Если говорить об охотничьей этике и культуре охоты, то в последнее время в связи с необязательностью сдачи охотничьего минимума наблюдается деградация охотничьей культуры.
О деятельности наших администраторов от охоты писалось, да и пишется достаточно много, но как бы явны и тяжки ни были их прегрешения, объяснить только ими неуклонную деградацию спортивной охоты все же нельзя. Мы изменились сами. Мы в большинстве своем переносим на охоту ту психологию беззастенчивого потребительства, которая взращивалась и культивировалась условиями последних десятилетий. Но уж если потребительство способно довести до грани краха целое государство, то охоту оно погубит неизбежно. При этом первой жертвой будет, конечно, охота весенняя.
И именно здесь забвение традиций и этических норм особенно губительно. Ведь основная опасность, связанная с разрешением весенней охоты - возможность нанесения ущерба нормальному ходу воспроизводства дичи за счет случайного отстрела самок, нарушения режима покоя в угодьях. А это зависит не столько от сроков отстрела и количества, сколько от того, какими способами будет проводиться охота, как будут вести себя охотники. Таким образом, этический аспект проблемы приобретает здесь решающее значение.
Итак, этика весенней охоты. Ее основные заповеди сводятся к двум положениям:
- охоться так, чтобы твое поведение не вызывало справедливых нареканий, не ставило под сомнение допустимость весенней охоты и тем самым не могло способствовать ее дальнейшим ограничениям и запретам;
- охоться, но не мешай охотиться и другим.
Соблюдение указанных правил лежит в основе традиций весенней охоты. Действительно, ну в чем можно упрекнуть человека, кратчайшей дорогой дошедшего до места и взявшего подлетевшего к подсадной или к чучелу на звуки манка селезня? Сам характер охоты устраняет случайную добычу самки, так как стреляет охотник только по птице, явно демонстрирующей свою самцовую сущность.
Однако стоит нам отступить от традиций весенней охоты и заняться хищным шатанием по угодьям, пальбой по взлетевшим, налетающим птицам (даже если мы абсолютно уверены, что это самцы), как все меняется. Пробираясь кромками разливов мы нарушим покой не одной самки. Стреляя по поднявшимся или налетевшим «самцам», не одну самку лишим жизни: допустить ошибку в рассветных или вечерних сумерках, да еще когда ни голос, ни поведение птицы не помогают определить ее пол, очень легко. Так что предосудительность стрельбы влет при весенней охоте - не праздные измышления охранителей природы. Она подтверждена многолетней практикой охоты и выстрадана поколениями тех охотников, для которых случайная добыча утки - стыд, позор и повод для горьких угрызений совести.
Многие охотники не различают не только виды уток, но даже не могут отличить утку от селезня. Ведется стрельба на запредельные дистанции и, как следствие, остаётся большое количество подранков. Часто не соблюдается безопасное расстояние между охотниками
Охота на селезней с подсадной уткой или с чучелами и манком фактически подменяется стрельбой по всем видам уток и гусей, летящим в стаях, когда даже знающие охотники не всегда могут различить половую принадлежность уток.
Что и демонстрируют охотники в вышеприведенном примере из Приморья