День старта.
Ранее утро. Небо чистое. К обеду точно будет жара. Если смотреть с берега сквозь яхты, то взглядом попадаешь в неведомое геометрическое пространство, которое, для обычного обывателя как я, китайская грамота. Бесконечные пересечения прямых линий разной толщины и направленности. Но для моремана этот мир понятен и абсолютно читаем. Все эти линии в его системе координат далеко не хаотичны, а четко вымеренные элементы рангоута и такелажа. Кажется, что все эти мачты, ванты, штаги, гики, шкоты вместе образуют серьезное препятствие для птиц, желающих пролететь над яхт-клубом на бреющем полете. Позже, сам видел, как чайка обгоняя нас в Анадырском заливе, несколько раз стукалась о штаг, не понимая, что ей не дает оставить нас позади.
Среди яхт наш «надувастик» выглядит обособленно. Стоит на самом краю причала, мачта самая высокая, и самое главное, единственное судно у которого надувной корпус. Вернее, два корпуса, две рыжие гондолы, которые, кстати, у некоторых вызывали крайние сомнения в их надежности. Не раз слышал комментарии зевак на стоянках: «Так они же порваться могут! Вот на камни налетите на полном ходу, и всё. Кранты!» Я до встречи с такими специалистами даже не задумывался об этом. Как только зашел на борт катамарана сразу почувствовал, что здесь все надежно, по крайней мере на мой взгляд профана. Вот и стоит катамаран в хорошей компании, рядом «Шельма», «Галант», «Жасмин», «Кроха» - яхты с земными именами. А наше название «Антарес», из справки в интернете - «одна из ярчайших звёзд на ночном небе, красный сверхгигант». «Скромное» название, ничего не скажешь. И вроде бы свой, такой же с парусами, и в то же время такой чужой.
На палубе и в кают-компании хозяйственные хлопоты. Намедни закончили сборку катамарана и проверили прочность конструкции небольшой прогулкой по вечернему Амуру. А сейчас следовали последние штрихи перед отправкой в большое путешествие. «Штрихи» — это метафора для читателя, а для капитана повод для нервного расстройства. Когда всё уже технически готово и перепроверено, оставалось только избавиться от головной боли, название которой «погрузка продуктов» на борт катамарана. Капитан считает, что все эти банки, крупы, макароны - никчемный и лишний груз на борту. Главное, чтобы был кофе, а пропитание можно добыть (поймать) в пути. Николай катастрофически боится захламления на судне, чтобы не было ничего лишнего. А лишнее – это почти всё, что может повлиять на порядок на борту. И в дальнейшем трофеи, подобранные в пути, которые имели сомнительную ценность, безжалостно выдворялись с территории катамарана.
В этом году маршрут длиннее, экипаж на одного человека прирос. Соответственно увеличился запас провизии, а размер судна оставался прежним. Перед нами стояла непростая задача - как разместить продукты, чтобы всем всего хватило и головой не спать на банках с тушенкой.
«Куда столько всего?» - серчал капитан, пытаясь утрамбовать рулоны с «туалеткой» в ящик камбуза. Позже, со слов старпома Павла, я узнал, что «туалетка» это стратегический материал, который должен быть в достатке. И не только из-за прямого назначения изделия. Ей очень удобно «мыть посуду». Берешь кусочек бумаги и плотно прижимая к бортам миски вводишь по кругу до блеска. В условиях морского похода и контроля пресной воды очень удобная находка.
Тем временем на носу мы с Костей загружаем контейнеры. Крупы в пакетиках для варки извлекаем из коробки и ссыпаем в общую кучу на дно тары. Так больше войдет, нежели сохранять оригинальную упаковку.
Костя тоже недоволен: «Зачем столько риса? В нем же ничего нет?!»
Затем читает состав на какой-то банке: «Ну, а здесь вообще одна сплошная химия»
Наблюдая за ним, понимаю, что мой коллега является очередной жертвой ПП питания. Скромно улыбаюсь его виду напыщенного хозяина, у которого в доме что-то пошло не по плану. Не спорю. Костя восприняв мою доброжелательность за поддержку уже уверенно дает оценку продуктам, давая понять насколько мы рискуем здоровьем питаясь так называемой «химией».
Забегая вперед скажу, что спустя недели ревностные адепты ПП религии пали, подняв белый флаг над очередным тюбиком сгущённого молока. Да и в целом, многие привычки, жизненные убеждения были выброшены за борт, как и капитанские «лишние трофеи», оказавшиеся не рабочими в условиях такого путешествия. Для примера, когда экспедиция шла уже более месяца, я оказался единственным на катамаране, кто на ходу пытался ежедневно чистить зубы. Остальные баловали себя этой процедурой только на стоянках. Это раздражало капитана, не потому, что я своим пристрастием к чистоте, как бы намекал остальным на их неряшливость. А потому, что зубная паста плохо смывается с ПВХашных бортов. Как бы я не старался, сложно сделать всё аккуратно, качаясь на волне. И наши корпуса покрывались белыми пятнами словно после массированной атаки чаек. А капитан любит порядок, и свою любви к чистоте он совсем не скрывал. Вследствие чего, я был не раз «тыкан» как котенок мордой в нагаженные места. Со временем я научился, как и остальные не замечать налет на зубах.
Время подбиралось к полудню, скоро официальная часть нашего отправления. Заявленный маршрут был признан более чем серьезным по сравнению с прошлыми экспедициями «Антареса», но никто из телевиденья и журналистов не был приглашен. Прощание только с родными, друзьями и неравнодушными к нашему путешествию. Почему- то решили, что все должно пройти по-домашнему, без криков на публику: «Мы обязательно вернемся!»
Яхт-клуб начал оживать, выкатывались швертботы из ангара, ставились паруса. Скоро начнется тренировочный заплыв юных спортсменов, решивших приобщиться к парусному делу. Я смотрел на детей и думал, надо же, им от силы лет десять, а с каким знанием дела они легко справляются со своей яхточкой. За парусами появилась Пашина машина, он должен был привезти оставшиеся продукты, но не успел. Николай полчаса назад дал отбой на закупку, позвонил и остановил старпома с тележкой чуть ли не у самой кассы. Капитан решил, что для первых дней провизии хватит. Остальное будем докупать по пути. У Павла было другое мнение, но капитану он не возражал. За время последних экспедиций старпом не плохо узнал капитана и выбирал уже отработанную тактику – «Капитан сказал – я сделал». А там время покажет. Действительно, время все расставляло по своим местам, и надо отдать должное каждый из них мог признавать свои ошибки.
Миша, наш механик занимался настройкой навигационных систем. Проверял загруженные карты, трек по которому мы должны были спускаться по Амуру. Среди нас он самый молодой, всем за сорок, а ему только недавно за тридцать перевалило. И он оказался наиболее близок к гаджетам, в них он разбирался легко, интуитивно осваивая за считанные минуты без всяких инструкций. Такое ощущение, что рожденные ближе к нулевым имеют в своем геноме четкие пособия по работе с электроникой, им не нужны инструкции, они уже рождены с ними. Я был удивлен, когда на рулевой колонке увидел карт плоттер с сенсорным экраном.
«Что? И это будет работать?» - подумал я. У меня были определенные убеждения, что на судне все должно быть основательным, лучше железным, но никакого сенсора.
Миша так не думал, он все это воспринимал как естественную часть мира. Так и должно быть. Но главной его задачей было разобраться с АИС (Автоматическая Идентификационная Система). Пока она у нас не работала. Сломался прибор. Срочная доставка должна была доставить оборудование в яхт-клуб. Всё как мы любим, под самый последний момент. Старт не откладывали, надеялись, что к моменту отчаливания рабочий АИС будет на борту, а Миша уже в пути его настроит.
Наконец всё распределено, упаковано, утрамбовано и втиснуто. Время прощаться. Приехали все, кто хотел пожелать нам удачи, успеха, да и просто вернуться домой. В какой-то момент наши проводы приобрели суматошный характер, как писал классик –«Все смешалось в доме Облонских». Объятия друзей и родных, кто-то изучал катамаран, замечая какой он небольшой для такой большой экспедиции, в это же время начался спуск швертботов на воду и к словам провожающих стали примешиваться команды инструкторов. Дима Селедков, яхтенный спортсмен, вручал капитану в дорогу книгу Ковалевского, такого же путешественника на катамаране, Костя не переставая фотографировал, и опять объятия, похлопывания по плечам, слезы украдкой жён.
Я прижимаю сына, ему всего восемь. Чувствую, как крепко обнимает, буквально вжимается в меня всем телом. Я никогда так надолго его не оставлял. Переполняют эмоции, но я улыбаюсь, показываю всем видом, что все в порядке. Хлопаю его нежно по спинке, целую, ставлю на землю. Делаю наставления, чтобы слушался маму. Валя меня осторожно обнимает, еле касаясь, выполнив ритуал прощания. У нас как пишут в статусе «Все сложно»
Говорю: «Ну, всё. Идите.»
Демид берет за руку маму и идут к воротам яхт-клуба. Я стою и долго смотрю им вслед, пока они не скрываются из вида за свежевыкрашенной оградой.
Но судьба дала нам возможность попрощаться ещё раз. АИС. Доставка оборудования была только к вечеру, и мы ходили весь день по Амуру, снимая кадры нашего отхода из Хабаровска. Решили выходить на следующий день.
Из дома уходить было проще. Как будто на работу пошел, а к вечеру вернусь. Рабочий день растянулся на долгие 107 дней.