Сравнение карабинов «Тигр» и «Вепрь»
12.09.2013
Самозарядные карабины
Про сравнения двух отечественных самозарядных карабинов написано очень много, и сломано бессчетное количество копий в Интернет-баталиях. Это сравнение проведено человеком, который работал на ИЖМАШе, а купил себе «Вепрь».
Все знают, что наши отечественные производители оставляют сверхвосторженные отзывы о своих детищах, их характеристики и надежность переплюнут всех производителей, а при указании на недостатки в конструкции оружия делают удивленные глаза. Все карабины, сошедшие с завода красивые и есть чувство, что они будут стрелять лучше других (не учитываем откровенный и сразу заметный брак).
Как при любом сравнении, поговорим сначала с теоретической точки зрения, а потом с практической. Теория нам поможет понять, как все будет функционировать в приобретенном вами карабине, а какие недостатки конструкции смогут сыграть злую шутку. Ведь даже поверхностное знание механизма позволяет предположить место возникшей поломки, для этого не нужно быть конструктором или инженером-асом.
Хочется сразу отметить, что наши заводы очень часто производят неповторимое оружие: неповторимое как по качеству боя, так и в том, что качество боя отличается от других единиц кардинально.
Сравнение карабина «Тигр» и «Вепрь» в теоретической части.
Ствольная коробка.
Способы изготовления ствольной коробки карабинов совершенно отличаются. Начнем с карабина «Тигр». Ствольная коробка полностью выфрезерована из цельного куска хорошо закаленной стали. Выфрезерованы части под боевые упоры, направляющие, перемычки. Это монолитная структура, у которой огромен запас прочности. Изготовление происходит медленно, трудоемко и обходится очень дорого (80% стали не используется!). Сам кусок стали предварительно проходит поковку, когда его обстукивают многотонные молоты, что упрочнит структуру стали и делает заготовку плотнее. Затем заготовку отправляют на термообработку, где она закаляется, и только потом фрезеруют. Именно в таком порядке, вгрызаются в закаленную сталь, часто меняя недешевые фрезы. Логичный вопрос, почему не закалить уже выфрезерованую заготовку? А потому что не умеем. Американские производители оружия умеют проводить термообработку сложных деталей, а мы нет. У нас ее обязательно поведет, поэтому и платим за недешевые фрезы. Но в итоге получаем ствольную коробку с огромным запасом прочности, даже для калибра 9,3/64 ее хватает с большим запасом.
Ствольная коробка карабина «Вепрь» производится совершенно по другой технологии. Штампованный лист 1.5 мм стали, предварительно прокаленный (ну, не умеем калить готовые детали) и холоднокатаный. В месте окна для магазина приварены ребра жесткости, передний вкладыш сделан массивнее. Это добротная ствольная коробка пулемета, а не хлипкая ствольная коробка «Сайги». Для калибра 7,62 запас прочности так же огромен.
В итоге имеем дешевую стальную коробку. Передние и задние вкладыши изготавливаются литьем, только после этого их немного подравнивает фреза, и они немного закаляются. Направляющие приваривают к коробке и затем заклепками крепят вкладыши. Коробка дешевая, надежная, с большим запасом прочности для своего калибра. Но значительно проигрывает ствольной коробке «Тигра». Проигрывает как внешне, так и по прочности.
Затвор карабинов
Площадь боевых упоров «Вепря» значительно проигрывает площади упоров карабина «Тигра». Площадь упоров «Тигра» симметричнее, чем у «Вепря» и превосходит площадь многих болтовых карабинов.
Но у вепря также все с запасом. Площадь его боевых упоров превышает площадь упоров у винтовки «Мосина». Так что здесь у обоих карабинов все в полном порядке.
Газовые двигатели
Газовые двигатели полностью различны. У карабина «Тигр» короткий ход поршня, дальше идет толкатель, который и приводит в движение затворную раму. К плюсам можно отнести меньший вес затворной рамы и ее более плавный ход, что, теоретически, должно сказываться на увеличении кучности. Второй плюс — это более легкая чистка, пороховые газы не попадают внутрь затворной коробки. После стрельбы достаточно почистить ствол и газовую камеру. К минусам можно отнести меньшую безотказность системы.
У карабина «Вепрь» длинный ход поршня — это единое целое с затворной рамой и штоком. Эта система сильнее дергает при стрельбе, тяжелее, но имеет огромный плюс — ту самую безотказность, которой славятся все АК во всем мире. Но загрязнение деталей в ствольной коробке огромное. Ведь все газы попадают в ствольную коробку и оседают на деталях. Но оседают они до определенного уровня, после чего сдуваются вместе с грязью новым потоком газов, такое вот самоочищение.
Ударно-спусковой механизм.
Ударно-спусковой механизм у «Тигра» сделан съемным блоком. Это удобней для чистки и обслуживания. Ход спуска короткий, почти без провалов, что должно положительно сказываться на точной стрельбе.
Ударно-спусковой механизм у карабина «Вепрь» кардинально отличается у различных экземпляров. Очень часто он ужасен и его нужно доводить, но… Этот УСМ просто образец примитивизма — в нем крупные детали. Когда все крупное и простое, то очень легко найти проблему и ее исправить.
Ствол в карабинах «Тигр» и «Вепрь»
Согласитесь, что ствол у карабина самое главное. Создание ствола на ИЖМАШе долгий и очень технологичный процесс. Но нужен ли он? Для изготовления берется уже закаленная заготовка (а то ведь после может и повести) и в ней делают канал, который затем шлифуют до идеальной гладкости. Затем электроды в специальной жидкости «выедают» лишний металл, формируя нарезы. Что мы имеем в итоге? Ствол без любых напряжений в металле, твердость, которую невозможно получить механическим способом в закаленном металле, идеальную форму и гладкость внутри. Затем внутрь всей этой красоты наносят хром, который полируют через раз.
Ствол в «Вепре» значительно проще, он холоднокованый. Значит, есть напряжение в металле. По-идее, стволу нужно отлежатся несколько дней, чтобы стабилизировать натяжение в металле, прежде чем его внатяг впихнут в ствольную коробку, поставят газовую камеру и мушки. Но не всегда стволу дают отлежаться, именно поэтому встречаются стволы, которые две пули кладут рядом, а третью в сторону. При нагревании ствола вылезает боком внутреннее напряжение. Хром наносится два раза, по совсем другой технологии, чем на ИЖМАШе. Хром получается более грубый, но его толщина больше и прочность значительно выше. «Молот» умеет делать надежные стволы для пулеметов.
А теперь поговорим с практической стороны, упустим всю внутреннюю красоту и наши теперешние знания
С точки зрения обычного охотника, фундаментальных преимуществ работы «Тигра» нет, он даже кое в чем уступает. Правда, есть карабины с великолепной кучностью, но к рядовым пользователям они никогда не дойдут. Да и для кучности необходимо применять самоснаряженный патрон и качественную оптику. В среднем кучность у «Тигров» лучше. У «Тигра» стандартный спуск лучше, но ничего не мешает подправить спуск у «Вепря». Баланс оружия вещь очень индивидуальная, чтобы о ней говорить. «Тигр» легче и удобней чистить, есть затворная задержка. Но «Вепрь» можно не чистить совсем.
Что касается ремонта, то практически всегда на «Тигре» летит ствол и летит значительно быстрее, чем у карабина «Вепрь». Есть достоверные факты, что и после 400 выстрелов иногда слетал хром. Заявлено заводом, что для потери кучности в 15% необходимо произвести 5000 выстрелов, зачастую, хром облетает еще быстрее. Иногда это может сказаться на кучности, а иногда нет. Бесспорно, с ним и дальше можно охотится, а зная как он изготовляется, от него ожидаешь больше.
Хром у «Вепря» так рано не летит. Заявленная заводом потеря кучности в 20% после 7000 выстрелов, да если стволу придет капут раньше, не так обидно. «Вепрь» — это рабочее оружие без заявки на эксклюзивность. Предельно простой, сделан добротно и дешевый. Если полетит ствол, при его смехотворной стоимости его легко сдаешь в утиль и покупаешь новый. Муки совести терзать не будут.
Цена перестволки «Тигра» на ИЖМАШе чуть больше стоимости всего «Вепря»! Но ведь при его стоимости его в утиль не спишешь. Это как 21 волга, знак статуса советской эпохи, где нет ничего иностранного, например, отличного карабина .
Для простого охотника или стрелка неважно каким способом изготавливалась та или иная деталь, если их характеристики примерно одинаковы, а кое в чем и уступают «Вепрю». Тем более при стоимости «Тигра» в 2-3 раза выше стоимости своего Молотовского собрата.
12.09.2013
Самозарядные карабины
Про сравнения двух отечественных самозарядных карабинов написано очень много, и сломано бессчетное количество копий в Интернет-баталиях. Это сравнение проведено человеком, который работал на ИЖМАШе, а купил себе «Вепрь».
Все знают, что наши отечественные производители оставляют сверхвосторженные отзывы о своих детищах, их характеристики и надежность переплюнут всех производителей, а при указании на недостатки в конструкции оружия делают удивленные глаза. Все карабины, сошедшие с завода красивые и есть чувство, что они будут стрелять лучше других (не учитываем откровенный и сразу заметный брак).
Как при любом сравнении, поговорим сначала с теоретической точки зрения, а потом с практической. Теория нам поможет понять, как все будет функционировать в приобретенном вами карабине, а какие недостатки конструкции смогут сыграть злую шутку. Ведь даже поверхностное знание механизма позволяет предположить место возникшей поломки, для этого не нужно быть конструктором или инженером-асом.
Хочется сразу отметить, что наши заводы очень часто производят неповторимое оружие: неповторимое как по качеству боя, так и в том, что качество боя отличается от других единиц кардинально.
Сравнение карабина «Тигр» и «Вепрь» в теоретической части.
Ствольная коробка.
Способы изготовления ствольной коробки карабинов совершенно отличаются. Начнем с карабина «Тигр». Ствольная коробка полностью выфрезерована из цельного куска хорошо закаленной стали. Выфрезерованы части под боевые упоры, направляющие, перемычки. Это монолитная структура, у которой огромен запас прочности. Изготовление происходит медленно, трудоемко и обходится очень дорого (80% стали не используется!). Сам кусок стали предварительно проходит поковку, когда его обстукивают многотонные молоты, что упрочнит структуру стали и делает заготовку плотнее. Затем заготовку отправляют на термообработку, где она закаляется, и только потом фрезеруют. Именно в таком порядке, вгрызаются в закаленную сталь, часто меняя недешевые фрезы. Логичный вопрос, почему не закалить уже выфрезерованую заготовку? А потому что не умеем. Американские производители оружия умеют проводить термообработку сложных деталей, а мы нет. У нас ее обязательно поведет, поэтому и платим за недешевые фрезы. Но в итоге получаем ствольную коробку с огромным запасом прочности, даже для калибра 9,3/64 ее хватает с большим запасом.
Ствольная коробка карабина «Вепрь» производится совершенно по другой технологии. Штампованный лист 1.5 мм стали, предварительно прокаленный (ну, не умеем калить готовые детали) и холоднокатаный. В месте окна для магазина приварены ребра жесткости, передний вкладыш сделан массивнее. Это добротная ствольная коробка пулемета, а не хлипкая ствольная коробка «Сайги». Для калибра 7,62 запас прочности так же огромен.
В итоге имеем дешевую стальную коробку. Передние и задние вкладыши изготавливаются литьем, только после этого их немного подравнивает фреза, и они немного закаляются. Направляющие приваривают к коробке и затем заклепками крепят вкладыши. Коробка дешевая, надежная, с большим запасом прочности для своего калибра. Но значительно проигрывает ствольной коробке «Тигра». Проигрывает как внешне, так и по прочности.
Затвор карабинов
Площадь боевых упоров «Вепря» значительно проигрывает площади упоров карабина «Тигра». Площадь упоров «Тигра» симметричнее, чем у «Вепря» и превосходит площадь многих болтовых карабинов.
Но у вепря также все с запасом. Площадь его боевых упоров превышает площадь упоров у винтовки «Мосина». Так что здесь у обоих карабинов все в полном порядке.
Газовые двигатели
Газовые двигатели полностью различны. У карабина «Тигр» короткий ход поршня, дальше идет толкатель, который и приводит в движение затворную раму. К плюсам можно отнести меньший вес затворной рамы и ее более плавный ход, что, теоретически, должно сказываться на увеличении кучности. Второй плюс — это более легкая чистка, пороховые газы не попадают внутрь затворной коробки. После стрельбы достаточно почистить ствол и газовую камеру. К минусам можно отнести меньшую безотказность системы.
У карабина «Вепрь» длинный ход поршня — это единое целое с затворной рамой и штоком. Эта система сильнее дергает при стрельбе, тяжелее, но имеет огромный плюс — ту самую безотказность, которой славятся все АК во всем мире. Но загрязнение деталей в ствольной коробке огромное. Ведь все газы попадают в ствольную коробку и оседают на деталях. Но оседают они до определенного уровня, после чего сдуваются вместе с грязью новым потоком газов, такое вот самоочищение.
Ударно-спусковой механизм.
Ударно-спусковой механизм у «Тигра» сделан съемным блоком. Это удобней для чистки и обслуживания. Ход спуска короткий, почти без провалов, что должно положительно сказываться на точной стрельбе.
Ударно-спусковой механизм у карабина «Вепрь» кардинально отличается у различных экземпляров. Очень часто он ужасен и его нужно доводить, но… Этот УСМ просто образец примитивизма — в нем крупные детали. Когда все крупное и простое, то очень легко найти проблему и ее исправить.
Ствол в карабинах «Тигр» и «Вепрь»
Согласитесь, что ствол у карабина самое главное. Создание ствола на ИЖМАШе долгий и очень технологичный процесс. Но нужен ли он? Для изготовления берется уже закаленная заготовка (а то ведь после может и повести) и в ней делают канал, который затем шлифуют до идеальной гладкости. Затем электроды в специальной жидкости «выедают» лишний металл, формируя нарезы. Что мы имеем в итоге? Ствол без любых напряжений в металле, твердость, которую невозможно получить механическим способом в закаленном металле, идеальную форму и гладкость внутри. Затем внутрь всей этой красоты наносят хром, который полируют через раз.
Ствол в «Вепре» значительно проще, он холоднокованый. Значит, есть напряжение в металле. По-идее, стволу нужно отлежатся несколько дней, чтобы стабилизировать натяжение в металле, прежде чем его внатяг впихнут в ствольную коробку, поставят газовую камеру и мушки. Но не всегда стволу дают отлежаться, именно поэтому встречаются стволы, которые две пули кладут рядом, а третью в сторону. При нагревании ствола вылезает боком внутреннее напряжение. Хром наносится два раза, по совсем другой технологии, чем на ИЖМАШе. Хром получается более грубый, но его толщина больше и прочность значительно выше. «Молот» умеет делать надежные стволы для пулеметов.
А теперь поговорим с практической стороны, упустим всю внутреннюю красоту и наши теперешние знания
С точки зрения обычного охотника, фундаментальных преимуществ работы «Тигра» нет, он даже кое в чем уступает. Правда, есть карабины с великолепной кучностью, но к рядовым пользователям они никогда не дойдут. Да и для кучности необходимо применять самоснаряженный патрон и качественную оптику. В среднем кучность у «Тигров» лучше. У «Тигра» стандартный спуск лучше, но ничего не мешает подправить спуск у «Вепря». Баланс оружия вещь очень индивидуальная, чтобы о ней говорить. «Тигр» легче и удобней чистить, есть затворная задержка. Но «Вепрь» можно не чистить совсем.
Что касается ремонта, то практически всегда на «Тигре» летит ствол и летит значительно быстрее, чем у карабина «Вепрь». Есть достоверные факты, что и после 400 выстрелов иногда слетал хром. Заявлено заводом, что для потери кучности в 15% необходимо произвести 5000 выстрелов, зачастую, хром облетает еще быстрее. Иногда это может сказаться на кучности, а иногда нет. Бесспорно, с ним и дальше можно охотится, а зная как он изготовляется, от него ожидаешь больше.
Хром у «Вепря» так рано не летит. Заявленная заводом потеря кучности в 20% после 7000 выстрелов, да если стволу придет капут раньше, не так обидно. «Вепрь» — это рабочее оружие без заявки на эксклюзивность. Предельно простой, сделан добротно и дешевый. Если полетит ствол, при его смехотворной стоимости его легко сдаешь в утиль и покупаешь новый. Муки совести терзать не будут.
Цена перестволки «Тигра» на ИЖМАШе чуть больше стоимости всего «Вепря»! Но ведь при его стоимости его в утиль не спишешь. Это как 21 волга, знак статуса советской эпохи, где нет ничего иностранного, например, отличного карабина .
Для простого охотника или стрелка неважно каким способом изготавливалась та или иная деталь, если их характеристики примерно одинаковы, а кое в чем и уступают «Вепрю». Тем более при стоимости «Тигра» в 2-3 раза выше стоимости своего Молотовского собрата.