Идем на мыс Дежнёва!
Ночью лодка, привязанная к левому борту катамарана начала стучать о корпус. Бам! Бам! Бам! Громкие, гулкие удары накаченных баллонов разбудили меня. Открываю глаза, смотрю на капитана. Если бы это были первые дни экспедиции, я бы вне всякого сомнения подумал, что он спит. Сейчас, спустя почти три месяца экспедиции, я точно знал: внутри Коли разворачивается борьба между нежеланием вылезать из спальника и чувством ответственности за судно и экипаж. Бам! Бам! Ещё несколько раздражающих ударов и тишина. Я все ещё надеюсь, что может нас как-то развернет и всё закончится, тогда можно будет еще немного поспать. И вот, вроде бы кажется пауза между ударами затянулась, неужели всё! Но нет, как бы издеваясь, ещё с большей силой тузик начинает бодать катамаран. Черт! Закутываюсь как можно плотнее и глубже в спальник, чтобы хоть как-то заглушить звуки этой игры, которую затеяли с нами волны.
В итоге капитан выходит на корму. Ведь лодка стучит не просто так, значит ночью поменялись либо ветер, либо волны. Перед тем как выйти и увидеть обстановку своими глазами, Коля берёт телефон и смотрит трек катамарана. Так и есть, за ночь нас стащило к берегу. Дно из крупного камня не давало якорю как следует закрепиться. Усилившаяся волна с юга словно притаившийся вредитель пыталась незаметно набросить нас на камни. Капитан будит Мишу, объясняет ему, ещё сонному, что происходит. Миша в силу своего характера начинает неторопливо собираться. Я тоже, чувствуя интерес к моменту, беру камеру и оказываюсь снаружи. Капитан начинает греть мотор, а Миша отправляется на нос выбирать якорь. За ночь расстояние до берега сократилось в два раза. Не скажу, что момент был критическим, но если бы мы проспали и нас выбросило на берег, то нам пришлось бы изрядно промокнуть, пытаясь стащить катамаран обратно в воду, и шансы на то, что у нас это получится были практически равны нулю.
Капитан кричит с кормы на нос Мише: «Мне ехать вперед?!»
Миша активно подтягивает катамаран к якорю, собирая мокрый канат на носовой сетке: «Тяну! Пока не надо!» — бодро кричит механик. Я отмечаю про себя, что Миша, похоже, хорошо выспался: свежий и полный сил, словно буквально 15 минут назад он не спал крепким сном в кубрике.
«Всё, поехали! Якорь на борту! – довольный проделанной работой кричит капитану Миша. – С каждым разом все легче и легче!»
Последняя фраза была адресована уже мне. И, правда, я вспоминаю как не раз помогал Мише вытаскивать якорь. А сейчас он играючи, с легкостью снял катамаран с якоря. Но вместо работы двигателя, набирающего обороты, мы слышим только плеск волн. На наши вопросительные взгляды, капитан командует с кормы, чтобы Миша бросал якорь обратно в воду. Причина проста – двигатель заглох и больше не заводится. Якорную веревку перевязывать не стали и нас опять потянуло к берегу. Что случилось? Миша первым делом проверил напряжение. Может его силы не хватало для старта мотора. Датчик показал 12,2 В, немного, конечно, но должно хватать. Тем не менее достаем генератор, чтобы его заправить и поставить на зарядку аккумуляторы. Коля тщетно пытается завести нашу Сузуку вручную. Свесившись с кормы, он дергает раз за разом стартовый шнур – тишина. Становилось все интереснее. Оказаться без мотора, когда осталось совсем чуть-чуть до цели, вот этого совсем не хотелось. У нас был еще рабочий двигатель на тузике, но вряд ли бы он подошел для возвращения с мыса Дежнева до Анадыря, ведь это более 700 километров, а его мощность в два раза меньше двигателя, который на катамаране. Были у нас и паруса, но если полагаться только на них, то о дате возвращения можно было бы тогда даже и не гадать.
Пока Миша занимался генератором, капитан пошел готовить второй якорь. Его планировалось забросить на тузике подальше от берега и к нему уже подтянуть катамаран. Вдруг из каюты появляется Паша и, словно десятник, ловко перемахивает через борт на дно тузика. Рывок шнура — мотор заработал. Мы все смотрим на него с недоумением: его резкое появление и сверхактивные действия без объяснений и обсуждений немного нас обескуражили. Оказалось, у Паши созрел собственный план спасения из этой ситуации, и он сразу решил перейти от замысла к действию.
«Есть же второй рабочий мотор! Сейчас оттянем катамаран на тузике!» - объясняет нам старпом. И только Миша собрался отвязывать швартовы лодки от катамарана, как его взгляд замирает на палубе в районе топливного бака, и он говорит буквально следующие слова: «А чё это шланг оторван!?»
Топливный шланг лежал знаком вопроса на сырой палубе, поблескивая металлическим штуцером, который должен быть закреплен в баке. Как говориться в поговорке, а слона-то и не заметили!
Быстро происходит «разбор полётов», в ходе которого так и не удалось выяснить, кто при смене баков плохо закрепил шланг. Мише же пришлось ещё раз доказывать, что теперь подъем якоря для него — пустяк.
Вот так в 4 утра начался наш день, на который был запланирован переход от Ратманова на мыс Дежнева. Со стороны это могло показаться каким-то «раздолбайством». Возможно, так и было, но это лишь малая часть нежелательных происшествий, которые случаются во время таких долгих экспедиций.
В пролив пока решили не идти. Капитан предположил, что есть смысл переждать волнение на море с юго-восточной стороны острова и еще немного поспать. Так и сделали. Коля не ошибся, там было заметно тише. Предупредили пограничников, о том, что меняем место якорной стоянки в связи с погодными условиями.
Ближе к обеду решили выбираться из-за острова, который снова заволокло туманом. Я подумал, как нам повезло с погодой: наша вылазка состоялась в солнечную, а, как оказалось, ещё и в редкую для этого места погоду. Едва оторвались от острова, поставили паруса. Вахта Миши. Несмотря на утренний инцидент, который он назвал тренировкой, улыбка не сходила с его лица. Сегодня только 13 сентября, а путевка с семьей в середине октября. Есть большая вероятность того, что он успеет вернуться к началу долгожданного семейного отпуска.
С наступлением сумерек бросаем якорь у места, которое все называют мысом Дежнёва, хотя на самом деле мыс расположен на несколько километров севернее. Здесь удобнее высаживаться, поэтому именно тут было решено установить стелу-маяк в честь Семёна Дежнёва, как раз рядом с останками некогда существовавшего эскимосского поселения Наукан. Всё хорошо, только установившаяся погода немного вызывает тревогу, слишком низкая облачность может не позволить сделать качественную обзорную съёмку этого места, имеющего для нас особое значение.