Из Анадыря в Западное полушарие.
27 августа. Город Анадырь. Утро. Прекрасная погода. Сквозь прорехи в облаках жизнеутверждающе светит солнце, а наша команда готова идти дальше. Настроение боевое. А какое ещё оно должно быть? Мы отдохнули, привели себя в порядок, прошлись по улицам города, и мысль, что пройдённый нами путь, а это, если быть точным 5375 километров, совсем нас не вымотал, как предполагалось. Наоборот, мы работали как отлаженные часы, за два месяца с хвостиком мы многому научились: понимать друг друга с полуслова, понимать катамаран и погоду. Команда состоялась, и уходя из Анадыря мы уже были уверены в друг друге и в судне на все сто, чего нельзя сказать о море. Стихии плевать на твою решимость. С ней лучше быть осторожным и не заигрываться.
Термометр показывал всего восемь градусов, но нам было тепло. Ветра почти не было, и команде, закаленной в водах Охотского моря, таких условий вполне хватало, чтобы чувствовать себя комфортно. Я заметил, что во время экспедиции мы стали менее требовательными к погоде. Уже вернувшись из похода, я ходил нараспашку по городу в холодные осенние дни, когда все вокруг кутались, застёгивали куртки и пальто, чтобы защититься от холодного ветра.
Сейчас, спустя почти год после экспедиции, я, как и все, бегу через лужи быстрей до машины, проклиная дождь за его колючие капли. Трудно поверить, что, находясь в более суровых условиях, я выбегал на палубу из каюты в одних «семейниках». Не ради позерства, чтобы удивить кого-то из команды, стоящего в теплом поплавке в этот момент у штурвала, а из-за банальной лени. Вылезти из спальника, надеть термобелье, пролезть в каюту из кубрика, отыскать под рундуком шлёпанцы и всунуть в них ноги, открыть задвижку на двери, а после повторить всё это в обратном порядке — всё это было утомительно. Поэтому я лежал до последнего и терпел, а потом одним прыжком выбегал наружу, навстречу северному ветру и дождю, и стоял, держась за гика-шкот, получая порцию адреналина от холода, который уже не даже холодил, а бодрил. Конечно, весь этот аттракцион в Беринговом море длился ровно столько, сколько требовалось организму, чтобы освободиться от лишнего. Ни доли секунды дольше.
Итак, с погодой в тот день выхода из Анадыря нам повезло. У всех было отличное настроение, ведь можно сказать, что мы почти у финишной прямой. Миша помогает катамарану сползти с берега, толкая его правый нос. Как только чувствует свободный ход судна, запрыгивает верхом на корпус. Отчалили. Проходим мимо седьмого причала. Там стоит теплоход «Капитан Сотников», идет посадка пассажиров. Наши маршруты совпадают. И мы и «Сотников» идем в поселок Провидения. Думаю, про себя - сейчас посоревнуемся! На самом деле, я знаю, что Антарес для Сотникова совсем не конкурент. Куда нам с 7 узлами против его 13. Вопрос только в том, когда и где он нас обгонит. Пока в голове у себя устраиваю воображаемые соревнования между катамараном и теплоходом, капитан машет пассажирам, постепенно заполняющим корму на «Сотникове». В ответ тоже машут, наверняка многие из них в курсе о нашей экспедиции из репортажа на местном телевидении. Через несколько минут мы берем прямой курс на выход в море. Лиман не узнать, вся его строптивость куда-то подевалась, вместо нервных волн смиренная гладь. Когда Анадырь отдалился так, что дома стали выглядеть игрушечными, часть города причудливо повисла в воздухе словно мираж. К каким оптическим явлениям в атмосфере относится данный случай я не знаю, может и правда это какой-то вид миража.
Еще в лимане нас обгоняет «Сотников». Корма вся забита пассажирами, погода слишком хорошая, чтобы сидеть в пассажирском салоне. На Чукотке переместится из одного пункта в другой порой очень непросто. Все время надо предполагать, что есть большая вероятность застрять из-за погоды, вернее сказать, из-за непогоды. Плюс ко всему этот теплоход не рейсовый автобус, на котором можно уехать каждый день. В период навигации у Сотникова в среднем запланировано 23 выхода по всем направлениям. И получается, что за 100 с лишним дней у жителей Провидения есть возможность добраться до Анадыря морем всего шесть раз. Какое-то время мы наблюдаем теплоход, но вскоре и он растворяется как призрак попав в те же оптические искажения в воздухе, что и ранее город.
Честно говоря, выходя из Анадыря, я испытывал некоторое волнение. Ведь нам предстоял переход прямым курсом на Проведения почти в 500 километров, где в центре Анадырского залива мы отдалимся от берега на 140 километров. По ощущениям считай второе Охотское море. Конечно, движение рядом с берегом не делает путешествие более безопасным, но психологически становится как-то легче, когда видишь землю, да и чувствуешь себя поуверенней. Сплошной самообман. И вот мы выходим в залив, лиман отгороженный от моря на входе двумя косами, которые выглядят сверху как открытые наполовину створы ворот, остаётся позади.
Все переживания улетучиваются с попутным ветром. Паруса набиты и Антарес весело перекатывается по небольшим и плавным волнам, изредка зарываясь носами в воду. Впереди сто восьмидесятый меридиан- параллель, которая делит земной шар на западное и восточное полушарие. Что с этим делать, как ознаменовать это событие – ещё не придумали. Солнце опускается к горизонту, светом ложиться на волнистую поверхность моря, образуя живую дорожку из бликующих волн. Антарес на какое-то время курсом совпадает с направлением солнечной дороги. Лучи прошивают фотонами света паруса делая их полупрозрачными. Получается морской пейзаж, в котором идеально все: закат, море, судно, погода и ветер.
Темнеет, на удивление ни облачка и вскоре вся небесная высь усеивается звездами. Под таким небом идти особенно радостно и невольно начинаешь по-философски рассуждать, типа «Путешествовать – значит жить». Банально, но в тот момент под скрип такелажа и плеска волн об корпус, изречение кажется прямо в самую точку. Как потом оказалось - эта заурядная мысль является цитатой Ганса Андерсена, которая уже века вдохновляет людей отправляться в странствия.
Примерно в половину десятого по местному времени мы добрались до 180 меридиана. Решили отметить пересечение параллели собранием команды на палубе кормы с горячим чаем. Внимательно смотрим на показания картплоттера, и вот английская буква Е меняется на W. Капитан улыбается и всех поздравляет, мы, радостно чокаясь походными кружками, шутливо комментируем, каково оно, за доли секунды переместится из восточного полушария в западное.
Экспедиция продолжалась уже третий месяц. Мы приближались к нашей поставленной цели. Кажется, осталось совсем чуть-чуть, но это если смотреть на карту. В реальности сколько времени ещё понадобится, чтобы дойти до мыса Дежнева никто из нас не знал. Лично я даже и не пытался предположить, за сколько мы преодолеем оставшееся расстояние. Да это было уже и не так важно, поскольку я настолько привык к жизни на катамаране, что казалось другой жизни уже не будет.