- Регистрация
- 16.04.11
- Сообщения
- 1.108
- Реакции
- 2.157
- Баллы
- 308
- Город
- Хабаровск
Иногда, общаясь с внуками и просто с молодёжью, отвечая на вопросы и просто рассказывая про своё детство и молодость, вижу недоверчивые взгляды "ну дед, заливает!" В век интернета и вацапа некоторые вещи им кажутся невероятными. Появилась потребность выложить эти воспоминания в письменном виде. Ничего не сочиняя, всё как было. Если кому-то это будет интересно, прочитает, может вспомнит свое детство, кому неинтересно, так тому и быть.
Находясь на охоте, на рыбалке или просто в лесу, иногда задумываюсь, когда появилась эта неистребимая тяга к общению с живой природой?
Детство мое прошло в глухой, по современным меркам деревне, при отсутствии электричества и прочих благ цивилизации. Отец, единственный учитель начальной школы, вёл уроки одновременно с первого по четвертый класс. В большом помещении стояли четыре ряда парт по количеству классов и он попеременно, по очереди, занимался с каждым, и пока первый класс рисовал палочки, четвертый писал диктант.
Как в такой ситуации он умудрялся управляться с этой «оравой», для меня загадка, причем уровень грамотности был вполне на высоте, Знак «Отличник народного просвещения» просто так не дают, один из учеников впоследствии стал профессором, а затем и академиком в области медицины. Авторитет учителя в деревне как среди взрослых, так и среди детей был непререкаемым, такие были порядки.
На деревянных партах имелись три выемки, одна круглая посередине для чернильницы-непроливайки, и две продолговатые для перьевых ручек, чтоб не скатывались. Причем перья с «шишечкой» разрешались только в старших классах, когда уже устоялся красивый почерк «с нажимом», современным людям с шариковыми ручками труднообъяснимое понятие.
Проживали мы в одном здании школы, с общим коридором, налево жилое помещение, направо класс.
В возрасте 4-6 лет я иногда я тихонько сидел на одном из свободных мест на задней парте, и как губка впитывал всю доступную информацию, пытаясь копировать действия старших детей, и не без успеха.
Когда пришло время идти в школу, оказалось, что в первом классе мне делать нечего, читать и писать умею гораздо лучше первоклассников, и отец, воспользовавшись своим положением «перевёл» меня во второй класс, и в дальнейшем мои успехи перестали как-то выделяться.
Так как электричества не было, вечером все пользовались керосиновыми лампами, керосин продавался на разлив в сельпо наряду с селедкой и пряниками. Основным транспортом были гужевые повозки, грузовые автомобили наезжали из райцентра эпизодически, своих в деревне не было.
Единственный радиоприемник был у нас дома, на этажерке стояли батареи, на них сверху радио по размерам батарей. Иногда односельчане приходили послушать новости, посудачить о том о сём.
Нельзя сказать, что мы совсем не видели электрической лампочки, периодически к нам приезжала кинопередвижка, и тогда вся деревня шла в кино, состоящее из 10-11 частей, в перерывах киномеханик перезаправлял аппарат. Кстати, его никто не звал «киномеханик», это длинно, просто «кинщик». И фраза «сегодня кина не будет, кинщик заболел» не какой-то стёб, а вполне реальная, из жизни.
Запомнился один момент, на перемене один из учеников сбегал узнать, что за фильм сегодня будет, (афишу повесили на сельсовете через дорогу), возвращается и сообщает: «Держу узлы». Ладно, идем смотреть, оказывается, «Дерсу Узала». Ученик решил, что кинщик неграмотный, нет таких слов, и прочитал по своему. Кстати, фильм был не тот, который снял Акиро Куросава, а снятый ранее.
Билет в кино стоил взрослый 20 коп. детский 5 коп. Чтоб был понятен масштаб цен, буханка хлеба стоила от 18 копеек (черный) до 32 копеек (белый большая буханка)
Даже в таких условиях отец умудрялся заниматься фотографией, снимал фотоаппаратом «Любитель» и даже печатал фотографии при отсутствии электричества, для чего была сделана светонепроницаемая будка с отверстием в потолке, куда был высунут фотоувеличитель и солнечный свет использовался вместо лампочки, как я догадываюсь, с фиксированным увеличением. Помню ящик с фотохимикатами, из которых он самостоятельно из компонентов составлял проявители-закрепители с помощью самодельных весов из спичечных коробков и монет.
Некоторые детские воспоминания сейчас вызывают улыбку, например фраза «он деньги пропивает» (были и такие), в моем представлении означала – человек скручивает в трубочку денежную купюру, заталкивает в бутылку с водкой, затем всё это «пропивает».
Любимым развлечением была игра в «лапту», «бей-беги», более взрослых в «городки» и другие подвижные игры. Запомнилась рыбалка на озере на краю деревни, наиболее частый трофей – ротаны, реже карась, которого надо было ловить рано утром, и закидывать удочку подальше.
Более серьезная рыбалка была на реке также на удочку, но в основном на гольянов, размеры рыбы компенсировались их количеством. Взрослые «баловались» бреднем, где основной добычей была щука. Довелось и мне поучаствовать в такой рыбалке, таская по берегу небольшой речки одежду и обутки рыбаков, за что был вознагражден щукой, которую с гордостью принес домой на уху.
Самым любимым праздником был, конечно Новый год, поблизости не произрастали ни ели, ни пихты, их с успехом заменяла сосна. Так как нас не баловали сладостями, новогодние подарки были одними из самых ярких воспоминаний детства.
Зимой, пока еще лёд был не толстым, ходили на водоёмы «глушить рыбу». «Глушилка» представляла собой небольшую чурку на палке, нужно было найти рыбу на мелководье, сильным ударом над ней «глушануть», если повезет этим же ударом пробить лёд, достать рыбу. Или после удара продолбить и достать. КПД такой «рыбалки», так скажем, было небольшим, но азарта выше крыши.
Ещё одним зимним развлечением детей и молодежи было катание на санях. Конные сани-розвальни толпой затаскивали на пригорок, и также толпой с визгом и криками катились вниз, затем всё повторялось. Особо такое развлечение было популярно у парней и девчат в том возрасте, когда появляется интерес к более тесному контакту, что и осуществлялось при подобных развлечениях.
Охотников в деревне было мало, считалось это занятие несерьезным, баловством, хотя была одна семья с несколькими взрослыми братьями, которые постоянно что-то добывали. В округе было несколько пасек, на которые периодически совершали набеги бурые медведи, их успешно отстреливали «самострелами» или в засаде, и тогда вся деревня ела котлеты из медвежатины. Трихиниллёз? Нет, не слышали…
Продолжение следует...
Находясь на охоте, на рыбалке или просто в лесу, иногда задумываюсь, когда появилась эта неистребимая тяга к общению с живой природой?
Детство мое прошло в глухой, по современным меркам деревне, при отсутствии электричества и прочих благ цивилизации. Отец, единственный учитель начальной школы, вёл уроки одновременно с первого по четвертый класс. В большом помещении стояли четыре ряда парт по количеству классов и он попеременно, по очереди, занимался с каждым, и пока первый класс рисовал палочки, четвертый писал диктант.
Как в такой ситуации он умудрялся управляться с этой «оравой», для меня загадка, причем уровень грамотности был вполне на высоте, Знак «Отличник народного просвещения» просто так не дают, один из учеников впоследствии стал профессором, а затем и академиком в области медицины. Авторитет учителя в деревне как среди взрослых, так и среди детей был непререкаемым, такие были порядки.
На деревянных партах имелись три выемки, одна круглая посередине для чернильницы-непроливайки, и две продолговатые для перьевых ручек, чтоб не скатывались. Причем перья с «шишечкой» разрешались только в старших классах, когда уже устоялся красивый почерк «с нажимом», современным людям с шариковыми ручками труднообъяснимое понятие.
Проживали мы в одном здании школы, с общим коридором, налево жилое помещение, направо класс.
В возрасте 4-6 лет я иногда я тихонько сидел на одном из свободных мест на задней парте, и как губка впитывал всю доступную информацию, пытаясь копировать действия старших детей, и не без успеха.
Когда пришло время идти в школу, оказалось, что в первом классе мне делать нечего, читать и писать умею гораздо лучше первоклассников, и отец, воспользовавшись своим положением «перевёл» меня во второй класс, и в дальнейшем мои успехи перестали как-то выделяться.
Так как электричества не было, вечером все пользовались керосиновыми лампами, керосин продавался на разлив в сельпо наряду с селедкой и пряниками. Основным транспортом были гужевые повозки, грузовые автомобили наезжали из райцентра эпизодически, своих в деревне не было.
Единственный радиоприемник был у нас дома, на этажерке стояли батареи, на них сверху радио по размерам батарей. Иногда односельчане приходили послушать новости, посудачить о том о сём.
Нельзя сказать, что мы совсем не видели электрической лампочки, периодически к нам приезжала кинопередвижка, и тогда вся деревня шла в кино, состоящее из 10-11 частей, в перерывах киномеханик перезаправлял аппарат. Кстати, его никто не звал «киномеханик», это длинно, просто «кинщик». И фраза «сегодня кина не будет, кинщик заболел» не какой-то стёб, а вполне реальная, из жизни.
Запомнился один момент, на перемене один из учеников сбегал узнать, что за фильм сегодня будет, (афишу повесили на сельсовете через дорогу), возвращается и сообщает: «Держу узлы». Ладно, идем смотреть, оказывается, «Дерсу Узала». Ученик решил, что кинщик неграмотный, нет таких слов, и прочитал по своему. Кстати, фильм был не тот, который снял Акиро Куросава, а снятый ранее.
Билет в кино стоил взрослый 20 коп. детский 5 коп. Чтоб был понятен масштаб цен, буханка хлеба стоила от 18 копеек (черный) до 32 копеек (белый большая буханка)
Даже в таких условиях отец умудрялся заниматься фотографией, снимал фотоаппаратом «Любитель» и даже печатал фотографии при отсутствии электричества, для чего была сделана светонепроницаемая будка с отверстием в потолке, куда был высунут фотоувеличитель и солнечный свет использовался вместо лампочки, как я догадываюсь, с фиксированным увеличением. Помню ящик с фотохимикатами, из которых он самостоятельно из компонентов составлял проявители-закрепители с помощью самодельных весов из спичечных коробков и монет.
Некоторые детские воспоминания сейчас вызывают улыбку, например фраза «он деньги пропивает» (были и такие), в моем представлении означала – человек скручивает в трубочку денежную купюру, заталкивает в бутылку с водкой, затем всё это «пропивает».
Любимым развлечением была игра в «лапту», «бей-беги», более взрослых в «городки» и другие подвижные игры. Запомнилась рыбалка на озере на краю деревни, наиболее частый трофей – ротаны, реже карась, которого надо было ловить рано утром, и закидывать удочку подальше.
Более серьезная рыбалка была на реке также на удочку, но в основном на гольянов, размеры рыбы компенсировались их количеством. Взрослые «баловались» бреднем, где основной добычей была щука. Довелось и мне поучаствовать в такой рыбалке, таская по берегу небольшой речки одежду и обутки рыбаков, за что был вознагражден щукой, которую с гордостью принес домой на уху.
Самым любимым праздником был, конечно Новый год, поблизости не произрастали ни ели, ни пихты, их с успехом заменяла сосна. Так как нас не баловали сладостями, новогодние подарки были одними из самых ярких воспоминаний детства.
Зимой, пока еще лёд был не толстым, ходили на водоёмы «глушить рыбу». «Глушилка» представляла собой небольшую чурку на палке, нужно было найти рыбу на мелководье, сильным ударом над ней «глушануть», если повезет этим же ударом пробить лёд, достать рыбу. Или после удара продолбить и достать. КПД такой «рыбалки», так скажем, было небольшим, но азарта выше крыши.
Ещё одним зимним развлечением детей и молодежи было катание на санях. Конные сани-розвальни толпой затаскивали на пригорок, и также толпой с визгом и криками катились вниз, затем всё повторялось. Особо такое развлечение было популярно у парней и девчат в том возрасте, когда появляется интерес к более тесному контакту, что и осуществлялось при подобных развлечениях.
Охотников в деревне было мало, считалось это занятие несерьезным, баловством, хотя была одна семья с несколькими взрослыми братьями, которые постоянно что-то добывали. В округе было несколько пасек, на которые периодически совершали набеги бурые медведи, их успешно отстреливали «самострелами» или в засаде, и тогда вся деревня ела котлеты из медвежатины. Трихиниллёз? Нет, не слышали…
Продолжение следует...