1. А у нас есть автомобильная промышленность? 2. Почему засилие китацев?
По порядку. Субъективная попытка анализа.
1. Для того, чтобы сделать массовый качественный автомобиль необходим высокий уровень развития следующих отраслей:
а. Производство станков, способных выпускать детали с допуском N микрон.
б. Производство станков, способных выпускать сложные 3д детали.
б. Производство металлов-сплавов.
в. Производство компактных датчиков.
г. Производство технических масел, прочих жидкостей.
д. Производство антикоррозийных, термо-морозо-влаго-вибро-износо и прочее стойких покрытий.
е. Производство композитных материалов.
ж. Производство резино-технической продукции.
з. Производство электроники.
и. Производство электро-технической продукции.
к. Производство пневматики.
л. Производство технических тканей.
м. Производство качественного топлива.
н. Производство станков, необходимых для изготовления станков для производства всего перечисленного.
Думаю, список не полный.
На одном заводе наладить подобные производства невозможно. Необходимо разделение труда, т.е. грамотное межотраслевое взаимодействие, при котором каждое из производств даёт продукцию не только для автомобилестроения, но и для многих других направлений. И что критически важно - всю эту кучу можно двигать только совместно, по отдельности - никак, без вариантов.
До недавнего времени наши боссы считали, что производить многое самим - необязательно. Да, это ошибка, непростительная, жизнь это отчётливо показала. Но... За три-пять лет сдвинуть такую махину - задача неподъёмная.
Что-то получится сделать быстро. Что-то, увы-многое, болезненно медленно.
Жизнь заставила нас начать шевелиться. Пока - медленно. Думаю, дальше придётся шуровать пошустрее. Вынужденно.
Теперь
2.
Тысячу производить выгоднее, чем сто, независимо от экономического строя. Банальная аксиома.
В силу глупости 90-х мы свой и без того проигрывающий по размеру западному рынок (СЭВ, бывшие республики СССР) отдали этому самому западу без боя. И всё наше производство оказалось нерентабельным. Как стать конкурентно лучшим, чем враги? Попробуй придумать, чисто математически. Что нужно сделать? Конкретно.
Китай был
допущен западом на свой расширившийся рынок. С единственным важным условием - разрешением производить только низкорентабельную продукцию, все сливки оставляя западу. И много лет Китаю давали зелёный свет. Кредиты с почти-нулевой ставкой, допуск к низкорентабельным технологиям, лицензии. И главное - вместе с технологиями в Китай шли гигантские западные инвестиции.
Почему запад это сделал? Банально. Свои работяги за тучные годы здорово пожирнели, стали требовать серьёзного зарплатного ресурса. Здорово подорожала стоимость инфраструктуры. Стоимость рабочей силы в Америке и в Китае была несоизмерима. Равно как и стоимость ресурсов, коммуникаций.
Почему был выбран именно Китай?
Тоже понятно. Дисциплинированная рабочая сила. Развитая инфраструктура. Отличная плотность населения. Политическая стабильность.
Легко контролируемые процессы.
Что изменилось к настоящему времени?
Снова всё просто. Для развития массового производства, пусть и низкорентабельной продукции, пришлось одобрить (и способствовать!) Китаю одновременное поднятие многих отраслей, частично перечисленных в начале текста. Что и дало возможность китайцам теперь заняться
собственными серьёзными проектами.
В заключение. Как снова включить на полную одновременное развитие многих отраслей, при крайне небольшом начальном объёме рынка?
На мой взгляд, путей два.
Первый, идеальный - договориться со всем БРИКСом наладить грамотную кооперацию. То есть, и расширить рынок, и поделиться технологиями. Трудно. Нет доверия между государствами, несмотря на схожесть интересов. Крайне зависимо не от нас.
Второй - практически закрыть границы (чтобы отключить конкурентов) и положиться в основном на своё население, как в своё время сделал СССР. Надёжнее. Но... медленнее, чем первый, сильно медленнее. И есть свои трудности, в первую очередь - люди. Потенциально способные, но... здорово испорченные прошедшими годами. Особенно - люди во власти, не на самом верху. Людей, к сожалению, быстро не переделать.
Второй путь нам, пожившим, наверное, кажется более правильным. Но... время изменилось, мы можем ошибаться. Честно говоря, как лучше - сегодня вряд ли кто-то способен предугадать.
Наши боссы выбрали другой, выжидательный путь. Начать поднимать то, что можно поднять при нашем пусть небольшом, но всё-таки и не совсем миниатюрном рынке. Пока без закрытия границ и с задействованием лишь небольших локальных очагов потенциала населения. В текущих условиях этот путь, наверное, позволит
более-менее продержаться, без особых успехов в серьёзном развитии. Во всяком случае, свой не уступающий по качеству автомобиль в таких условиях не создать. В принципе, этот путь не самый худший. По крайней мере, до тех пор, пока не закончим СВО.
А у Китая начинаются серьёзные проблемы. Запад понял, что дал возможность китайцам получить необходимый для развития базис. Что при более дешёвом трудовом ресурсе и развитой инфраструктуре даёт серьёзное преимущество в развитии собственных технологий. Запад спохватился и стал отжимать Китай от своего тучного рынка. Вынужденно, болезненно для себя, поскольку сильно врастил китайцев в свои производственные цепочки. Хорошего выхода нет и для запада. Совсем оторвать Китай от себя - тоже невозможно. Своё низкорентабельное производство западом полностью изжито. А позволить Китаю и далее себя обгонять - быстро приблизить собственный обвал.
Проблемы у всех. Как будет дальше? Вариантов - масса. Если сможем удержаться от большой войны - очень интересно.