Обозначения советских и российских тепловозов
править
При обозначении серий тепловозов в СССР и России зачастую применялась следующая аббревиатура[6][2]:
Т — тепловоз
Э — электрическая передача
Г — гидравлическая передача
П — пассажирский
М — маневровый
Стоящая впереди цифра обозначает количество секций (например, 2ТЭ116 — тепловоз из двух секций; 4ТЭ10С — из четырёх секций). Отсутствие впереди цифры чаще всего указывает на тепловоз из одной секции. Данная система обозначения отчасти сохранилась в России, однако в других странах, входивших в СССР, она изменена. Связано это с переводом обозначений на национальные языки.
У магистральных тепловозов, спроектированных и произведённых при СССР, по номеру серии можно определить и завод-изготовитель:
От 1 до 49 — Харьковский завод транспортного машиностроения,
От 50 до 99 — Коломенский тепловозостроительный завод,
От 100 и выше — Луганский тепловозостроительный завод
Тепловозы-электростанции в России получили отдельную систему обозначений, например: УТМ — универсальный тяговый модуль (серии УТМ1—УТМ5)[16], ПТМ — путевая тяговая машина (ПТМ630), ТЭУ — тягово-энергетическая установка (ТЭУ400, ТЭУ630), ТЭС — тягово-энергетическая секция (ТЭС1000, ТЭС1200, ТЭС1400, ТЭС ПСС1К) и ПА — передвижной агрегат (ПА300, ПА400)[17].