"Антарес" - морские экспедиции

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Катамаран_А.jpg


В этой теме хочу рассказать о том, как родился, рос и реализовывался "Проект Антарес"- экспедиции в акватории Тихоокеанского побережья Дальнего востока.
Буду рад услышать Ваши мнения, советы и рекомендации.
 
Последнее редактирование модератором:

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
18.495
Реакции
15.879
Баллы
308
Город
Хабаровск
Отож. Конечно давим. Отличное шитье. Отличные заделки, дельные вещи...
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.356
Реакции
24.050
Баллы
308
Город
Хабаровск
Народ, не торопите Колю. Мы с вами являемся свидетелями уникального эксперимента. А ещё - человек рассказывает нам о реализации своей мечты.
Более того, кажется это ещё и единственный катамаран в своем роде. По крайней мере в России. Опыт его строительства уникален. Николай все достигал и постигал сам.Предположу, ему не просто сейчас все свои мысли за эти годы в кучу собрать.
Не надо его торопить...Пусть все расскажет максимально подробно, со всеми тонкостями. Со всеми сомнениями и нюансами. Согласитесь, это не просто....
 
Последнее редактирование:

Саш

Форумчанин
Регистрация
26.12.10
Сообщения
11.590
Реакции
12.058
Баллы
308
Город
Хабар
Зато мы теперь знаем про женский спортклуб "Адреналин-А"
:T043:
 

Андрей169

Уважаемый порталовед
Регистрация
06.06.13
Сообщения
6.418
Реакции
5.167
Баллы
308
Город
Хабаровск

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Готовые фермы уже давали представление о размерах будущего судна. Следующим этапом была сборка стапеля, точнее его некоего подобия. В дело пошли старые поддоны, доставшиеся нам в наследство от бывшего склада. Недоделав стапель до конца, мы не удержались и разложили на нём готовые детали. Размеры впечатляли и мотивировали. Наконец дело дошло до накачки корпусов. Своего электронасоса у нас не было, а дать нам его могли только через день после того как он нам понадобился. При нашем творческом настрое ждать такое количество времени мы не могли. Мы достали насос «лягушку» присланную в комплекте с баллонами которую, до этого момента считали шуткой от производителя и начали качать.

К нашему удивлению «лягушкой» мы надули корпус за тридцать минут впоследствии, у компрессора ушло на это сорок минут. Вот тебе и маленький насос!

По ходу сборки катамарана стали возникать различные сложности, о которых до этого мы как-то не задумывались, например, как вставить стрингер в карман поплавка или закрепить корпус на балках. Не задумывались мы потому-что на небольшом катамаране, это не представляет никакой сложности, но когда длинна катамарана превышает десять метров, это уже становится серьёзной проблемой.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
9.jpg
10.jpg
 

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
18.495
Реакции
15.879
Баллы
308
Город
Хабаровск
Николай, я верно понимаю: пространственный каркас ката - жёсткий, и вы намеренно ушли от того что поплавки/стрингера на косой волне будут "креститься", отдав это решение в пользу более точной настройки/поведения парусов и вообще - такелажа/рангоута?
 

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Николай, я верно понимаю: пространственный каркас ката - жёсткий, и вы намеренно ушли от того что поплавки/стрингера на косой волне будут "креститься", отдав это решение в пользу более точной настройки/поведения парусов и вообще - такелажа/рангоута?
Да именно так! Жесткая конструкция даёт много преимуществ. Например, жёсткая палуба, полноценная рубка, управляемость и всё вышеперечисленное вами. Да и если на волне будет «крутить» одиннадцатиметровый катамаран в пару тонн это неизбежно приведёт к плохому.
 

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Фермы были собраны, корпуса подвешены. Можно было начинать сборку. И тут нас осенило! Несмотря на то, что всё было сделано согласно чертежам, мы никак бы не смогли запомнить какая деталь к какой крепиться. Слишком много их оказалось. Стало очевидно, что каждую деталь надо маркировать и делать это так, что бы маркировка осталась на века!
Понятно, что никакого типа краска для этих задач подойти не могла. В поисках надёжного способа мы остановились на двух вариантах, это: электрохимический способ травления при помощи анода, катода и солевого раствора и травление при помощи хлорида железа.
На какое-то время наш цех превратился в химическую лабораторию. После нескольких опытов мы пришли к выводу, что самый удобный способ - травление метала хлоридом железа, так как за один заход можно было промаркировать несколько деталей сразу.
Была, правда, одна большая проблема - температура воздуха. Ведь чем ниже она была, тем метал, травился дольше. Но к завершению наших химических опытов, весна полностью вступила в свои права и мы наконец то выбрались на улицу!

1.jpeg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Ivan_homyak

Почетный Форумчанин
Регистрация
30.10.18
Сообщения
1.009
Реакции
3.195
Баллы
308
Город
Комсомольск
Супер! Рано читать начал, надо было подождать недельку :E048:
 

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Пока маркировали детали, нас посетила ещё одна идея. Взвесить каркас катамарана! Был известен вес метала, закупленного на каркас и мы хотели более точно рассчитать вес всей металлоконструкции. Непривычный размер немного пугал - всё казалось большим и соответственно тяжелым!
На кухонных весах мы рассчитали вес одного сантиметра каждого диаметра используемых нами труб. Нержавеющие детали и наконечники взвесили уже на более серьёзных весах. Полученный приблизительный вес оказался чуть более двух тонн, что нас вполне устраивало при грузоподъёмности корпусов в три с половиной тонны. Правда от полученных утешительных результатов катамаран легче смотреться не стал!

В начале мая мы собрали катамаран на стапеле, выставили всю конструкцию в уровень и продолжили работу. Сборка рамы являлась самым простым этапом в процессе постройки. Надо было отрезать трубы нужного диаметра, на длину, указанную в чертежах, запрессовывать в них наконечники и устанавливать их по месту. Но в этом простом процессе, на самом деле было не всё так просто. Оказалось, что трубы одного диаметра могут быть... не одного диаметра. Для нас это было открытием, но у знающих людей это не вызывало никакого удивления. Разница в диаметрах доходила до нескольких миллиметров в меньшую сторону. Какие-то наконечники удавалось вставить, поливая трубы кипятком, но большинство пришлось перетачивать на меньший диаметр.
Также некоторые хомуты приходили с завода бракованными, и их приходилось дорабатывать своими силами, чтобы не терять время.
В общем проблем было достаточно, но мы относились к этому по-философски. Как говорил Вольтер: «Без великих препятствий не может быть великих достижений!» Поэтому пусть и не быстро, но всё же планомерно мы продвигались вперёд.

C0003.00_06_41_11.Still004.jpg
C0003.00_06_43_34.Still005.jpg
IMG_0806.jpg
IMG_0801.jpg
C0003.00_06_56_34.Still006.jpg
IMG_0786.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

duracell71

вредный форумчанин
Регистрация
31.12.13
Сообщения
6.239
Реакции
3.013
Баллы
308
Город
Хабаровск-Спб

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Лето уже было на подходе. Мы с нетерпением ждали стабильно тёплой погоды, чтобы начать сборку палубы. У нас даже появилось ещё одно помещение - небольшая пристройка к основному рабочему цеху. В ней мы и собирались заняться плотницкими работами.
Помещение было совершенно пустое. Первым делом в нем надо было поставить хороший и правильный рабочий стол. Вот тут и возникли новые трудности. Сборку этого стола, мы вспоминаем, по сей день!

Прежде всего нам требовалась идеально ровная поверхность, на которую можно было бы ориентироваться при сборке палубных щитов, а позднее на ней же предстояло и рули собирать. Всё это требовало высокой точности.

Из относительно ровных материалов у нас был только лист фанеры, который в дальнейшем и должен был стать абсолютно ровным столом. Остальными пиломатериалами стали старые поддоны лежащие хламом во дворе.
Мы долго помучались с брусьями из под поддонов, пытаясь сделать ровное основание под фанеру. Это оказалось невозможным. И тут, совершенно неожиданно, пришла идея, о которой до сих пор мы вспоминаем и рассказываем с гордостью! Мы решили закрутить в доски саморезы по уровню через определённое расстояние и притянуть к ним фанеру. При помощи лазерного уровня на всё про всё ушло менее часа.
Вот такой получился неожиданный лайфхак!

C0003.00_07_41_24.Still007.jpg
C0003.00_07_44_02.Still008.jpg
C0003.00_07_54_28.Still009.jpg
C0003.00_07_59_17.Still010.jpg
C0003.00_08_11_24.Still011.jpg
C0003.00_08_16_28.Still012.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Изначально казалось, что сборка палубных щитов должна быть интересным занятием. Ведь мы уже подустали от работы с металлом, и хотелось чего-то нового и интересного. Щитов надо было сделать одиннадцать штук. Их собирали из берёзовой фанеры, для жесткости проклеенной с двух сторон стеклотканью, сосновой рейки и пенопласта. Но уже с самого начала стало понятно, что работать с металлом было много проще. Но самым неприятным было понимание того, что эту работу сделать быстро (как планировали) не получится.

Сборка палубы оказалось делом липким, потным и пыльным, с постоянно зудящей от стеклоткани кожей. Наверное это самое запоминающееся из всех неприятных воспоминаний о лете две тысячи девятнадцатого года! Всё лето, мы собирали палубу. Все планы выполнить эту работу за более короткий срок в очередной раз провалились. Этому было простое объяснение - не было опыта и чёткого понимания как наша конструкция будет вести себя на воде. Так же, по мере сборки, находились и многие другие недостатки, которые приходилось исправлять или искать альтернативные решения.

1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
9.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Закончилось лето, оставив после себя потные, липкие воспоминания о сборке палубы. В связи с тяжёлой болезнью отца Паше пришлось покинуть команду. Мы с Андрюхой остались вдвоём. Изготовление палубных щитов нас порядком вымотало, и мы решили передохнуть, то есть заняться другой работой, оставив доводку щитов до ума, на более поздний срок. Этой другой работой стала сборка рулей. Мы запланировали два рулевых пера. Заготовки для рулей были вырезаны заранее, и мы с огромным желанием взялись за новую работу.

На третий день работы над рулями, Андрюха сказал, что только сейчас он понял, что и как мы пытаемся сделать.
Основной сложностью для нас стало то, что рули должны были быть одинаковыми как братья близнецы. Передняя и задняя кромка руля тоже должна быть симметричная. Замечу - на тот момент из инструментов у нас были только дрель, болгарка, шлифовальная машинка и голова, которую мы сломали, придумывая как всё ЭТО сделать ровно. С той поры, опыта у нас прибавилось и сейчас мы всё сделали бы по-другому - быстрее и с наименьшими затратами. Но на тот момент рули для нас были настоящим Чудом, которое мы сотворили собственными руками.

1.jpg
2.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
9.jpg
10.jpg
1 (8).jpg
 
Последнее редактирование модератором:

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
18.495
Реакции
15.879
Баллы
308
Город
Хабаровск

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
18.495
Реакции
15.879
Баллы
308
Город
Хабаровск
...Николай, так это - рули или кили (шверты)?
 

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
После того как рули были готовы и покрашены, мы взялись за изготовление рулевых коробок. Это то, в чём они находятся и благодаря чему поворачиваются и убираются. Вдаваться в подробности их изготовления я думаю, не стоит, также как и в тонкости многих других узлов катамарана.
Дело в том, что с каждым из них, связана какая-то своя история, и если описывать всё подробно, это займёт огромное количество времени. Да и, предположу, для многих это будет не очень интересно. Но, тем не менее, в строительстве катамарана были моменты, о которых мы просто не можем промолчать, так как по сей день гордимся тем, что смогли сделать это своими руками!
Одна из таких вещей - это наш шверт!

1.JPG
2.jpg
3.JPG
4.jpg
5.JPG
6.JPG
7.jpg
8.JPG
9.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
Шверт - это своего рода подводное крыло, которое позволяет катамарану двигаться различными курсами относительно ветра. Грубо говоря, при помощи шверта можно дойти до цели против ветра, без него же, можно будет двигаться только по ветру. Так вот, у этого подводного крыла, как и у авиационного, есть своё сечение, которое положительно влияет на ходовые показатели и даже имеет своё название «NASA-009».
Перед нами была задача - изготовить идеально ровную, симметричную деталь, с округлыми формами, длинною 2 метра 80 сантиметров и шириной 60 сантиметров. Почти месяц мы рылись в интернете в поисках ответа на то, как сделать шверт качественно и с наименьшими трудозатратами. Но к нашему сожалению такого варианта в Сети не нашлось. Наоборот, всё было очень и очень не просто.
В общем, нам предстояло склеить заготовку и придумать устройство, которое выточит необходимый профиль с обеих сторон.
С заготовкой проблем не было - склеили из семи слоёв бакелитовой фанеры, стянув её болтами.
...

0.JPG
1.JPG
2.JPG
3.JPG
4.JPG
20191118_131802.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Николай Зайцев

Почетный Форумчанин
Регистрация
26.09.13
Сообщения
477
Реакции
5.941
Баллы
308
Город
Хабаровск
С аппаратом для фрезеровки шверта дела обстояли намного сложнее. Мы знали, что у нас должно было получиться, но не знали, как это сделать.
Раньше работая на стройке, в моменты когда я не мог найти решения (в сложных ситуациях), я шел в строительный магазин и ходил вдоль витрин, глядя на всевозможные строительные штуковины. Иногда, за такими просмотрами, решение само приходило в голову.
Как оказалось, я был такой не один. Андрюха рассказал, что он тоже поступал похожим образом.
...
В общем, мы с ним на пару облазили всю территорию нашей базы в поисках того, что бы нам могло пригодиться. Собрали ВСЁ ЭТО в кучу и... стали размышлять, что же можно из ВСЕГО ЭТОГО сделать...
На материализацию наших мыслей ушло ровно два рабочих дня. За это время были собраны три варианта устройства, и, о чудо, оно заработало!

20191116_120647.jpg
2019-11-20 12-47-04.JPG
2019-11-20 13-35-17.JPG
2019-11-20 16-44-51.JPG
2019-11-21 12-21-41.JPG
2019-11-21 12-22-24.JPG
 
Последнее редактирование модератором:

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх