В преддверии нового сезона сыктывкарский клуб по хоккею с мячом «Строитель» возобновил интерактивный проект «Диалог», в рамках которого болельщикам и представителям региональных средств массовой информации предложено познакомиться с новобранцами команды.
Героем первого «интервью-знакомства» стал воспитанник новосибирского хоккея с мячом полузащитник Денис Потёмин. Итак…
На стадион – с…бабушкой
— Денис, правда, что в хоккей с мячом тебя привела… бабушка?
— Да. Я тогда жил с бабушкой и дедушкой, потому что школа находилась через дорогу от их дома. Закончил первый класс, летом бабушка повела меня на стадион «Заря», а он тоже находился рядом с домом, и записала в секцию по футболу и хоккею с мячом.
Первый мой тренер – Владимир Ульянович Агафонов, о нём в Новосибирске в своё время ходили легенды, он был очень известен в мире отечественного футбола.
Вот и мы на секции больше отдавали времени футбольным тренировкам, а зимой нас Владимир Ульянович поставил на коньки.
Ну, а позже меня и других мальчишек передали тренеру Владимиру Васильевичу Загуменному, и я стал заниматься именно хоккеем с мячом.
— Бабушкин выбор секции был чем-то продиктован? Может, ты сам хотел играть в футбол или русский хоккей?
— Да просто район был у нас не совсем благополучный, решили отдать меня в спорт, чтобы я не пошёл по кривой дорожке (
смеётся — прим. автора), не стал хулиганом….
— А что, были основания для таких опасений, Денис? Ты в детстве, например, любил подраться?
— Нет, вообще нет! Я не был ни задирой, ни драчуном.
-То есть взрослые просто решили принять меры на опережение?
— Ну да, как говорят в таких случаях, увести ребенка от улицы, занять его досуг спортом и т.п.
— А твоя семья имела какое-то отношение к спорту в целом или к хоккею с мячом в частности?
— Никакого! Даже болельщиками местного «Сибсельмаша» не были. Отец стал посещать игры только тогда, когда я начал играть в этой команде.
— Сам-то ты с какого времени стал ходить на матчи и болеть за своих?
— А когда чемпионат юношеский проходил в Новосибирске. В городе был большой ажиотаж. Сергей Рогулёв в составе нашей сборной играл…
Да мы на «Заре» сутками пропадали. Не до посещения матчей было, что ли… Лёд сам заливали в коробке, когда первые морозы начинались, шланг в руки – и вперёд… С утра до вчера тренировались…
О театре, Пушкине и ролях
— А школа, учёба?
— Ну, успевали как-то все. Отличником я, конечно, не был, но на «4» учился. Причём, наш класс был театральный. Даже на областном конкурсе мы в числе лучших оказались, «Лицеисты» постановка называлась, я Пушкина играл.
— Почему именно Пушкина?
— Ой, не знаю Классный руководитель назначила… Цветы мне вручали после спектакля, для меня это так удивительно было (
смеётся — прим. автора).
— То есть, первое признание к тебе пришло на театральном поприще. А в спорте когда?
— Наша команда «Заря» (1985-1986 г.р.) почти все турниры выигрывала по детям, тот же «Плетёный мяч». Потом мы выиграли юношеский Кубок мира и пр.
Но в той команде я не был звездой, первой скрипкой. Серёга Швырёв, Женька Леонов — вот они в своем возрасте гремели. У меня же роль такая с детства – не забивать голы самому, а помогать это делать другим. Забивал Серёга, Женька, а я подбирал мячи, пасы отдавал, играл в полузащите…
В 17 лет нас выпустили из спортшколы и взяли в «Сибсельмаш». То есть не было перехода в дубль — сразу команда мастеров и стартовый состав. Так опыта и набирались, в бою. «Сибсельмаш» тогда был в крепких середнячках. Б
ольшая часть моей игровой карьеры связана с этим клубом. В новосибирской команде я «дорос» до её капитана…
Тренерский фактор
А потом уже в моей биографии появился хабаровский «СКА-Нефтяник». Михаил Юрьевич Юрьев позвал: позвонил, мол, мы собираем команду из лидеров по духу, предлагаю перейти к нам…
— По «Строителю» так же было?
- В общем, да. Павел Яковлевич Франц позвонил, сделал предложение, сказал, что возлагает на меня определённые надежды. Для меня это очень важно, когда главный тренер в тебя верит…
— Юный болельщик из Москвы Слава Киктев адресовал тебе такие строки: «Денис, добро пожаловать в «Строитель»! Поделитесь, какие факторы сыграли решающую роль при принятии решения о продолжении игровой карьеры в нашем клубе».
— А вот как раз то, о чём я и сказал: тренерский фактор.
— Ты признался, что с детства в основном всегда отдавал голевые передачи и никогда не отмечался тем, что много забивал. С переходом в наш клуб твоя роль на поле изменится?
— Роль останется прежней — опорный полузащитник, буду организовывать, начинать атаки….В принципе, в «Строителе» есть, кому забивать. И Лёха Ничков, и Лёха Башарымов, и Денис Лапшин. На роль атакующего я не претендую но, надеюсь, забивать, конечно, буду.
— Откровенно: не обидно, скажем так, постоянно делать черновую работу?
— Нет, у каждого своя работа. Превыше всего команда и её интересы. Надо любить не себя в команде, а команду в себе.
А вообще я не тщеславный, и звёздная болезнь – это не про меня. Правда, было дело в детстве, я словил звезду. Как-то на тренировке стал кричать на ребят, что они делают всё не то и всё не так. Тренер оставил меня одного на поле против соперников и сказал: «Ты как без своей команды сможешь играть? Ну, давай, попробуй-ка, если такой крутой, поиграй в одиночку».
Понятно, что меня «сделали». Тогда я и осознал, что без команды ты ничто, надо ценить своих партнёров… На всю жизнь это отложилось.
— Твой игровой номер – 61, почему именно он?
— Маленьким я играл под седьмым номером, а в «Сибсельмаше» взял номер 61. Почему? 1961 — год рождения отца. Были мысли поменять игровой номер на 64 – мама родилась в 1964 году, но пока вот так…
— Я так понимаю, родители многое для тебя значат?
— Конечно!
О Сыктывкаре и новом сезоне Суперлиги
— Какие задачи перед собой поставил на предстоящий сезон Денис Потёмин?
— В прошлом сезоне «Строитель» выступил достойно, вышел в плей-офф чемпионата страны. Но одно дело – достичь какой-то результат, другое – его закрепить или улучишь. И помочь команде в этом (а коллектив здесь дружный), принести ей как можно больше пользы – в этом я и вижу главную задачу для себя.
И, конечно, надо прогрессировать самому. Надеюсь быть более результативным на поле.
— Александр Кырнышев интересуется, каково тебе после городов-миллионников (Новосибирск, Хабаровск) оказаться в небольшом и провинциальном городке, в котором нет даже трамваев и троллейбусов?
— Ничего страшного в том, что в Сыктывкаре (город мне понравился), ни трамваев, ни троллейбусов, а ещё и метро нет. Отношусь к этому спокойно, я же приехал сюда работать, играть в русский хоккей, а не за комфортом, не за развлечениями и т.п.
— Кстати, как ты передвигаешься-то по городу без вышеперечисленных видов транспорта?
— В основном, пешком. Квартиру снял в центре, рядом с Республиканским стадионом. То, как его обновили, мне очень нравится. Впечатляет!
— Слава Киктев, помятуя о том, что ты приезжал к нам в составе других клубов и участвовал в матчах, которые проходили на свежем воздухе (т.к. «крыток» в Сыктывкаре нет), интересуется, каковы твои впечатления «от игры под открытым небом»?
— Да это просто здорово, классика русского хоккея!