Камчатка
Просыпаюсь рано. Пять утра. Но по Камчатке уже семь, в кубрик через окно каюты заскочил в гости солнечный зайчик и нескромно разместился у меня на спальнике ярким ослепительным пятном. Миша и капитан тихо спят. Пока собираюсь, слышу с палубы еле слышные переговоры, в которых улавливаю нотки восхищения, за ними щелчки затвора, шуршание курток и топанье обуви, вдруг все замерло на несколько секунд, тишина прерывается новой серией щелчков фотоаппарата. Смотрю в мутное окно. Движения нет, то ли стоим на месте, то ли дрейфуем, не понятно. Вода тихая, спокойная, но при этом катамаран медленно поднимается и так же неспешно теряет высоту - это океанская зыбь, волны которой длинные и долгие, не вызывающие резкой качки, быстро привыкаешь к такому плавному пошатыванию и вскоре перестаешь замечать. То, что я увидел обрадовало меня, я уже успел и забыть, что небо может быть таким синим, синим. Горизонт в легкой дымке, в голове мысль, что я вижу уже не море, а океан, Тихий океан, величина которого поражает, до ближайшего берега на восток тысячи километров. Ясная солнечная погода не дает мне засидеться в каюте, и я устремляюсь на выход. Окидываю дверь, выпрямляюсь и замираю. Высокие скалистые берега, покрытые ярко-зеленым ковром, напротив нас водопад, который в начале своего пути разделен на два ручья огромным камнем со светло изумрудной папахой из мелкого кустарника. Вода каскадом обрушивается вниз, образуя у подножья отвесной стены из брызг паровое облако, в котором рассеиваются солнечные лучи. В небе растворялись редкие последние облака, отдавая синеве все больше и больше пространства. После вчерашнего серого, дождливого Охотского моря, происходящие сейчас вызывало восхищение и чувство нереальности. Настолько резким и контрастным получился мой переход из одного мира в другой всего за одну ночь. Паша ловит мой взгляд и радуется, как это бывает, когда сам пережил яркие эмоции, а позже испытываешь их вновь, видя восторг другого на то, что так поразило тебя ранее. Костя смотрит на меня и говорит, улыбаясь: “Вот он, затерянный мир!”
Эту невероятную, фантастическую камчатскую природу мы наблюдали в 70 км. от мыса Лопатка на север. До водопада мы шли всю ночь. Кошмарную ночь. Как мне удалось так крепко спать, что я ничего не слышал? То ли накопилась усталость, то ли наконец-то я разомлел, согревшись в спальнике, которые накануне мы достали, решив, что опасность замочить их миновала. Капитан назвал свою вахту самым жутким опытом за все свои экспедиции. Но я каким-то образом пропустил весь этот кошмар, который испытал капитан.
Поэтому далее частично описание той злополучной ночи со слов Николая Зайцева и Михаила Исматуллина. Итак, 8 июня, время ближе к вечеру, который был час, никто уже и не вспомнит, да это и неважно, как само обстоятельство, что почетный выход в воды Тихого океана через Первый Курильский пролив осуществил наш старший помощник. Это было непросто, нас болтало на “перекрестке”, где, не следуя правилам приличия, встретились озлобленные друг на друга волны Охотского и Тихого. Мы невольно стали свидетелями многовекового конфликта. Все это напоминало по атмосфере стихийный митинг, где все перемешалось в одном невнятном шуме и в постоянном бурном движении без направлений и векторов: кричащие птицы, волны, бьющие катамаран, шум прибойной волны, рев рифов и в довершении метрономом отбивающий стук шкот об алюминиевую мачту. И это довольно мягкие условия, которые бывают у мыса Лопатки. Можно сказать, что нам повезло. Не зря это место называют кузницей непогоды. Лета здесь как такового не бывает, в самый теплый месяц август средняя температура по Цельсию 9 градусов тепла. Деревьев на суше не было совсем, даже стланика кедрового. Море здесь не знает покоя. Здесь сталкиваются воздушные массы и течения Охотского моря и Тихого океана и по суровости уступает только что знаменитому мысу Горну.
Как только миновали бушующий участок, вода стала поспокойнее. Время моей вахты. Вся команда забралась в каюту, было что обсудить, и я остался в полном одиночестве. Шли от берега на небольшом удалении, 10 км. Глубина позволяла расслабится, это значит показания с эхолота обозначали глубину не менее 30 метров. Я, не отворачивая головы от берега слева, знакомился с Камчаткой. Смею предположить, что здесь мало кто бывал, а природа полуострова очень разная, и если в центре она лесистая с высокими тополями и лиственницами, то здесь она была ближе к арктическим широтам.
Очень быстро стемнело и от береговой линии остался только теневой трафарет с изгибающимися краями. Ветер набирал силу, мне это нравилось, скорость уверенно держалась в районе 13-14 км/ч вместо привычных 10, это почувствовал капитан и к моему сожалению стаксель был уменьшен в размерах, продолжив толкать катамаран со скоростью 9 км/ч. Так мое дежурство подошло к концу, и я отправился спать, спокойный и уверенный, что все опасности позади.
Главное испытание выпало нашему капитану, которое было подброшено под закрытие занавеса, как бы в назидание тому, чтобы гордый человек знал свое место и не торопился радоваться. Подумаешь, Охотское море пересекли! Это урок, который ярко показывает, что опасность в морском путешествии может быть везде, и в любой момент.
Ночь. Мгла. Капитан за штурвалом один. Замечает, что ветер меняется с южного на “горняк”. Это потоки воздуха, спускающиеся с гор в сторону Тихого океана, порывы которых могут достигать приличной силы. Вспоминая случаи, когда ветром уносило яхты за 12 мильную зону, Николай принимает решение двигаться ближе к берегу. Именно там надеется найти зону где ветер ослабевает. Своего рода коридор по которому можно будет более-менее безопасно пройти. Но не тут-то было, ветер быстро становиться экстремальной силы в 24 м/с. Парус давно зарифлен, двигатель ревет выпрыгивая винтом на волнах, но из-за “эффекта паразитной парусности” нас все равно разворачивает боком к волне. Какой силы был ветер!
Как я не проснулся, не знаю. Но Миша присоединяется к капитану, покидает каюту и выдает фразу, которую капитан назовет как “счастливое неведение”: “ О! Какой сильный, ветер!”
Миша думал, что это идеальные условия, чтобы распустить паруса и помчаться на всех парах. Он так и признавался в разговорах про ту ночь, что сейчас как полетим. А мы и вправду чуть не полетели. Из воспоминаний Николая он с тревогой и с замиранием сердца смотрел, как гуляет площадка под мачтой, вовлекая в эту дьявольскую карусель весь конус конструкции. Только бы выдержали бы болты, крепившие площадку к основной конструкции. Штаг со скрученным стакселем выворачивало в дугу. Важно было сохранить направление движения к берегу, так как когда катамаран разворачивало боком к ветру, его подбрасывало волной так, что левый баллон отрывался от воды и на какое-то время зависал в воздухе, удерживаемый бешеным ветром не торопился шлепнуться обратно на воду. Возникла опасность того, что в какой-то момент силы ветра хватит на то, чтобы при очередном подбрасывании левого борта, три тонны катамарана перевернуться с пятью душами на борту. Но катамаран боролся, оправдывая всю надежность своей конструкции. Коля тщетно искал место под берегом, где не будет так задувать. Начался полный хаос, ветер с гор гнал нас в океан, волна наоборот, пихала к берегу. Корма взлетала, и в этот момент винт не греб, а воплем завывал в воздухе без нагрузки. Коля не сбавлял обороты, как мы обычно это делали в лимане, когда винт оказывался в воздухе. Надо было, чтобы, как только нога двигателя запрыгивала воду, винт на максимальных оборотах продолжал нас тащить, не давая отвести нос в сторону океана. Берег совсем близко, но сколько до него? Не видно ни черта. Черная безликая стена отвесного берега не менялась в размерах и молча, холодно наблюдала за периодически возникающей булькающей пеной у кормы катамарана. Удар сотрясает катамаран. Не понятно от чего. Камень? Кекур? Или все-таки удалось достичь берега? Темно, не разобрать. Руль быстро вправо, чтобы не дай бог, катамаран не сел на камни и не разорвало на части. Откидывается технический люк в палубе, Коля поднимает эхолот, Миша диагностирует смещение датчика на крепежной балке. Катамаран медленно двигается вдоль береговой линии. Возможно, что судно просто подбросило волной на одинокий камень, поскольку дальше все продолжилось без ударов и толчков по корпусу. Разбуженные передрягой на палубе появляются Павел и Костя. Удивительная деталь, вокруг разворачиваются события, достойные оказаться на страницах пособия по выживанию в море, а ребята замечают, как к морскому соленому воздуху примешивается запах растений с берега, аромат цветущих трав.
Постепенно ветер ослабевает, катамаран идет увереннее. Предлагается пока дежурить по двое, на всякий случай. Миша и капитан отправляются отдыхать. А Паша с Костей остаются на вахте, где я застал их ранним утром, когда от бушевания стихии не осталось и следа. Поразительно, я настолько был уверен, что все опасности остались позади, в Охотском море, что даже ухом не повел ночью, когда вся наша экспедиция висела на волоске. Пока я любовался видами камчатской природы, Костя не уставая, делал снимок за снимком, меняя объективы. Паша достал квадрокоптер, снимал водопад, радуясь, как мальчишка.
А я, почувствовав тепло солнца, скинул с себя поплавок и отправил его на крышу рубки. Пусть подсушиться. И в своем “счастливом неведенье” отправился с кофе медитировать на нос катамарана.
Капитан проснулся только к обеду. После пережитого ночью обед доставляет особенное удовольствие.
Отдохнули герои ночного происшествия и ведут катамаран дальше на север. У капитана поплавок наизнанку, сушит ))
На крыше рубки настоящая сушилка!