Как научиться читать реку

sergg79

Почетный Форумчанин
Регистрация
19.07.11
Сообщения
2.513
Реакции
6.745
Баллы
308
Город
Хабаровск
Раз уже сплавлялся, то и начинай анализировать полученную на сплавах информацию.
По поверхности воды и прилегающим берегам можно определить характер дна и направление струй. Прозрачная вода как раз и дает возможность увидеть какие признаки что значат. На Амуре только и остается, что вспоминать эти признаки и применять их на практике "в слепую". На протоках и заливах вода чаще отстоявшаяся, более прозрачная - можно заметить мель заранее, а по крутизне берегов всегда можно сказать, к какому лучше прижаться. Ну и комплект у тебя не опасный для мели - как раз тропинки на воде искать без напряга в случае посадки на мель. Мозг не выключай и будет тебе счастье - опыта быстро наберешь.
 

Nikov

Новичок
Регистрация
16.06.14
Сообщения
52
Реакции
45
Баллы
8
Город
Хабаровск
А ты на какую рыбу в основном планируешь рыбачить?
Вопрос то я так понимаю, не столько в умении читать реку в целях навигации, а умение искать нужный рельеф дня для поиска рыбы.
Для щук или сомов нужно искать один рельеф. Для верхогляда, другой. Для желтощёка третий...
Да, конечно для того, чтобы поймать рыбу, нужно ее еще найти ! Ловлю в основном щуку, сомов. Желтощека не ловил, но хотелось бы попробовать
 

kazanaza

Почетный Форумчанин
Регистрация
24.12.10
Сообщения
5.940
Реакции
1.440
Баллы
308
На сплаве то как раз и надо читать.
Ты дядя Саша фигню то не говори! Попробуй сплавом по горной реке идти и под мотором, в первом случае скорость 5-6 кмч, во втором 30-35. Если не умеешь читать реку, в первом случае ты залетишь на меляк или в берег или на камень подводный, в любом случае последствия не страшны, а опыт бесценен. Если допускаешь ошибку под мотором, то последствия гораздо серьезнее будут: порванная лодка, разбитый водозаборник, винт или вообще редуктор...
И еще, поделись знаниями как так реку читать надо, чтобы в залом не влететь??
 

Д.Меркулов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
02.04.13
Сообщения
16.941
Реакции
24.544
Баллы
308
Город
Хабаровск
Да, конечно для того, чтобы поймать рыбу, нужно ее еще найти ! Ловлю в основном щуку, сомов. Желтощека не ловил, но хотелось бы попробовать
Щуку найти сложнее всего, часто маста стоянок меняет и лизиит где ни-попадя, зараза...
Сом - ищи здоровую отмель рядом с ямами и на вечерней зорьке с колебалочками или тяжёлыми вертушками туда и будет счастье. Меляков сейчас хватает, после наводнения.
 

vodnik.KnA

Почетный Форумчанин
Регистрация
09.11.12
Сообщения
811
Реакции
822
Баллы
308
Город
Комсомольск
Ты дядя Саша фигню то не говори! Попробуй сплавом по горной реке идти и под мотором, в первом случае скорость 5-6 кмч, во втором 30-35. Если не умеешь читать реку, в первом случае ты залетишь на меляк или в берег или на камень подводный, в любом случае последствия не страшны, а опыт бесценен. Если допускаешь ошибку под мотором, то последствия гораздо серьезнее будут: порванная лодка, разбитый водозаборник, винт или вообще редуктор...
И еще, поделись знаниями как так реку читать надо, чтобы в залом не влететь??.

Лично я считаю что ДЯДЯ САША очень даже прав. Хотелось бы сделать замечание. Что к лодке с мотором нужна ещё и трезвая голова. С дуру можно ВСЁ сломать. Потки воды в горных реках имеют скорость повыше чем 5-6км/час. Попробуй отгребись. А на моторе можно и против течения отработать. Так что амбиций не надо, а просто надо привести признаки на реке предшествующие тому или иному препятствию.
 

kazanaza

Почетный Форумчанин
Регистрация
24.12.10
Сообщения
5.940
Реакции
1.440
Баллы
308
Потки воды в горных реках имеют скорость повыше чем 5-6км/час.
Потоки да, но скорость лодки в горном течении именно такая. Это я вам назвал наивысшую скорость, которая достигается на сливах и перекатах наших около хабаровских рек. А дядя Саша очень даже не прав в том, что сам не управлял лодкой с мотором, поэтому думает, что сплав это самое сложное. Реально на сплаве лучше всего учиться понимать реку, а уже потом садиться за мотор
 

vodnik.KnA

Почетный Форумчанин
Регистрация
09.11.12
Сообщения
811
Реакции
822
Баллы
308
Город
Комсомольск
Давайте не будем говорить про суда, а поговорим о препятствиях на реке.

1. Перекат
2. Шивера
3. Порог
4. Водопад
5. Прижим
6. Залом
7. Слив
.......
........
и т д.

Как мы можем проанализировать то или иное препядствие на подступах к нему. Ну и как его преодолеть.
 

kazanaza

Почетный Форумчанин
Регистрация
24.12.10
Сообщения
5.940
Реакции
1.440
Баллы
308
Как мы можем проанализировать то или иное препядствие на подступах к нему.
Касательно заломов нет универсальных признаков. Их просто нужно знать, где они. А еще их можно увидеть глазами.
 

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
17.093
Реакции
14.653
Баллы
308
Город
Хабаровск
1. Всегда - в конце либо начале плёса, малюсенький, но обязательно будет. Очень часто - перед поворотом речки, достаточно крутым поворотом. В большинстве случаев довольно безопасны, но требуют всётки грамотной рулёжки хотя бы от одного члена экипажа. Определяетцо визуально.
2. Шивера в основном на наших местных речках встречается в верховьях, где нет мощных ледовых натисков и объёмных сливов по причине невеликого водосбора - которые способны "гладануть" речку. Сложнее, нежели перекат, нужно быть внимательным ко всему - отдельным камням, зонам отстоя за ними, преобладающему потоку. Требует внимания всей команды. Определяетцо также - визуально.
3. Порог также характерен для верховий наших рек. Я видел очень частое соседство порогов с шиверами... При большой высоте порога требуются особые навыки, опыт, слаженность команды а главное - принятие верного решения "капитана". Немаловажны здесь и характеристики, возможности судна. Желательно, если места не знакомые - причалить выше - просмотреть порог перед его прохождением, наметить траекторию прохода. Можно определить его присутствие впереди различимым относительно обычного фона шумом, небольшим ускорением течения, небольшим увеличением "спада" воды на предстоящем участке...
4. Реален к проходу только опытнейшим коллективом, чреват гибелью - при недостатке техники прохода, хилых характеристиках судна, переоценке своих и судна возможностей. Высота водопада весьма ограничивает реальность его прохода. Можно определить предстоящий порог по реальному шуму, ускорению течения, сужению ширины речки.
5. Как правило - это поворот речки, часто - со скалой и некоторым увеличением течения (относительно уже имеющегося на данном участке речки). Определяется по повороту речки (довольно крутому), наличию высокого берега (вплоть до скал). Чреват расположением на входе в прижим и выходе из него подводных камней (как правило - колотых - на небольшой глубине). Нужно быть внимательным и стараться не подводить судно близко к берегу при проходе прижима, т.к. возможен навал и порыв/пробой судна.
6. Бывают глухие и сквозные (проходные). Его обычно видно и есть возможность, время принять меры, особенно - при подъёма вверх на моторе. При сплаве: перед "глухарями" очень часто замедляется ток воды - как никак - плотина - по сути. Перед сквозными - часто - разбиение струи на несколько русел, зачастую - с перекрёстками струй, подводными и надводными "шлагбаумами", не позволяющими пройти судну по высоте. Нужно быть крайне внимательным. Считаю, что залом - самое серьёзное и опасное препятствие на реке - по последствиям головотяпства кэпа и команды - может повлечь САМЫЕ трагичные последствия. В большинстве случаев я бы лично рекомендовал причаливание перед заломом, его осмотр НА ВСЁМ ПРОТЯЖЕНИИ ПЕШКОМ, провод судна на бечеве/обнос судна. В некоторых случаях - на небольших речках - часто проходили заломы пропиливая их, обычно это - мелкие речки с небольшими глубинами. Можно попасть в ложное "основное" русло и пробиваться не один день. Такое бывало...
7. Тождественен перекату, только побыстрее и поглубже он обычно. Ушко на сливе нужно держать востро, потому как слив весьма частая предтеча ПРИЖИМА.

8. Почему то не отмечена в вопросах "расчёска". Обычно это - подмытое в корнях дерево (чаще всего - ель) - нависающая на различной высоте над водой . этим она довольно опасна. Лично мне не известно ниодного случая, чтобы она йопнулась на лодку, но - вопреки инструктажу, проводимому начинающим сплавщикам - на расчёску "влетают" довольно часто - и не только новички. Торчащие спининги, плохо уложенный шмурдяк, пилы и пр. хня, включая людей - вот то, что она катапультирует и сволакиват с проходящего под ней и сквозь неё судна. Есть случаи, когда она ещё и награждает людей их же тройником с блесны - в холку/плешку/шею/руку/щёку - по недосмотру или "звездатости" оных. Обнаруживается визуально - зрячими, тактильно - остальными. Общение и контакт с ней дают незабываемые впечатления и крепкий опыт. Расчёски бывают и подводными, и зачастую - именно при подъёме воды - очень опасными. Видел часто такое: вода поднялась, расчёска ушла под воду, часть веток у неё обломана а листва/хвоя вся сбита... и она раскачивается своей плавучестью и течением вверх-вниз... набирает амплитуду совместно со струями и периодически выстреливает на поверхность. Несколько раз чуть не влетал в такое, поэтому нужно очень внимательно проходить места, где видишь комель в берегу с ушедшим под воду стволом.

9. Не отметили также катящееся по дну дерево в период половодья: на глубинах его не видно, а вот при приближении к островку оно неожиданно и довольно резко/не вовремя возникает из воды, зачастую - крутясь вокруг своей оси... чем чревато - объяснять не надо, потому рекомендую быть внимательным на ТАКИХ участках.

10. Лёд/шуга. Весной особенно опасен лёд. У меня были случаи, когда на уже казалось бы очистившейся реке вдруг возникает сначала далёкий, потом - уже близкий грохот - где то вверху сорвало лёд и его прёт вниз - с нагромождениями, расходом по струе, наползанием на берега, и тут - нуна вовремя выскочить на берег ну лодочку - тудой же утянуть. Иначе - пеший и голодный поход - обеспечен. Также нужно быть крайне осторожным при рыбалке весной по проталинам: отпаи льдин и вообще сдвиг больших ледовых полей на русле - с резким и высоким нагромождением льда весьма вероятен, и можно успеть тогда только в одно место - "к богу". Один раз - на Хору - еле успели выскочить на берег...

11. Ну и последнее: алкаголь. Ну, тут любые пожелания/нотации излишни: каждый сам решает - насколько ему дорога жизнь. Очень хорошо, когда именно этим занят ОДИН человек на судне - кэп. И ваще гут, когда он (кэп) авторитет, а команда - одекуатна.
Кактотак, прошу извинения замногабукав...

...нибуду ничего говорить про жилеты...
 

sergg79

Почетный Форумчанин
Регистрация
19.07.11
Сообщения
2.513
Реакции
6.745
Баллы
308
Город
Хабаровск
Ну и немного добавить:
1. Заходить в него следует по "языку" плеса - отличается более "гладкой" поверхностью воды и выделяется треугольником, вершиной в низ по течению - здесь максимальная глубина. Далее следить по течению, держаться струи. На выходе может перейти в слив с уменьшением глубины, соответственно надо пересечь "косу" по максимальной глубине и соскочить в заводь уже ниже ее. По высоте волн на перекате можно найти нужную глубину.
2. Шивера - в наших краях (там где есть) имеет большую скорость течения и большой перепад высот. Требует усиленной рулежки.
3. Часто имеет какую либо центральную струю, которую, в зависимости от размеров судно, либо необходимо обойти, либо необходимо попасть прямо в нее. После часто стоячая волна, на которой желательно удерживаться по центру.
4. Ничего не добавлю :)
5. Проходить по внутреннему радиусу, не прижимаясь вплотную к берегу, так как попадаешь на обратное течение, и придется грести, а лень)).
 

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
17.093
Реакции
14.653
Баллы
308
Город
Хабаровск
Ну и немного добавить:
1. Заходить в него следует по "языку" плеса - отличается более "гладкой" поверхностью воды и выделяется треугольником, вершиной в низ по течению - здесь максимальная глубина. Далее следить по течению, держаться струи. На выходе может перейти в слив с уменьшением глубины, соответственно надо пересечь "косу" по максимальной глубине и соскочить в заводь уже ниже ее. По высоте волн на перекате можно найти нужную глубину.
2. Шивера - в наших краях (там где есть) имеет большую скорость течения и большой перепад высот. Требует усиленной рулежки.
3. Часто имеет какую либо центральную струю, которую, в зависимости от размеров судно, либо необходимо обойти, либо необходимо попасть прямо в нее. После часто стоячая волна, на которой желательно удерживаться по центру.
4. Ничего не добавлю :)
5. Проходить по внутреннему радиусу, не прижимаясь вплотную к берегу, так как попадаешь на обратное течение, и придется грести, а лень)).
Опыт - он такая весчь - его не пропьёшь, но и попользоваться - не дашь ;).
ТС, что знали - рассказали, дальше - пробуй. Для начала сплавься от Сукпая до Северного/Среднехорского/Гвасюгов (разок хотя бы). Потом - от бетонного (среднего) моста через Сукпай - до п. Сукпай (лучше - пару - тройку раз - для закрепления навыка). Потом - крепко подумав - мона спуститься с верхнего металло - деревянного моста до п. Сукпай. Когда откатаешь эти маршруты - можешь позволить себе и кое что посложнее.
 

Саш

Форумчанин
Регистрация
26.12.10
Сообщения
11.207
Реакции
11.448
Баллы
308
Город
Хабар

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
17.093
Реакции
14.653
Баллы
308
Город
Хабаровск
Олег, человек уже три раза по Бикину сплавлялся...
Ну так я ж не вкурсе. Я ж думал - новичок справляется. Сорри, еслишто ;). Но думаю - информация здесь будет выложена весьма полезная - для начинающих.
...как же я тоскую по ТЕМ первым впечатлениям от моих ПЕРВЫХ сплавов...
Ннада этим летом махнуть куданить на подальше. Рассматриваю такие версии: Тумнин, Кур от Ярапа... иэххххххх, срослось бы...:rolleyes:
 

Андрей-Матайский

Почетный Форумчанин
Регистрация
01.02.14
Сообщения
4.747
Реакции
2.173
Баллы
308
Город
Хабаровск
Может Счастливые люди , а то как то твоему названию в поиске не нашел . хотел посмотреть.
ТВ 24 Россия ,целый фильм был ,как люди живут в тайге.и не и...т их глобальные проблемы.Тайга огород кормит,телевизоры в кризис не скупают,хотя главный персонаж фильма ездил на Викинге ,таская за собою самодельную нарту -ванну.
 

Вадим К

Почетный Форумчанин
Регистрация
17.03.11
Сообщения
6.879
Реакции
3.504
Баллы
308
Город
Хабаровск
Ну так я ж не вкурсе. Я ж думал - новичок справляется. Сорри, еслишто ;). Но думаю - информация здесь будет выложена весьма полезная - для начинающих.
...как же я тоскую по ТЕМ первым впечатлениям от моих ПЕРВЫХ сплавов...
Ннада этим летом махнуть куданить на подальше. Рассматриваю такие версии: Тумнин, Кур от Ярапа... иэххххххх, срослось бы...:rolleyes:
Собирешся - маякни ;)
 

Дядя Саша

Почетный Форумчанин
Регистрация
12.08.12
Сообщения
697
Реакции
292
Баллы
308
Город
Хабаровск
Ты дядя Саша фигню то не говори! Попробуй сплавом по горной реке идти и под мотором, в первом случае скорость 5-6 кмч, во втором 30-35. Если не умеешь читать реку, в первом случае ты залетишь на меляк или в берег или на камень подводный, в любом случае последствия не страшны, а опыт бесценен. Если допускаешь ошибку под мотором, то последствия гораздо серьезнее будут: порванная лодка, разбитый водозаборник, винт или вообще редуктор...
И еще, поделись знаниями как так реку читать надо, чтобы в залом не влететь??
А где ты прочитал у меня, что под мотором реку не надо читать? Вот когда без мотора идешь 12-15 км час, вот где реальное чтение реки. А если идешь просто сплавом по несложной реке, быстрее воду понимаешь. Про прижимы и краевые заломы на поворотах рек - их нужно проходить на отрицательной скорости, выставив судно носом на прижим(залом) под углом 45о к направлению течения и работать веслами назад. Судно корабликом уйдет от залома. На положительной скорости больше шансов попасть в залом или прижим. Можно использовать разность скорости у внутреннего берега и внешнего, но этот прием работает только в самом начале прижима.
 

vodnik.KnA

Почетный Форумчанин
Регистрация
09.11.12
Сообщения
811
Реакции
822
Баллы
308
Город
Комсомольск
Олег, человек уже три раза по Бикину сплавлялся...
Тогда зачем копья ломать. Вопрос задан с позиции новичка или человека имеющего не большой опыт пребывания на реке. ?????
 

Nikov

Новичок
Регистрация
16.06.14
Сообщения
52
Реакции
45
Баллы
8
Город
Хабаровск
Тогда зачем копья ломать. Вопрос задан с позиции новичка или человека имеющего не большой опыт пребывания на реке. ?????
А копья никто и не ломает ! Да конечно опыт не вилик, но не сплавной, а именно хождения по реке под мотором. При больших скоростях тяжелее всё равно сориентироваться на местности, вот поэтому и был задан вопрос. А интересные ответы мною уже оценены !!!
Хотелось бы также отметить, что сколько раз мы не ходили по одному и тому же маршруту, все равно из года в год рельеф реки меняется из-за весенних и летних паводков, и тем самым намного сложнее бывает идти, даже при сплавах !!!
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх