а пришел из Канады, где был попросту кем-то придуман. Но здесь он всем полюбился, и статуэтки этого божества продаются теперь по всей Чукотке. Мы с Пашей хотели просто сфотографироваться со статуей этого пузатого мужичка, но Виталий настоял, чтобы мы обязательно его погладили, согласно традициям. Он очень хотел, чтобы наша экспедиция удачно закончилась, настолько он проникся к нашему делу, и сказал, что сам, когда бывает в командировке в Лаврентия, сам обязательно трет пузо пеликену.
20230909_104053.jpg



Мы торопимся, просим отвезти в магазин. Но и здесь нас ждет определенный квест. Все купить в одном месте не получиться. С хлебом напряженка, поэтому либо брать замороженный, либо подождать, когда испекут свежий в местной пекарне при центральном магазине. Но где продают хлеб нет яиц и небольшой ассортимент консерв. На машине быстро объезжаем необходимые магазины. И тут я узнаю интересную деталь- в Лаврентия вино-водочные продукты отпускаются с 12-00, на два часа позже нежели в других регионах. Но Виталий о чем-то пошептавшись с продавщицей, берет пол-литра и вручает нам как презент команде в знак уважения.

20230909_104148.jpg


Пора ехать на заправку, путь лежит через пляж. Выезжаем на берег, а там народу человек сорок, все с ведрами и пакетами. Виталий командует Сергею тормозить, дает нам знак выходить из машины. Мы устремляемся в самую гущу толчеи и попадаем на разделку кита, которого только что выловили. Снимать нам сразу запретили. Как мы поняли, что после выкладывания подобных видео в сеть, это вызывает критику национального промысла эскимосов. Кит быстро исчезал. Все подходили и отрезали от кита, кому что было нужно: мантак, мясо. Виталий по-хозяйски попросил молодого парня, китобоя отрезать нам тоже мантака и немного мяса. Сказано сделано, за топливом мы едем уже с пакетом мяса кита. Сразу скажу, что из мяса мы приготовили жаркое с картошкой. По вкусу как телятина, с легким привкусом креветки. Своеобразно!
20230910_095213.jpg


20230910_095231.jpg



Наша поездка затягивалась, и оставшаяся часть экипажа на катамаране начала, откровенно говоря, скучать, развлекая себя сбором позвонков кита, валявшихся на берегу.

20230909_120737.jpg


Спустя полтора часа, мы выгрузили полные канистры у катамарана и попрощались с ребятами. Обменялись контактами, горячо поблагодарили за помощь и такой радушный прием. Уже в полной темноте мы вышли из залива Лаврентия. Опять короткая жесткая волна и встречный ветер. Идти сразу на остров Ратманова мы не решились, пошли пока вдоль берега. Промучившись таким образом почти всю ночь, капитан дает команду уходить в бухту Пувтын, где будем ждать лучших условий для движения дальше.

DJI_0876.jpg
 

ДЖОКЕР

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.06.11
Сообщения
1.519
Реакции
1.527
Баллы
308
Город
Москва
Нереально красивые места
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

Бухта Поутен (Пувтын)​


7M400171.jpg


Бухта, в которой нам суждено было прятаться от ветра в очередной и как оказалось в последний раз была совсем небольшой, но очень уютной. Почему в последний? Потому что до окончания нашей экспедиции остались считанные километры. Забегая вперёд, скажу, что в ближайшие дни в Беринговом проливе нам повезло с погодой. Ни штормов, ни льдов, все было относительно спокойно, как будто Чукотка под самый финал решила вознаградить нас за наше терпение.

7M400181.jpg


Бухта заканчивалось лагуной, отделённой большой песчаной косой, на которой сохранились остатки построек. Вход в неё был мелким, поэтому решили не рисковать и встать как раз в начале протоки, соединяющей бухту с лагуной.


DJI_0884.jpg


На берегу бухты Поутен, по некоторым сведениям, жили эскимосы на протяжении более 2000 лет. И в это легко поверить. Я, конечно, не эксперт в области истории, но то, что мы увидели, на мой взгляд, точно подтверждало эту цифру.

7M400190.jpg


Я имею ввиду кости китов, а вернее их количество. Весь берег был усеян ребрами, челюстями, черепами, позвонками млекопитающих. Но более всего нас поразил берег моря состоящий буквально из костей. Волна вымыла его, образовав своего рода срез почти с человеческий рост. В нём практически не было земли и камней, зато были останки китов, состоящие из костей разного размера. Мы шли вдоль кромки воды, и через несколько десятков метров, пришли к жуткому выводу, что, по сути, весь берег это большее захоронение тысяч китов.

7M400270.jpg


P7405103.jpg


P7405099.jpg


Чуть дальше, за небольшим озерцом начинался склон горы. И здесь опять же мы находим следы подтверждение того, что люди тут жили веками. Весь подъем был усеян мясными ямами, которые были расположены довольно близко друг к другу. Некоторые из них были не круглые, а продолговато овальные, что наталкивало на мысль, что возможно эскимосы и хоронили своих сородичей здесь, на этом же склоне.

P7405032.jpg



P7405114.jpg


На горизонте просматривался остров Ратманова, но не весь. Северная его часть была скрыта туманом. Туда если нам повезёт мы попадаем завтра. Ещё какое-то время гуляли, изучая останки прошлого. Когда солнце почти скрылось, и стало совсем холодно, мы поспешили на катамаран.

7M400241.jpg

Посовещавшись, решили выйти из протоки и встать на рейд, чтобы не осохнуть во время ночного отлива и не пропустить время выхода. Запланировали подъем на 5 утра, после чего берём курс на остров Ратманова
P7405116.jpg


7M400209.jpg
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

Остров Ратманова​


7M400399-Pano.jpg


На Чукотке осенью в это время светает рано. Просыпаюсь в четыре утра, за час до общего подъема. Выхожу на корму, вглядываюсь в сторону пролива, пытаясь понять обстановку на море. Пасмурно. Остров также, как и вчера в тумане, но на сей раз скрытой оказалась только верхушка, основание же острова темной синей полосой четко просматривалась на горизонте. Даже бинокля не требовалось, чтобы понять – можно выходить прямо сейчас. Море спокойное, почти гладкое. Как следует, хорошенько потягиваюсь в предвкушении новых открытий, до тех пор, пока чуть выше поясницы не начинает хрустеть позвоночник. Условная разминка закончена. Нажимаю кнопку справа от штурвала, мотор безотказно заводится, из-за кормы появился дым и запах выхлопных газов. Настроение отличное, бодро спрыгиваю с кормы на баллон. Знаю, что такой прыжок очень хорошо слышен в кубрике громким хлопком, но разбудить своих товарищей не боюсь, чем раньше выйдем, тем быстрее окажемся на острове. Перехожу на нос и приступаю к самой лучшей зарядке, которая только может быть на катамаране – поднять якорь. Начинаю выбирать канат, здесь задействованы практически все мышцы тела. Упираясь ногами в переднюю поперечину корпуса, телом откланяешься назад, подтаскивая катамаран к тому месту, где на дне лежит якорь. И так 20,30 метров. Когда мокрый канат с якорем оказываются на носовой сетке, у меня отдышка такая, как будто я пробежал километр без остановки в хорошем темпе. Остатки сна снимает как рукой, перехожу за штурвал, включаю скорость и катамаран прямым курсом на остров выходит из бухты. Вот они последние дни нашей экспедиции. Но я даже и не пытаюсь предположить сколько осталось до окончания похода дней, знаю, что это бесполезно, поэтому что-то загадывать где-то внутри себя считаю уже плохой приметой, хотя я в них и не верю.
DJI_0894.jpg

До острова 65 километров и если погода в проливе не поменяется, то около 10 утра будем на месте. Через несколько минут ко мне присоединяется, разбуженный шумом двигателя, Миша, затем Паша, капитан спит. Завтракаем, пьем горячий кофе и смотрим на приближающийся остров, самую восточную территорию нашей Родины, менее чем в четырех километрах на восток от неё уже другое государство– остров малый Диомид, территория США. Проспав половину пути до Ратманова, на корме появляется капитан, и еще не открывшимися до конца ото сна глазами сканирует пространство. Пишу – сканирует, потому что знаю, что мы смотрим по-разному. Я вижу просто красивый пейзаж, а капитан метеорологические детали-пазлы: направление ветра, какая, где волна, какой формы облака. Эти пазлы, складываясь в голове у Коли, дают картинку-отчет о безопасности на ближайшее время. Поэтому Коле я, не стесняясь признавался, что я на этом катамаране просто турист, если смотреть на путешествие исходя из степени ответственности за экспедицию.

P7405153.jpg



Когда до конца перехода остается два десятка километров для меня происходит не объяснимое. Капитан и Миша пытаются выловить шваброй резиновый ярко-оранжевого цвета сапог, который Коля заприметил справа по борту. Звучит команда, поменять курс на сапог, Миша дает руля вправо, капитан свешивается с корпуса катамарана и пытается насадить сапог на древко швабры. Мимо! Сапог остается за кормой. Миша, не дожидаясь команды начинает маневр на разворот. Еще один заход и опять не удача. Взрослых мужиков захлестывает мальчишеский азарт, они, поочередно меняясь у штурвала пытаются выловить этот одинокий несчастный сапог. Я с укоризной высказываю свое мнение громко вслух о том, что больше нечем заняться, как ловить сапог в нескольких километрах от государственной границы! Наконец сапог оказывается на борту, не помню кто стал героем этой сапожной охоты. На катамаране раздаются победные ликования. Трофей подробно изучается, передается из рук в руки. Что это было? Скорее всего, если смотреть с позиции психологии, возможно какая-то эмоциональная разрядка. Но это было и вправду весело!

погран застава.jpg


Подходим к берегу, где расположилась застава. Это северная оконечность острова, мыс Скалистый. Когда-то здесь была самая настоящая полярная станция, которая закрылась в конце 80-х.
7M400353.jpg


Видим, как к воде спускаются с овчарками пограничники. Капитан выходит на связь, говорит, что высадиться не получиться, слишком сильный накат и просит разрешения встать на рейд с южной стороны острова, там мы окажемся в ветровой тени острова. При этом спрашивает разрешение обойти Ратманова с востока, чтобы заодно увидеть соседний американский остров Крузенштерна, он же малый Диомид. Нам отказывают, говорят идите с западной. Видимо остерегаются с нашей стороны действий, направленных на незаконное пересечение границы с последующей нелегальной эмиграцией на территорию соседнего государства.

7M400363.jpg


7M400340.jpg



7M400426.jpg



7M400497.jpg


 
Последнее редактирование:
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск
DJI_0901.jpg


Идем вдоль берега, побережье скалистое, в глыбовых осыпях. Много морских птиц, особенно топорков.

7M400465.jpg


Ранее остров носил название Имаклик, что с эскимосского переводится как «окруженный водой». Протяженность острова с севера на юг около 9 километров, с востока на запад почти 5 км. Усиливающийся ветер проявляет остров из тумана, хотя говорят, что остров 300 дней в году скрыт туманами. Мы смотрели на эту землю как действительно на нечто особенное: во-первых, это своего рода край земли, по крайне мере нашей российской, а во-вторых здесь природа совсем не походила на чукотскую, которую мы наблюдали последние дни, слишком была густая трава, а потом, как оказалось здесь произрастали гигантские плантации морошки, каких мы ни разу не видели на материковой Чукотке. Некоторые скалы напоминали разрушенные замки на каких-нибудь шотландских берегах.

7M400499.jpg


Дойдя до мыса Южный увидели, что берег здесь пологий и есть возможность высадиться на тузике.

7M400487.jpg



Пройдя немного дальше, чем нам можно было, мы встретили на камнях семейство моржей. Они были крайне возмущены нашим появлением. Было видно, что по мере нашего приближения они оказались перед непростым выбором, когда настолько не хочется покидать облюбованные прибрежные камни, что приходиться реветь с огромной силой в надежде сохранить свой покой и не прыгать в воду. Но все-таки инстинкт самосохранения заставляет их скинуть свои неуклюжие туши в воду с брызгами, изрыгая в нашу сторону свои моржовые проклятия.

7M400528.jpg



Проходим в южную часть острова, и как только из-за него показывается малый Диомид, по рации пограничники уже интересуются нашим маршрутом. Разворачиваемся, бросаем якорь у мыса Южный. На берегу появляются две белые лайки, виляющие хвостами. Чуть позже, прыгая с камня на камень появляются и их хозяева, молодые пограничники. Они пришли на встречу с капитаном, посмотреть документы, разрешающие посетить территорию острова.

7M400680.jpg

Паша с Колей высаживаются на тузике, протокол встречи соблюден, завтра в 10 утра эти ребята будут ждать нас здесь на этом месте, чтобы сопроводить по острову. А пока получаем разрешение побродить по берегу не уходя вглубь острова.

Капитан со старпомом возвращаются за нами, и мы всей командой оказываемся на самой восточной территории России. Можно сказать, что это своего рода победа. Которая, омрачилась запахом тухлятины. Смрад был по всему берегу. Почти по всему каменистому пляжу лежали туши погибших моржей. Такова жизнь этих ластоногих, при миграциях они буквально давят друг друга, нанося смертельные увечья, когда выбираются на берег для отдыха.


20230912_064256.jpg


20230912_063034.jpg



Мы с Мишей поднимаемся по склону и обнаруживаем следы древнего поселения Имаклик, углубления в земле с кладкой по стенам из камней. Между бывших древних жилищ эскимосов пограничный домик – наблюдательный пункт.

GOPR2720.jpg


GOPR2722.jpg


GOPR2714.jpg


Внутри памятные надписи ребят, проходивших здесь свою службу. Так незаметно день подошёл к концу. Завтра вылазка на остров, будем подниматься на плато по пади со странным для этого места названием – Колхозная.

7M400472.jpg


 
Последнее редактирование модератором:
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск

На острове​

7M400878.jpg


Утро следующего дня преподнесло нам неожиданный, но очень приятный сюрприз. Мы стояли на якорной стоянке всего в паре десятков метров от берега, где еще вчера рассматривали закончивших здесь свой путь моржей. Катамаран мерно покачивался на волнах, а мы не торопились просыпаться, до встречи с пограничниками ещё четыре часа. Светает в это время на Чукотке очень рано, и темнеет по сравнению с Хабаровском тоже не привычно рано. В шесть вечера с копейками уже залезали в спальники, поскольку было темно. Мы шутили по этому поводу, что если привыкнем к такому режиму, то по возвращению в Хабаровск, будем дома ложиться спать, удивляя родных, в четыре вечера, учитывая разницу во времени, в два часа.

7M400853.jpg


Первое утро на Ратманова. Капитан встал раньше всех. Вышел на корму, было слышно, как чиркнул кремень в зажигалке, несколько шагов по палубе и тишина. Из звуков во внешнем мире остались только шлепки волн о корпуса катамарана. Через пару минут капитан спокойно, как ни в чем не бывало, открывая дверь в каюту говорит, что напротив нас на берегу медведь, белый. Конечно, ему никто не верит и факт о внезапном госте воспринимается как уловка, чтобы поднять команду, вырвать из теплых объятий, нагретых спальников. Капитан, получив порцию скептицизма в свой адрес от команды, даже не пытается нас переубедить. Напротив, как бы закрыв тему с медведем для нас, без всякой спешки, начинает готовить дрон к полету. После этого становится понятно, что это совсем не похоже на розыгрыш, потому как под конец экспедиции, честно говоря, лишний раз доставать технику не очень хотелось, сказывалась усталость.

DJI_0534.jpg


Паша одним движением буквально выпархивает на корму, еще более быстрым манёвром возвращается в каюту и начинает стремительно натягивать на себя костюм «поплавок». Затем извлекает из кейса длиннофокусный объектив и как солдат, который по команде «в ружье» пристёгивает обойму к автомату, в секунды пристёгивает объектив к фотоаппарату. В следующие мгновения я слышу, как Паша прыгает в тузик и заводится мотор. Вот это прыть, да старпом умеет действовать решительно. После таких молниеносных сборов оставаться в спальнике было невозможно. Поддавшись настроению Паши, быстро, но не с такой скоростью, как у старпома, одеваюсь и выхожу на корму. Вижу, и правда, медведь!
DJI_0521.jpg


Он пришел полакомиться моржом. Засунув свою морду в тушу (тут я увидел, что значит «залезть под шкуру» в прямом смысле), умка неторопливо совершал свою трапезу, периодически выныривая с красным от крови носом, и нюхая воздух, тем самым проверяя свою безопасность. Как он оказался на острове? Неужто он местный?
7M400796.jpg


В действительности белому медведю проплыть несколько десятков километров – сущий пустяк. А расстояние между материком и островом чуть более 35 километров. Поэтому, если бы мы командой хотя бы поверхностно изучили жизнь белых медведей, то его визит уже не был бы таким неожиданным событием для нас. Известен факт, когда медведица совершила заплыв протяженностью почти что в 600 километров, а тут, считай, так, размялся немного.
7M400826.jpg


Капитан на всякий случай заводит двигатель на катамаране. На тот случай, если вдруг хищник начнет движение в нашу сторону. Хотя пока выберешь якорь, медведь уже доберется до катамарана и бог его знает, что будет дальше. Ясно одно, одного взмаха лапой будет достаточно, чтобы разорвать корпус и тогда экспедиции конец. Есть надежда, что возможно дым и тарахтение двигателя остановит его намерение плыть к нам, если таковые у него возникнут. Так же мы понимали, что и не снимать, мы его не можем. Такой колоритный символ Арктики, а мы просто уйдем на безопасное расстояние, чтобы избежать возможных рисков.

7M400741.jpg


Съемка началась. Дрон аккуратно снижается к медведю, Паша подкрадывается на лодке к берегу, чтобы уменьшить расстояние до объекта. Как только Коля слишком приблизился, медведь услышал жужжание пропеллеров. Не скажу, что это как-то сильно встревожило животное, но завтрак был испорчен. Когда уже хищник явно почувствовал, что оказался центром внимания, он решил уйти, аппетит уже был не тот. По хозяйски, не теряя чувства собственного достоинства, он подошёл к воде и плюхнулся в нее. Завёлся двигатель, это Паша решил преследовать косолапого, чтобы поснимать его в воде. Наш подопечный не стал испытывать судьбу, и выбрался обратно на берег, отряхнулся от воды, неторопливо взобравшись по склону, ушел вглубь острова.
7M400837.jpg

Когда мы рассказали о нашей встрече с хищником пограничникам, они невозмутимо ответили, что, да, он был уже здесь пару дней назад, но думали, что он ушел. Паша, позже высказывался на катамаране по этому поводу, что могли хотя бы нас предупредить, о гуляющем по острову медведе. Хотя чего тут возмущаться, сами должны понимать, в каком месте оказались, не в развлекательном парке.

Мишка ушел, и пока мы оценивали отснятый материал, капитан рассказал, как он увидел медведя. Выйдя поутру первым на палубу, он заметил, что возле моржа трётся собака пограничников. Лайки у вчерашних пограничников, проверявших наши документы, белого окраса. Что-то как-то рановато, подумал капитан, договаривались же на 10, и то, по-моему, не здесь, а уже на плато острова. Курит, капитан, рассматривает лайку, стоящую к нему задом, и тут до него доходит, что зад у собаки какой-то слишком большой получается, в соотношении с тушей моржа. Потом собачка подняла свою мордочку, и тут всё стало ясно, кто к нам пришел.
7M400849.jpg


 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск
7M400931.jpg


Время встречаться с пограничниками. Миша высаживает нас у пади Колхозная, по которой мы начинаем свой подъём. Первые метры даются нелегко, ноги скользят на камнях, да и склон довольно крутой. Поднявшись метров на 50, идти стало намного легче, подъём стал пологий, но скорость наша не увеличилась. Мы шли в прямом смысле по ковру из морошки, руки невольно тянулись к ней, чтобы закинуть горсть необычной ягоды в рот. Вкус у неё очень нежный, сладковато-пряный с кислинкой и горчинкой. И нам снова везёт с погодой, весь туман стянуло с острова. Скалы, плантации морошки, залило ярким солнечным светом.

7M400866.jpg


Повсюду были норки топорков. С очень необычным звуком, который был похож на свист из старого хриплого свистка, эти птицы на протяжении всего нашего подъема на больших скоростях улетали с острова покормиться в море. Над нами пролетела стая канадских журавлей, это было красиво. Почему то именно над островом их стройный клин рассыпался, и они начали беспорядочно кружить над нами. Словно птицы оценивали, насколько подойдёт этот клочок суши посреди пролива для отдыха.
7M400918.jpg


7M400927.jpg


Сделав несколько условных кругов, журавли опять собрались в клин и улетели в сторону Америки. Когда мы почти добрались до плато, на остров опять стал наползать туман. Получилось довольно забавно, туман словно подыграл пограничникам, послужив своего рода маскировкой.

7M401028.jpg

Мы совсем не поняли, откуда появились наши сопровождающие. Когда же мы продолжили наше движение все вместе, остров очистился от пелены и открылся впечатляющий вид через пролив на землю, где находился мыс Дежнева. Отсюда определить, где именно находится самая крайняя восточная точка Евразии, было не возможно. Слишком далеко.

7M400880.jpg



7M400965.jpg


7M400858.jpg


7M401020.jpg
 
Регистрация
25.10.23
Сообщения
109
Реакции
2.031
Баллы
208
Город
Хабаровск
7M401053.jpg


Нас в первую очередь интересовал самолёт, потерпевший здесь аварию в 1971 году. Экипаж Ли-2, сбросив на заставу почту и бюллетени для голосования, стал уходить на юг. Но попав в густой туман, экипаж потерял видимость и самолёт «лёг брюхом» на склон горы Крыша. Ошибка пилота заключалась в том, что он не стал слишком закладывать вверх, и продолжал плавный набор высоты, что и привело к аварии. Все летчики выжили, хотя и получили травмы различной тяжести.

7M401091.jpg


Фельдшер оказал всю посильную помощь пострадавшим и с улучшением погоды, экипаж был доставлен вертолетом на материк. На сегодняшний день самолет издалека, выглядит относительно целым. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что его практически растащили по деталям. Есть традиция у пограничников – по окончанию службы, перед дембелем, взять с собой на память обязательно что-нибудь от самолёта.

7M401163.jpg



7M401188.jpg


С того места где лежит самолёт открывается прекрасный обзорный вид на соседний остров - малый Диомид. В бинокль можно было в деталях рассмотреть «американский» поселок, расположившийся на берегу прямо у воды. Ничего необычного я не увидел, обычное поселение, которое находится в невероятном отдалении от цивилизации, с вытекающими отсюда всеми последствиями.

7M401066.jpg


7M401090.jpg


Мы поснимали. Наши сопровождающие охотно отвечали на все вопросы, которые не касались их службы. Например, про небольшие столбики, выложенные из камней посреди плато, один из пограничников рассказал, что так эскимосы собирали яйца морских птиц. Эти строения привлекали пернатых для кладки яиц, чем и пользовались жители острова. Но это всего лишь не подтвержденная версия.
IMG_20230912_132030.jpg


7M401134.jpg


После того, как мы посчитали, что всё, что нужно было, мы сняли, двинулись в обратный путь. Пограничники проводили нас до начала спуска к берегу. Мне хотелось уже поскорее вернуться на катамаран, очень уж я устал за целый день. В тот момент я понял, что уже думаю о нашем судне как о своем доме.

DSC02742.jpg


По плану еще одна ночь у Ратманова, а завтра, если даст погода, уйдём на мыс Дежнева.
7M401244.jpg


 

Саш

Форумчанин
Регистрация
26.12.10
Сообщения
11.610
Реакции
12.073
Баллы
308
Город
Хабар

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх