Размышлизмы … про бессмысленный play-off
Три десятка лет назад заокеанская придумка play-off стала неотъемлемой частью чемпионатов России по хоккею с мячом. Был, правда, трёхлетний отрезок, когда обходились без матчей на вылет, но с 2010 года вот уже пятнадцать лет кряду, чемпион определяется только в play-off. Формат определения победителей в сериях не однократно менялся. То в двух матчах нужно было забить мячей больше соперника, то до двух побед играли, то до трёх. Однажды полуфиналы состояли из одного матча. Чего хотели организаторы от этих реформаций? Сделать соревнования интереснее? А может быть непредсказуемости добавить?
Ну, так давайте и попробуем оценить, что принесла заморская формула в наш чемпионат. Сразу оговорюсь, в центре внимания будут только четырнадцать сезонов (2010–2016 и 2018–2024), когда отбор участников в play-off проходил в общем двухкруговом турнире или, как его иногда называют, регулярном чемпионате. По сезонам 1994–2006 и 2017 годов, когда на старте команды были разделены на две группы по территориальному принципу, делать обобщения рискованно, поскольку в спортивном отношении группы не всегда получались равнозначными. Не редко в квартет полуфиналистов выходили по три команды из одной группы, а то и все четыре…
Итак, четырнадцать чемпионатов: 56 четвертьфинальных, 28 полуфинальных серий и 13 финалов. Строго говоря, в сезонах 2011–2014 были ещё 17 серий 1/8 финала, но, по мнению автора, эти серии следует отнести в разряд «play-in». За четыре года девятые команды там дважды проходили восьмых, но, согласитесь, неожиданного в этом было немного.
В четвертьфиналах было веселее. Правда, две лучшие команды ни когда не застревали на этом этапе. Но трижды мы становились свидетелями того, как третья команда регулярки «тормозила» на шестой. В итоговых таблицах первого этапа 2011, 2014 и 2019 годов третье место от шестого отделяли не менее десятка очков, в очных противостояниях «фавориты» там настреляли своим будущим визави 37 мячей против 16-ти. А в четвертьфинальных сериях «андердоги» (двое из них проходили через play-in) вынесли записных претендентов на медали с общим счётом 23–7!
Острого соперничества в первых раундах play-off можно было ожидать от дуэлей между четвёртыми и пятыми номерами посева. Но в полной мере ожидания эти оправдались лишь однажды, в недавнем противостоянии команд Хабаровска и Иркутска. С той поры, как серии стали играть не из двух матчей, а до двух побед, для определения полуфиналистов в каждой третьей серии двух матчей не хватало, вот только в решающих матчах Фортуна улыбалась только командам с высоким посевом. Единственный раз, когда она от них отвернулась, пришёлся на времена, когда соперники играли по два матча на лучшую разность забитых и пропущенных мячей.
Полуфиналы. Здесь организаторы пять раз испытывали участников в сериях до трёх побед. Как правило, всем всегда хватало всего трёх матчей. Исключений было всего два. В 2014 году «Енисей» третью победу одержал в четвёртом матче. В сериях до трёх побед это был единственный случай, когда после домашнего поражения команда решающего преимущества добивалась в гостях. Второе исключение пятиматчевая дуэль «Байкал-Энергии» со СКА-«Нефтяником» в 2016 году в которой «удача» была на стороне тех, кто владел приоритетом своего поля.
Отметим, что квартет лидеров первого этапа в полном составе до этой стадии добирался одиннадцать раз. «Медальных» ожиданий по два раза не оправдали «Енисей» и «Байкал-Энергия», причём в 2011 году они дружно и без вариантов уступили дорогу пятой и шестой командам.
И, наконец, о финалах. Один из них был отменён по причинам медицинским. В двенадцати, из тринадцати остальных, играли две лучших команды регулярки. То, что в 2012 году триумфатор первого этапа в полуфинале уступил четвёртой команде, ничего сенсационного не было. Ведь четвёртым оказался действующий на тот момент чемпион страны казанское «Динамо» с легендарными Сергеем Обуховым и Сами Лаакконеном на острие атаки! Ну и возглавлял тогда казанскую команду искушённый во всевозможных турнирных стратегиях Владимир Янко.
Можно, конечно, говорить о том, что в финалах «первые» не всегда побеждали «вторых». В десяти одноматчевых финалах между ними (включая 2017 год) трофей доставался «вторым» четыре раза! Но, согласитесь, в единственном матче между двумя лучшими командами совсем не важно кто сколько очков набрал до этого. И, среди прочих факторов своё поле – не самый последний. Семь одноматчевых финалов у нас проводились на поле одного из финалистов, пять из них выиграли хозяева. «Вторые» выиграли два из трёх своих домашних. Про влияние на результат финального матча третьих сил читатели, уверен, имеют своё мнение, а у автора нет никакого желания навязывать своё.
В заключение этого «путешествия во времени» совсем коротко финалах 1994–2006 годов. Девять из них выиграли лидеры западной группы, трижды – восточной. Девять раз победители групп сходились между собой. Совсем без них обошлись лишь однажды, в 1996 году. Архангельский «Водник», открывший тогда свою чемпионскую серию, и новосибирский «Сибсельмаш», на тот момент действующий чемпион России, в своих группах финишировали вторыми.
В итоге получается из 28-ми финалов всего два проходили без победителей первого этапа. И для чего было играть все эти многочисленные серии, если в итоге получали очевидный результат? Неужели ради многочисленных скандалов?
После серии командных демаршей и атак на судей в 2006 году от play-off отказались. Ненадолго, правда. Наверное, заскучали без форс-мажоров. Вернулись к играм навылет, прописав в регламентах уйму запретов. И… получили скандальное «автогол-шоу 911», о котором писали даже в Новой Зеландии. Формально «шоу» состоялось ещё до старта play-off, но в том, что оно было с ним связано, ни у кого сомнений не было.
… что же нравится привередам-болельщикам?
Говорят, матчи play-off пользуются повышенным интересом у болельщиков.
Ну, это как посмотреть.
Да, в недавно завершившемся чемпионате страны средняя посещаемость матчей регулярки (без учёта матчей, сыгранных на нейтральных полях) составила 1585 зрителей, в play-off – 3716 (годом раньше было, соответственно, 1452 и 3955). Но это же что-то вроде «средней температуры по больнице». Предлагаю посмотреть на то, что у нас в «отдельных палатах» наблюдается.
Хотим мы этого или не хотим, но в Суперлиге давно уже произошло размежевание. Шесть одних и тех же команд («Кузбасс», «Водник», «Динамо», СКА-«Нефтяник», «Байкал-Энергия» и «Енисей») из года в год решают самые амбициозные задачи. Для остальных – предел мечтаний зацепиться за восьмое место. В городах, команды которых остались за чертой play-off, на трибунах собиралось в среднем по 869 человек, а на домашние матчи команд «большой шестёрки» между собой на первом этапе приходили по 3699 зрителей, с остальными командами – всего по 1914. Любопытно, что и «междусобойчики» команд, не сумевших зацепиться за восьмёрку, собирали бóльшую аудиторию, чем их домашние матчи с «большой шестёркой»: 891 против 700!
Ещё раз подчеркну, что это статистика первого этапа.
Оказывается, болельщикам важнее соотношение сил соперников и их амбиции, чем статус матча (регулярка это, или play-off)! Так давайте попробуем сделать так, чтобы матчей между примерно равными соперниками стало больше. Кто-то предлагает сделать длиннее серии в пресловутом play-off, кто-то за то, чтобы от этой заокеанской затеи вовсе отказаться, но сетует на то, что игр мало будет…
Так ведь у нас и сейчас целый десяток команд Суперлиги ограничивается в чемпионате 26-ю или 28-ю матчами, да и у самых успешных команд не на много больше получается. И это всё всех устраивает? Выросло уже не одно поколение хоккеистов и болельщиков, которые не знают ничего другого. И те, кто должен радеть за рост популярности хоккея с мячом, не могут предложить нам ничего иного, а от свежих идей со стороны отмахнутся со словами: «А командам это не нужно!»
При том, что инфраструктура нашей любимой игры сделала качественный прорыв, мы продолжаем жить по лекалам тридцатилетней давности. Равняемся не на тех, кто эту инфраструктуру вывел на качественно новый уровень, а на тех, кто застрял где-то в 80-х годах прошлого столетия.
Фантазии про структуру чемпионата
Кажется все понимают, что сегодня, когда отечественный хоккей
с мячом оказался вне международных турниров, необходимо сделать наш внутренний календарь более насыщенным. Заполнить образовавшиеся в календаре «дыры» новым содержанием. Те официальные, лишённые какой-либо интриги мероприятиями, которые предлагают нам в последние два сезона, болельщики встретили без особого энтузиазма. На Губернаторских кубках в Кемерове и Ульяновске на матчах с участием хозяев в среднем собиралось по 1027 зрителей, на шести остальных, вместе взятых, включая четыре матча национальной сборной – всего 1075! А про «Матч звёзд» в Иркутске, сыгранный в формате два тайма по двадцать минут просто нет слов. Пониманию кому и зачем это нужно. Но болельщикам-то нужно совсем другое. В том же Кемерове на матчах чемпионата страны собиралось в среднем почти 3500 зрителей, в Ульяновске – более 1200. Так давайте сделаем в нашем чемпионате меньше пауз, увеличим количество матчей.
Например, если начать чемпионат всего на пару недель раньше, то вполне реально провести турнир, в котором каждая из 14-ти команд Суперлиги сыграет по 38 матчей. С ритмичным, по два тура в неделю (один непременно в выходной день) календарём, с предновогодними каникулами, и с ещё одним небольшим перерывом по ходу турнира. И всё исключительно по круговой системе.
О том, что в спортивном плане Суперлига де-факто уже разделилась на две группы, уже было сказано. Так почему бы и де-юре не закрепить это. При отсутствии ротации команд межу лигами, давайте организуем её внутри Суперлиги. В рамках общего турнира по спортивному принципу формируем два дивизиона (условно обозначим их буквами «А» и «Б») по семь команд в каждом. Внутри своего дивизиона команды играют между собой по четыре (не спаренных) матча, а с командами другого дивизиона – по два. Места внутри каждого дивизиона определяются отдельно по результатам всех матчей. Чемпионский титул и медали разыгрываются в дивизионе «А». Седьмая команда дивизиона «А» на следующий сезон отправляется в дивизион «Б», лучшая команда дивизиона «Б», соответственно, переходит в дивизион «А». И каждая команда в чемпионате проводит по 24 матча с командами своего дивизиона, и ещё 14 – с командами другого
В качестве переходного этапа к новой схеме розыгрыша, очередной чемпионат можно провести в два этапа.
Первый: привычный двухкруговой турнир, в котором все играют со всеми. По его итогам команды разделяются на группы. Первая шестёрка с учётом всех набранных очков оспаривает места на призовом пьедестале в новом двухкруговом турнире. Сильнейшие, таким образом, встречаются друг с другом по четыре раза. Команды, не попавшие в первую шестёрку, на втором этапе делятся на два квартета. В одном седьмая, десятая, одиннадцатая и четырнадцатая команды, в другом – все остальные. В каждой четвёрке соперники играют в два круга с учётом матчей между собой. Победители групп разыгрывают седьмое место в чемпионате, а вместе с ним и путёвку в дивизион «А». При такой схеме всё укладывается в те же девятнадцать недель, что и чемпионат-2023 со всеми его «пустотами»
А как же сборная?
Сейчас, когда у неё нет международного календаря, нет никакого смысла устраивать по пять сборов за сезон, и уж, тем более, таких как в конце января в Нижнем Новгороде. В лучшие времена сборной на подготовку к самым престижным турнирам хватало семи–восьми дней (иногда всего четырёх). Увеличение количества матчей между командами-лидерами в споре за награды для подготовки кандидатов в сборную полезнее, чем товарищеские матчи с младшими сборными или клубными командами. При возвращении сборной на международную арену для организации «окон» для неё можно просто сдвинуть влево начало чемпионата страны, не меняя его структуры.
И не надо подстраиваться под тех, кто до сих пор не обзавёлся искусственным льдом. Когда-то очень давно, в начале века, тогдашний Президент ФХМР А. И. Поморцев говорил, что главным условием вхождения в Суперлигу, будет наличие у претендента катка с искусственным льдом. Сегодня у трёх команд из четырнадцати искусственного льда нет совсем. А стадионы, на которых он формально имеется, испытывают проблемы с техническим состоянием холодильных установок. И что? Комитет по проведению соревнований ФХМР теперь будет в заложниках у тех, кто не сумел сохранить то, что имел?…
Вадим Авдеев
ProBandy