Старый Хабаровск: Рождественские дни
Новогодние праздники в дореволюционном Хабаровске, как и по всей Российской империи, начинались с Рождества Христова. Оно отмечалось 25 декабря по старому стилю, и рождественскими назывались елки, подарки, поздравления - в общем, все, что теперь считается новогодним.
Заканчивались праздничные дни 6 января, в Крещение Господне, когда в иордань, что рубилась на льду у Иннокентьевского храма, окунались смельчаки - от молодых офицеров Приамурского военного округа до принявших православие торговцев из Поднебесной.
-
Как Москва с ее Садовым кольцом, Хабаровск имел улицу, что опоясывала город. Именовалась она Загородной и примыкала к древесному питомнику, позже переименованному в дендрарий. Другая ее часть огибала Казачью Гору у речного порта. Главный город Приамурского генерал-губернаторства, которое включало все территории Дальнего Востока, был компактным, - констатирует краевед Анатолий Жуков.
К 1917 году в Хабаровске насчитывалось 52 тысячи жителей.
Рабочий люд окраинных слободок пешком выбирался в центр города, чтобы посмотреть на елку. Она устанавливалась на катке у Алексеевской гимназии (ныне - центр технического творчества, что рядом с Театром драмы). Туда же, на перекресток улиц Муравьева-Амурского и Хабаровской (Дзержинского), к гимназисткам, элегантно кружившимся на коньках у елки, спешили на свидание старшеклассники реального училища, что располагалось на Николаевской площади (теперь площадь имени В.И. Ленина).
Впрочем, у юных особ был выбор. Их с не меньшей настойчивостью приглашали на маскарады, прочие увеселительные вечера воспитанники кадетского корпуса с улицы Тихменевской (Серышева) и учащиеся коммерческого училища с улицы Лисуновской (Комсомольской). Хотя родители гимназисток и их кавалеров ратовали за то, чтобы Новый год молодые люди встречали не с бокалом шампанского, а коленопреклонением в церкви. Кстати, традиция новолетних молебствований в хабаровских храмах восстановлена.
В приют и … тюрьму
-
Не стол с обилием пития и еды, не гуляния на улицах, а благотворительность была для хабаровцев главным смыслом рождественских праздников, - напоминает Жуков.
Слово «хабаровцы» - не ошибка краеведа и не описка корреспондента. Хабаровцами называли себя жители столицы Приамурского генерал-губернаторства. Термин «хабаровчане» появился после революции, когда менялись названия улиц и гостиниц, учебных заведений и кораблей Амурской военной флотилии.
К 1917 году в Хабаровске насчитывалось без малого два десятка приходских училищ, где получали знания дети простолюдинов. И в каждом из них на деньги благотворителей устанавливали елку, раздавали подарки.
Попечительницей 6-го образцового приходского училища, которое располагалось на месте высотки, примыкающей к детской поликлинике на улице Льва Толстого, была Эмилия Яковлевна Похорукова - жена известного в городе юриста Павла Феофановича Похорукова. Их особняк на улице Корсаковской (Волочаевской), напротив музыкального колледжа, и сегодня поражает архитектурными изысками. Эмилия Яковлевна сама покупала подарки и раздавала их на рождественских елках.
Справа от детского сада - так назывался детский парк, которому в 2009 году исполнилось сто лет, стоял двухэтажный дом, где жил архитектор Юлиан Зенонович Калмачевский. Вместе с женой Людмилой Александровной он вручал подарки детворе, приходившей в сад в рождественские дни. На его деньги в саду устанавливали горки и, конечно же, елку.
Ольгинский приют на углу Барабашевской и Барановской (детский дом №1 на перекрестке улиц Ленина и Запарина) опекало Хабаровское благотворительное общество. Оно устраивало лотерею, чтобы собрать деньги на рождественские подарки. Столь же активно участвовали в благотворительной деятельности Общество народных чтений, Общество хабаровских учителей.
-
Я был знаком с Владимиром Смердзинским. Он мне показывал фотографию своей матери Сусанны Смердзинской в окружении воспитанников приюта на улице Никольской (Ким Ю Чена). Там и рождественские подарки, и каждодневное пребывание девочек в приюте оплачивалось обществом «Ясли».
Кстати, недавно деревянное здание приюта на ул. Ким Ю Чена, 15, долгое время стоявшее полуразрушенным, восстановлено. В нем открыт магазин элитных вин.
-
Праздничные дни были едва ли не самыми тяжелыми для Софьи Алексеевны Корф, Маргариты Мячеславовны Гондатти, жен других приамурских генерал-губернаторов, - полагает краевед. - Они приезжали, естественно, не с пустыми руками, не только в детские и медицинские заведения, но и в богадельни, ночлежные дома, тюрьмы.
В отстроенной крестьянами школе
«
На средства инженера Дормидонтова 5 января в Переяславке устроена для учеников школы и всех детей селения елка в новом, только что отстроенном крестьянами школьном доме» - сообщала 7 января 1896 года канцелярия Приамурского генерал-губернатора.
Николай Федорович Дормидонтов руководил строительством железной дороги от станции Вяземская до Хабаровска. Это в его честь названа вначале станция Дормидонтовка, что в тридцати километрах севернее Вяземской, а позже и выросший из нее поселок.
Чем еще были памятны жителям дореволюционного Приамурья рождественские дни?
Военно-спортивное общество «Сокол» провело демонстрацию гимнастических упражнений в Хабаровском реальном училище. Красоте тела и силе мышц офицеров Приамурского военного округа бурно аплодировали дамы.
По Амуру прокладывалась ледянка - железная дорога по льду, поскольку знаменитый мост только строился. Много чего еще было впереди!..
Михаил Карпач
Взято из МД
http://khabarovsk.md/society/5721-staryy-habarovsk-rozhdestvenskie-dni.html