По следам трагедии на Амгуни.
Многие из туристов слышали о трагедии, которая произошла 19 июня на реке Амгунь. Там катамаран с группой туристов влетел под залом и погибла девушка. Я не собираюсь искать виноватых в этом происшествии. Просто хочу поделиться с Вами своим более чем 30-ти летним опытом занятий водными туризмом.
Все началось с паводка на реке. Как определить, что вода начала подниматься? Если вы на берегу это проще простого. Надо у обреза воды поставить "зарубу" - воткнуть ветку (только так, чтобы не смыло) или сложить пирамидку из камней. И по этим меткам следить за уровнем воды. Труднее определить подъем уровня когда Вы идете по реке, ведь Вы поднимаетесь вместе с водой. Сначала, пока вода не поменяла свой цвет, подъем можно определить по пене, которая начинает собираться за камнями, в уловах и заводях. Потом вода мутнеет, начинает нести старые листья и мелкие веточки. Когда по реке начинают плыть стволы деревьев, тогда надо срочно останавливаться. Причем искать место стоянки как можно выше.
Теперь о заломах.
Заломы бывают сплошные и боковые. Сплошные заломы полностью перегораживают русло реки. К ним лучше близко не подходить. Причалить заранее и обнести судно по берегу. Боковые заломы образуются на поворотах реки, где центробежная сила выносит бревна на берег, за них цепляются другие и образуется боковой залом. Та же центробежная сила выносит на залом неуправляемое или плохо управляемое судно.
Как уходить от заломов?
Если вы контролируете ситуацию на реке, и увидели залом, надо заранее прижаться к внутреннему берегу и пройти вдоль него. Там течение слабее и вас не будет тянуть на залом.
Если вы не заметили залом вовремя и вас уже несёт на него, можно выйти из опасной ситуации тремя способами, но все они используют принцип "кораблика". "Кораблик" это когда экипаж выставляет своё судно под углом 45 градусов относительно направления течения и оно помогает вам смещать судно в нужном направлении. Первый способ это развернуть судно носом вверх по течению и выдерживая к нему угол 45 градусов, работать от залома. За несколько мощных гребков вы спокойно уйдете от залома. Но этот способ опасен для слабого или неподготовленного экипажа. Время потраченное на разворот может не оставить вам шансов уйти от залома. Второй способ - уйти то залома кормой. Надо направить нос на залом и опять же, выдерживая угол 45 градусов к течению, всем экипажем резко работать назад от залома. Течение, которое тянуло вас в залом, поможет уйти от него. Третий способ - выставить судно кормой на залом и резкими мощными гребками уйти к другому берегу, но в этом случае течение будет вам помогать меньше всего.
Но вот случилась неприятность - вы видете, что вам уже не уйти от залома, но и это ещё не авария. Надо как можно быстрее всем экипажем перескочить на борт или гондолу ближнюю к залому. Вода будет бить под днище и ваше судно не перевернется. Затем экипажу выбраться на залом и поднимая внешнюю гондолу перевернуть катамаран на залом. Не стоит пытаться вытянуть на залом сначала внутреннюю гондолу. В этом случае ваш катамаран непременно перевернется. Выйдя на залом, протащить судно до безопасного места и там снова спустить его на воду.
Как вести себя под заломом - не скажу, не знаю. Говорят, что надо избавиться от жилета и нырнуть поглубже. У дна мол меньше бревен. Но это с чужих слов.
Если мои советы помогут вам избежать аварий я буду очень рад