Тиличики.
Поселок Тиличики надежно укрылся на берегу Залива Корфа. Мало того, что село находится в самой глубине залива, так плюс ко всему он закрыт от большой воды длиной косой, на которой некогда был расположен поселок Корф. Отделяет Тиличики от косы гавань с говорящим названием Скрытая. Во второй половине 19 века бухту попросту не заметила экспедиция, которая делала картографию залива, и не нанесла её на карту. Насколько хорошо она укрылась за песчаной косой. И только спустя 16 лет, при шлюпочном обследовании с с военного транспорта “Якут” лагуна была обнаружена. Офицеры “Якута” дали нынешнее название бухте и в 1909 году на карте появилась бухта Скрытая.
Северная-восточная часть косы, разделительной полосой делит морской простор на две части: залив Корфа и лагуну Скрытую.
Сегодня через лагуну каждый день ходит паром. Переправа работает, чтобы жители могли добраться до аэропорта, который расположен на косе. Корфовская коса — это довольно большая территория, которая протянулась к северу-востоку почти на 20 километров, а в самом широком месте достигает 800 метров.
Каждый день паром "Камчатка" делает по несколько рейсов. Путь в одну сторону 15 минут. С января действует ледовая переправа.
Поскольку дорог к другим населенным пунктам от Тиличиков нет, то все сообщение только по воздуху. В соседние поселки вертолетом Ми-8 , либо самолётом Ан- 26 до краевого цента Петропавловска. И то, если повезет с погодой. Ведь “взлётка” грунтовая и во время сильных дождей и таяния снегов «раскисает» и становится не пригодной. Рассказывали, что люди неделями не могли улететь с Тиличиков.
В тот день, когда мы пришли снимать аэропорт, самолёты взлетали в сторону села. Ветер был северо-восточный. У пассажиров, благодаря таким метеоусловиям, была возможность полюбоваться своим родным селом с высоты, когда воздушное судно набирало высоту и разворачивалось в обратную сторону на юг, где находится краевой центр Петропавловск-Камчатский.
Вот в таком оторванном от цивилизации селе нам предстояло прожить целых 10 дней. Это была самая длинная стоянка за время нашего путешествия.
Зайти в гавань оказалось не совсем просто. Мель, которая тянулась невидимым препятствием от косы, была слишком длиной, протяженностью не менее километра. Мы об этом не знали и поэтому, когда ошибочно посчитали, что ушли на безопасное расстояние вправо от косы и стали брать курс на заход в бухту, слегка сели одним корпусом на песчаное дно. Поелозив на месте не больше минуты, сползли с мели и смогли повернуть на заход в гавань Скрытую. Мы уже знали, что на пристани чалиться не будем. Созвонились, как только появилась связь с кем-то из представителей местного порта и узнали стоимость стоянки. Мягко говоря, она нас не устроила. Цена оказалось настолько высокой, что капитан, не раздумывая, принял решение о том, что будем вставать где-нибудь в берег, так сказать неофициально.
Заходим в бухту. Очень мелко, эхолот показывает глубину менее 2 метров. Поэтому идем очень медленно, Мише все время приходиться подруливать штурвалом, так как рули мы подняли, на всякий случай, чтобы не зацепить ими дно. А без них катамаран начинает погуливать и курс становиться держать сложнее. По берегу все таже не веселая картина, которая похожа на многие северные поселочки. Из-за дальности, сложности навигации и скорее всего из-за нехватки средств, сложно администрациям поселений содержать населенные пункты в полном порядке. Вдоль берега добрая половина зданий попросту разрушена, неухоженные запущенные территории, и так же печально ржавеют баркасы, как и в Усть-Камчатске, только в меньшем количестве. Всей командой высматриваем место, где можно встать на стоянку. Видим баржа, по виду действующая, поворачиваем к ней и через несколько минут мы швартуемся в берег по правому борту от местного судна. Тут же, только спрыгнув с катамарана, происходят первые знакомства. Причем настолько разные по ощущениям, что мы сразу понимаем - публика здесь очень разношерстная. Капитану жмет руку молодой мужчина, который как оказалось был здесь просто по своей работе. Как я понял, он управляющий гостиницей в Корфе, ну и как-то ещё связан с магазинами, которые здесь только коммерческие. Но доклад он сделал такой, словно он официальное лицо этого поселения. На вопрос капитана: “Где мы встали?”, который подразумевал в какой именно части поселка мы встали, Саша (так звали нашего случайного встречающего) добродушно улыбаясь выкладывает: “Вы находитесь в поселке Тиличики, напротив поселок Корф. Вы встали, где баржа перевозит людей в Корф с Тиличиков. Вот так вот!” - и добавляет, все также широко улыбаясь, оценивая взглядом наше судно - “Класс! Вот это бомба! Я извиняюсь, мужики, можно посмотреть?”
Мы, конечно, не против такой экскурсии, надо с чего-то начинать взаимодействие с местным населением. После посещения катамарана Саша не скрывает своего восхищения и угощает весь экипаж мороженым.
И если Александр был образцом радушной встречи, то Юра, рыбак, обманутый своей фирмой (с его слов), выглядел и вел себя как пропащий гуляка. Хорошо заправленный горячительными напитками, увидев камеру, и почему-то решив, что он со своей речью попадет прямо на телевидение, он без всяких прелюдий начал изливать свою душу. Рассказал, что фирма, которая наняла их в этот сезон добывать рыбу ничего не заплатила, что они уже несколько дней не могут улететь. Что нет ни ответственных, ни главных. Но Юра ничего не рассказал, где они находят средства, на то, чтобы оставаться в веселом расположении духа. Потом мы от местных узнали, что были такие случаи, когда приехавшие сюда подзаработать денег на рыбе, не могли по долгу улететь из-за недобросовестных работодателей и сердобольные жители впускали их к себе на постой в квартиры.
Дождавшись пограничников и уладив все формальности, мы проходим чуть дальше, в глубь бухты и причаливаем возле разбитого бетонного пирса. И оказывается очень удачное место выбрали для стоянки - это центральная набережная. Что это набережная нам рассказали позже местные. Сегодня же догадаться о том, что это место когда-то было культурной частью села, можно только по высаженным в ровный ряд лиственницам. Кстати, лиственницы здесь не растут, и наши красавицы - соседки по стоянке скорей всего были когда-то завезены сюда саженцами, чтобы затем, когда вырастут, облагородить вид села.
Вид с центральной и единственной набережной Тиличиков. Вдали низкой темно-зеленой полоской Корфовская коса, а за ней залив Корфа и сопки полуострова Говена.
Рано утром начинался отлив и к 11 часам утра мы были практически полностью осушены.
Удобство стоянки было ещё в том, что рядом были магазины, и очень важная деталь, в одном из них пекли хлеб. А в таких северных поселках хлеб заканчивается очень быстро, на прилавках не залеживается. И даже мы, находясь от пекарни в двух минутах неторопливой ходьбы, не всегда успевали купить свежего хлеба.
Благодаря работе руководителя нашего берегового штаба Гали, у нас были все контакты для эффективного здесь времяпрепровождения. Мы связались Валентиной Анатольевной, она работает в администрации села, и первым делом попросили её организовать встречу с жителями села, посвященную нашему путешествию. Валентина оказалось очень энергичной женщиной, у которой, как мы шутили, всё здесь было схвачено. Во время нашей стоянки она не раз помогала нам, быстро находила решения на все наши просьбы. Так же мы договорились о посещении местного музея и комбината по производству кисломолочной продукции. Это были наши основные мероприятия на первые дни, а в остальном решили, что будем импровизировать, может ещё какие интересные встречи состоятся. Настрой был на то, чтобы максимально активно и с пользой провести время, а не киснуть от скуки во время долгой стоянки.
Встреча с Валентиной Анатольевной на центральной площади Тиличиков. Позади слева администрация Олюторского района, где и работает эта добродушная и веселая женщина у которой "все схвачено"