Вера Яковлевна Кирилленко, супруга полковника Кирилленко, была тогда «первой леди Владивостока». Юная красавица (она была младше мужа чуть не на тридцать лет), Вера, как и положено девушке в ее положении, занималась благотворительностью. Она регулярно проводила вечера, где собирали деньги в пользу инвалидов русско-японской войны. Вероятно, на одним из таких вечеров они и познакомились с Кюссом.
Впрочем, романа не случилось, госпожа Кирилленко осталась верна мужу. Зато случилось кое-что поважнее: несчастная любовь, ударившая композитора обухом вдохновения. И в 1909 году он написал вальс, который назвал «Залива Амурского волны».
Название понятное: на Амурском заливе стоит Владивосток. И там – волны. Как раз такие, как в вальсе. Говорят, Кюсс был с первых дней пленен дальневосточной природой, и вполне возможно, что океан подсказал ему ритм. Получилось удачно.
Первое же исполнение нового произведения в городском саду вызвало всеобщий восторг. Деньги в пользу инвалидов хлынули рекой, и, поддавшись музыкальной эйфории, Вера Кирилленко самолично обещала напечатать ноты вальса – и пустить их в широкую продажу (разумеется, тоже с прицелом на благотворительность). Договорилась даже с типографией в Петербурге, потому что во Владивостоке ноты тогда печатать не умели. Обрадованный Кюсс сообщил, что в таком случае поставит на нотах посвящение и ее портрет, как первейшей городской благотворительницы. Поскольку речь шла о хорошем деле, супруга полковника легко с этим согласилась.
И через несколько месяцев первый тираж привезли во Владивосток.
Первый тираж нот
Но вот незадача: портрет Веры Кирилленко и посвящение с фривольной виньеткой из цветов занимали чуть не половину титульного листа партитуры, а название произведения, по мнению типографских работников, не умещалось целиком. И они его очень удачно сократили, написав: «Амурские волны». Какая разница? Амур ведь это тоже Дальний Восток!. Фото не скопировались