Николаевск–на-Амуре.
На шестой день пути мы пришли в Николаевск- на- Амуре. Это был последний населенный пункт перед выходом в Амурский лиман. Следующим будет только Петропавловск - Камчатский, а до него ещё долгих 1500 км. Здесь закончился наш тренировочный период перед самым серьезным этапом - пересечением Охотского моря.
Николаевск нас встретил хмурым небом и свежим холодком, который в Хабаровске начинает чувствоваться обычно ближе к осени. Подошли к берегу. Мы с Мишей бросили якоря на каменистый пляж не далеко от старого деревянного причала. Звон металла разбудил Костю, который спал после вахты. Он вышел на палубу и поприветствовал всех дружественным пролетарским жестом «Рот Фронт». И как раз вовремя, капитан давал указания по подготовке катамарана к длинному переходу.
Распределили обязанности следующим образом. Старпом с Костей занимался пополнением провизии и пресной воды. Запас воды было решено увеличить со 100 до 160 л., по причине того, что неизвестно сколько времени мы будем в Охотском море. Так же необходимо было заполнить 16 канистр бензином, для этого нужно было найти машину. Плюс ко всему перебрать съемочное оборудование и оставить только дежурные комплекты, остальное герметично упаковать, на тот случай, если вдруг попадем в переделку то, чтобы не потерять всю технику. А также перед выходом помыть и собрать тузик, до самой Камчатки он поедет в чехле на носу.
Из технических недочетов – решить проблему с дизельной печкой, которая не завелась перед Николаевском. Эта задача досталась нашему механику Мише. Но на этом его работа не заканчивалась. Когда на кануне пробовали идти под парусом обнаружили, что не опускается шверт. Один из блоков в полиспасте закусил веревку, необходимо было его заменить и заново провести трассу шкотов.
Мне досталась роль простая и незамысловатая – отдраить катамаран. Всё для этого есть: щетка, ведро на веревке, моющее средство.
Когда были выполнены поставленные задачи, капитан решил провести тренировку по постановке генакера. Вся сложность в том, что этот парус ставится прямо из мешка. Здесь требуется четкость действий минимум трех человек, в довесок ко всему надо действовать быстро. Разместились следующим образом: Миша на носу, крепит на карабины углы паруса, Костя на палубе подтягивает фаловый угол на топ, я на левом борту набиваю галсовый угол.
«Все готовы? - спросил капитан, мы утвердительно кивнули, - Поехали!»
Миша начинает уже с прикреплёнными фалами вытаскивать парус, Костя тянет шкот и фаловый угол геннакера устремляется вверх. По мере освобождения паруса из тесного мешка, Миша пытается его тут же расправлять, чтобы геннакер нигде не свернулся и начал планомерно расправляться под ветром. Когда верхний угол почти у топа, я начинаю набивать галсовый угол. Вроде бы не хитрая манипуляция, но игра ветра с парусом доставляет не мало хлопот и у нас не получается поставить парус чисто с первого раза. Ветер в какую-то секунду ослаб, Костя немного опоздал, геннакер начал сваливаться в воду за левый борт. Капитан, видимо забыв, что это просто учебный процесс, сам ринулся исправлять ситуацию, начав активно расправлять парус, не давая ему окончательно растелится по воде, одновременно отдавая указания. Косте удалось затащить угол на топ, но с галсовым углом проблема – веревка зацепилась за поперечную балку и отказывалась набивать парус, как я ни старался. Надо, сказать, что тренировка проходила на стоянке, без движения по воде, ветер был слабый – идеальные условия, чтобы отточить свои навыки. Но даже в такой обстановке о четкости в постановке паруса пока можно было только мечтать.
За два дня до прихода в Николаевск меня начала беспокоить тупая боль в животе. Я побрёл в поликлинику. Будучи дома, вряд ли бы я пошел в больницу, поскольку недомогание не было особо беспокоящим. Это сейчас не «особо», а через неделю будет особо или нет, я не знал, поскольку медицинского образования не имею. Поэтому перед выходом в лиман, надо было решить этот вопрос. Очень не хотелось посреди моря стать балластом для команды. Капитан еще за несколько месяцев до выхода настоятельно рекомендовал пролечить зубы, кому надо, да и в целом устранить острые проблемы по здоровью. У меня жалоб никаких не было, и вот, на тебе, через несколько дней после старта из Хабаровска всплывает такой сюрприз, в районе селезенки.
Шел я не торопливо, внимательно разглядывая город. Николаевск мне сразу понравился. Видимо потому что он отдаленно напоминал Петропавловск-Камчатский, в котором я часто бывал в детстве. «Петрик», так мы называли Петропавловск, был первым городом в моей жизни, и как любого поселкового мальчугана, поездки в город радовали меня. Ведь там были такие блага цивилизации как мороженое, игра «Морской бой» по 15 копеек, автобусы и настоящий кинотеатр «Родина». Я прогуливался по Николаевску и ловил себя на ощущении, что словно переместился на 35 лет назад, только с помощью катамарана, а не машины времени. Многие дома, улицы, сама природа, якорные цепи на памятниках отсылали меня в прошлое, всё было очень схоже с тем временем. Картину моего путешествия в детство завершили мальчишки, возвращавшиеся с рыбалки. Торчащие «антенны» удочек из-за спины, усталые, но довольные лица юных рыбаков, и стучащие о тротуар резиновые сапоги, немного больше нужного размера – все было точно так, как когда-то в далеком камчатском поселке моего детства Эссо.
В поликлинике меня быстро оформили по моему полису, забив данные в талон с компьютера.
«Я у вас там есть?» - удивленно спросил я, указывая рукой в окошко на монитор.
«Конечно, есть! Край один!» - сухо мне ответила работник здравоохранения, явно не собираясь со мной любезничать.
Врач, терапевт преклонного возраста, быстро меня осмотрел. Два раза подавил мне на живот пальцами и незамедлительно поставил диагноз – гастрит. Ещё быстрее написал мне лекарства на листочке, дав рекомендации не есть острого и жирного. Скорость обслуживания меня поразила, ещё больше я был удивлен стоимостью лекарств. За две упаковки 138 рублей. На этом чудеса не заканчивались, через три дня, начав пропивать курс, я забыл думать о своем животе. Вот так медицина у Нижнеамурцев! Быстро, недорого, эффективно!
Все было готово к выходу, но не совсем. Надо было помыться! Но как назло во всём Николаевске отключили горячую воду. И капитан организовал нам душ в порту, на грузовом судне, которое вот-вот должно было отойти в Хабаровск. Итак, мы чисты, печка работает, шверт опускается, провизия пополнена – можно выходить. 28 июня катамаран «Антарес» с пятью членами экипажа выходит из порта Николаевска-на-Амуре, чтобы совершить первый в мире переход через Охотское море на надувном парусном судне.