Размышлизмы про Кто? Во что? Для кого?
К месту и не к месту чиновники от хоккея с мячом любят повторять: «Мы играем для болельщиков». И хоккеисты тоже частенько произносят эту фразу. Но когда я слышу её от тех, кто реально выходит на лёд играть в хоккей с мячом, то понимаю, что они
хотят играть для болельщиков, им неуютно в окружении пустых трибун. А вот в устах чиновников это выражение, в моём понимании, давно утратило содержательный смысл, превратилось в простой набор звуков.
Впрочем, они, чиновники, играют! Только не в хоккей с мячом, а (почувствуйте разницу) они играют с хоккеем с мячом. Кто-нибудь из них, когда-нибудь задавался вопросом, чего хотят болельщики? Их, болельщиков, спрашивали? А ведь они на этот незаданный вопрос отвечают… Ногами!
Знаю, не всем нравится вникать в статистику. Но, уж извините. Предлагаю немного посчитать. Зрителей.
Год назад, взамен Кубка мира и чемпионата мира нам предложили сразу три новых мероприятия: «Кубок Енисейской Сибири» (сентябрь, Красноярск), «Новогодние игры «Энергия» (декабрь, Иркутск) и «Праздник русского хоккея» (март, Кемерово). Зрительская аудитория всех, сыгранных там матчей, составила 13588 человек (1359 в среднем за матч). В Красноярске средняя посещаемость составила 853 человека (на матчах с участием «Енисея» – 1473), в Кемерово – 1709, в Иркутске – 2828.
Нынешний Кубок Губернатора Кемеровской области (сменивший «Кубок Енисейской Сибири») зрителей собрал ещё меньше: всего 730 в среднем за матч (на матчах с участием «Кузбасса» – 1303).
А теперь оценим внимание болельщиков в этих же трёх городах к матчам чемпионата страны с командами из первой семёрки. В прошлом сезоне один такой матч собирал в среднем 3430 зрителей, это в два с половиной раза больше, чем на новых шоу! По городам средняя явка составила: Красноярск – 2835 человек, Кемерово – 3558, Иркутск – 4254!
Добавлю ещё, в чемпионате страны 2023 года матчи между командами первой семёрки привлекли на трибуны почти 58 % от общей зрительской аудитории, при том, что доля таких матчей не дотянула до 29 %.
Вывод из всей этой арифметики простой. Изобретения наших функционеров, изначально лишённые спортивного содержания (никто же сомневается в том, что национальная сборная сильнее любого клуба или молодёжной сборной), даже после пятимесячного антракта не вызывают у болельщиков ажиотажа. Даже за бесплатно они не спешат на трибуны комфортабельных арен. После второго для хоккейного мероприятия в Кемерово, сетях, кто-то назвал происходящее балаганом, и можно понять почему.
Вот ведь привереды! Ну чего им ещё нужно?
А востребованными у болельщиков оказываются принципиальные противостояния амбициозных соперников в матчах, определяющих судьбу наград в главных турнирах сезона. Понятно, что титульным каждый матч сделать невозможно. Но давайте попробуем сделать так, чтобы наши ведущие команды чаще встречались в чемпионате страны. Матчи между ними по накалу мало чем отличаются от титульных поединков. Уже имеющаяся инфраструктура позволяет это организовать. Один из вариантов реализации идеи был предложен автором ещё в марте текущего года (
Фантазии на тему. Чертёж сезона 2023/2024 | proBandy).
Мы хотим развития хоккея с мячом и роста его популярности, и… ничего для этого не делаем. А увеличение количества матчей между главными претендентами на награды, удлинение активного сезона это создание новых информационных поводов, один из путей привлечения внимания со стороны СМИ и потенциальных спонсоров…
Уже слышу возражения: «Активный сезон мы уже в августе начинаем!» Но для чего начинать его летом, если до начала чемпионата страны команды Суперлиги за двенадцать недель сыграют от шести до девяти (для пары самых удачливых) матчей? Трудно не согласиться с мнением С. И. Ломанова, высказанным в недавнем интервью. Август – время для предсезонных турниров, но никак не для официальных соревнований.
И давайте, наконец, поймём, что недельный кубковый спринт (в любое время года), – это не для болельщиков, даже самых преданных. Это для «галочки» в отчёте Дирекции по проведению соревнований ФХМР. Рядовому болельщику сложно каждый вечер в течение недели вырываться на стадион. А на дневных матчах в будние дни зрителей на трибунах, кроме самих участников, можно и вовсе не найти. Мало того, посмотрите какие изысканные блюда «прячут» от зрителей организаторы именно в дневные матчи рабочих дней: «Динамо» – «Водник», «Енисей» – «СКА-Нефтяник», «Кузбасс» – «Енисей». Три матча между грандами отечественного хоккея с мячом собрали всего 763 зрителя. А может автор напрасно закавычил слово прячут, может это сделано вполне осознано…
И про сборную. Напомню про то, как она готовилась к победным чемпионатам мира 2018 и 2019. Тогда в каждом декабре сборная собиралась на десяток дней, включающих три матча турнира четырёх наций. И затем, второй раз, уже непосредственно перед чемпионатом мира. Причём если в 2018 году чемпионату предшествовала полная неделя совместных тренировок, то в 2019 году хоккеисты 22 января собрались в Москве, а уже 26 января в Венерсборге играли против сборной Швеции. В нынешнем сезоне нас снова никуда не приглашают, но сборную созывают пять раз. Первый, кемеровский, уже завершён. Второй – намечен на октябрь в Ульяновске, третий – на декабрь в Иркутске, четвёртый – январские матчи со сборной Казахстана в Уральске и пятый – после завершения чемпионата страны.
Нет никаких сомнений. Сборная должна жить. Но если во времена участия команды в международных соревнованиях достаточно было всего двух сборов, то зачем сейчас целых пять?
От своей версии ответа автор воздержался…
Вадим Авдеев
probandy.ru