Размышлизмы, навеянные юбилеем почившего в бозе Кубка мира
С той поры, как был сыгран последний матч Кубка мира, турнира, рождённого полвека назад, прошло уже шесть лет…
Как отреагировали на потерю этого клубного турнира с экзотическим форматом там, где его изобрели, и умело раскрутили до престижного международного уровня?
Поначалу никак. Ничего взамен утраченного никто придумывать не стал.
По-прежнему на стыке сентября и октября, за три дня в матчах с укороченным регламентом, шведы разыгрывали кубок своей страны. Почти полтора десятка лет этот скоротечный турнир был для них генеральной репетицией перед Кубком мира. Два турнира разделяли всего полторы недели. Но в 2019-м году Кубок мира из календаря выпал, и между национальным кубком и чемпионатом образовалась месячная «прореха». Осознание того, что столь длинная пауза никому не нужна, к скандинавам пришло не сразу, но в 2023 году схему розыгрыша кубка в королевстве таки реформировали. В чём-то она стала похожа на российский вариант. То же деление команд на две группы по семь команд, то же раннее, на рубеже лето-осень, начало, матчи в полном формате. Но турниры первого этапа проводятся не за восемь дней, как у нас, а в течение пяти-шести недель! Примерно по одному матчу в неделю. И не в двух городах, а с разъездами! Причём даты матчей клубы сами согласовывают между собой. И только на финал четырёх в середине октября соперники собираются на одной арене. Перерыв между матчами первого этапа и финальной стадией не превышает недели. Между кубком и чемпионатом – две недели, и это самая длинная межигровая пауза в шведском bandy-сезоне, который продолжается полных 28 недель.
Формально и в нашей стране между первыми играми за кубок и финалом чемпионата те же 28 недель, но почувствуйте разницу. Шесть команд, не попавших в четвертьфинал, на два месяца (!) оказываются «вне игры». Половина команд, преодолевших первый кубковый барьер, разорвёт эти два месяца единственным официальным матчем. Да и остальные четыре команды после кубковых разборок месяц будут ожидать начала чемпионата…
Вот и получается: наши хоккеисты-профессионалы четыре месяца готовятся к чемпионату (кубковый спринт почти все воспринимают как один из этапов этой подготовки), а сам чемпионат продолжается всего на полмесяца больше…
Какой смысл играть официальные матчи летом, если потом на два месяца снова возвращаться на землю, в коробки, на тренажёры? Почему нужно играть по шесть матчей за восемь дней и по четыре дня подряд? Участники уже в середине таких турниров сетуют на накопившуюся усталость. Неужели организаторы этого не слышат?
Понятно, осенние матчи с разъездами у нас не сыграешь. Это у шведов в элитсерии всего одна команда не имеет крыши над головой. В российской суперлиге у трёх команд нет даже открытого искусственного льда. Но ведь даже имеющуюся инфраструктуру мы не используем в полной мере.
Почему мы не хотим загрузить все наши крытые арены официальными матчами в сентябре-октябре?
Почему мы не хотим, чтобы болельщики заполняли трибуны на кубковых матчах?
Почему при отсутствии международных соревнований мы не хотим уплотнить наш внутренний календарь?
Извинюсь перед читателем за злоупотребления с местоимением «мы». Не сомневаюсь, болельщики хотят и первого, и второго, и третьего. А организаторы? А участники отчётно-выборной Конференции Федерации хоккея с мячом России?
Ну, дирекция по организации и проведению соревнований может гордиться. В очередной раз переизбранный руководитель ФХМР её работу оценил высоко: «…хоккей с мячом превосходит куда более «раскрученные» виды спорта по количеству турниров среди взрослых, детей и ветеранов. А аналога
Кубка Патриарха с участием более пятисот детей, который федерация ежегодно проводит на Красной площади, нет ни у кого!»
Что касается делегатов-представителей региональных федераций, то им эти темы вообще не интересны.
Хочу надеяться, что они интересны хоккейным клубам, которые платят совсем не символические взносы за участие в чемпионатах и первенствах страны, но при этом не имеют никакого влияния на решения ФХМР. Даже слова критического позволить себе не могут.
«Всемивыдвинутый» и «Вединомпорывеподдержанный» в своём заключительном слове признался: «Мы во многом работаем не «благодаря», а «вопреки».
И что же мы получили от этой работы «вопреки»? Сервильных рефери? Розыгрыш Кубка страны, выродившийся в заурядную предсезонку? Чемпионат без здоровой спортивной конкуренции? Проблемы с развитием инфраструктуры? Отсутствие внимания к хоккею с мячом со стороны средств массовой информации? Пустеющие трибуны стадионов?
«Самое главное – не потерять наш вид спорта, – говорит «Переизбранныйнановыйсрок» корреспонденту «Матч ТВ» и продолжает, – что нам нужно сделать, то это слишком большой перечень». И это, пожалуй, единственное, с чем нельзя не согласиться.
Наверное, от критики следовало бы уже перейти к предложениям. Но не стану этого делать. Во-первых, у ФХСМ, оказывается, уже есть большой перечень того, что нужно сделать. А во-вторых, свои соображения по трём «почему мы не хотим» автором уже излагались на этом же сайте…
Ждём перемен?…
Вадим Авдеев
Probandy