Это простой циркуль. Вставлялся обычный карандаш и всё. Рейсфедером советские женщины ещё выщипывали брови. Две металлические пластины позволяли это делать.
Посмотреть вложение 397357
Ну это - прям крутой. У меня был подобный, с костяной ручкой. Китайский. Мы их точили, полировали...))). Это был дорогой (если хороший) инструмент. Их потом заменили рапидографы. Особо почитаем были бундовский западный ROTRING, FABER CASTELL и другие западные буржуинские образцы. SKRIBENT восточнонемецкий был на втором месте, рядом с ним чешкие (не помню) и замыкали этот хоровод наши, которые были весьма нестабильны в качестве.
Про тушь... была двух видов: жидкая (как фирменная одноимëнная с рапидографами, так и советская - чëрная, синяя, красная, жëлтая и зелëная. А, вот - была и коричневая. Прибалтийская была получше. ) и китайская брусковая, которую надо было растворять (для отмывок и всяческих изображений). Ещë ценились кисти: от щетины до беличьих - для подачи проектов. А потом пошло/поехало: аэрография, темпера, акварель, гуашь - кистью, тамповкой, аэрографом, с обводкой и без... - в разных сочетаниях.
...а щас всё это делается на компах. Ватман - это отдельный разговор. Лучший - до которого можно было дотянуться - это шершавый ГОЗНАК, на котором получались великолепные подачи проектов в технике отмывки акварелью или тушью... Нынешние студенты то и рисовать толком не умеют... Насмотрелся я на своих дипломников. Да и на их преподов - тоже. Так "насмотрелся", что перестали приглашать на рецензирование дипломных проектов... Почему пишу об этом всëм? Да потому что при эсэсэсэре человеку без навыка не можно было. А щас - можно.