Кто такой Подя
Многие рыболовы перед рыбалкой или во время её упоминают некоего Подю. К нему обращаются со словами «Подя, дай рыбки», разбрызгивают водку. А на удивлённые взгляды других рыбаков отвечают: «Подя – дух рыбалки, сейчас заклюёт!»
Повелось, что «Подя» - дух рыбалки, но не все так просто
Оказывается, что Подя – дух-хозяин огня и домашнего очага, а отнюдь не рыбалки, как считают многие.
Во многих семьях он считался главной домашней святыней. Он обладал огромной силой – мог изгонять злых духов, им очищали жилища, охотничьи и рыболовные снаряжения. Он помогал в хозяйственной деятельности, следил за здоровьем оленей, способствовал удачной охоте и рыбалке. А также предупреждал о предстоящих событиях, выражение которых люди видели в треске горящих дров, в неожиданной вспышке пламени, в отскочившем угольке. В полёте искр люди угадывали его настрой на будущий день.
Люди почитали Подю, и это выражалось во всех их действиях. Запрещалось кидать в очаг острые предметы, колоть дрова около костра, чтобы не поранить духа. Нельзя было проливать воду в огонь, плевать и прочее. Перед едой сначала прикармливали Подю, бросая в огонь кусочки еды.
Охотники и рыбаки угощали Подю, чтобы тот послал им добычу, поскольку успех зависел не меньше, чем от духов непосредственно охоты и рыбалки. Люди считали, что Подя идёт впереди, и если он поймает душу животного или рыбы, то те и станут добычей человека.
«Подю» можно было прикармливать угощеньем, приготовленным из продуктов, добытых на месте, на промысле.
Например, есть книжные сведения, как горинские (это название пришло от реки Горин – притока Амура) нанайцы совершали обряд угощения. Когда они выезжали на Амур, чтобы заготовить осеннюю рыбу, в частности кету, с первым уловом начинали такой обряд. Те, кто постарше, нагревали водку и разливали по малюсеньким рюмочкам, похожим на напёрстки («итанги»). Потом произносили произвольную речь примерно такого содержания: «Кя, Подя! Не пожалей нам своего добра, поделись с нами. Мы будем честны, как всегда. Обманывать твоих слуг, живность твою, не будем. Наживаться на обмане – грех! Мы просим за себя и особенно за наших неопытных добытчиков, иначе пропадём мы, с голоду! Обманывать не станем тя. Кя, Подя!»
Затем они опускали указательные пальцы в водку, брызгали на все четыре стороны и приговаривали: «Кя, Подя, не забывай ты нас, не обижай!». А затем выпивали содержимое.
Во второй половине ХХ века обряды с угощением стали проще. Сначала Поде ставят рюмку со спиртным. Затем закуску «юколу, хлеб, кашу, лучок, черемши немного кладут в тарелочку рядом с кружкой». А затем говорят примерно так: «Кя, Подя, дай рыбу мне, много не надо. Мне хватит полмешка карасей и четыре сазана». Если при попадании в костёр кусочков еды или капель спиртного пламя вспыхивало, это означало, что «угощение Подя принял».
А вот Ульчи (или, нани (самоназванные), коренной народ Ульчского района Хабаровского края; в середине XIX в. проживали на севере от села Ухта до южных сел Ади и Кульгу, верхних по Амуру; народ, близкий по культуре с нанайцами и нивхами) не говорили вслух свою просьбу к духу огня и обращались к нему только мысленно.