В общаге только 8 кроватей в двух комнатах и я ухожу в кабинет директора на пол. Спальник и коврик не промокли в гермобауле, а это главное. Да и не храпит никто под ухом
Утро следующего дня. Мы в маленьком поселочке, где половина домов, как была построена - так никогда и не была заселена людьми. Сейчас они стоят с табличками "Дом в аварийном состоянии - вход воспрещен" и их уже начали разбирать. Тем не менее завод работает здесь с 1933 года. Наша чумазая техника для местного населения - как летающие тарелки, все на нее косятся. С утра немного развеяло и дождь прекратился. Мы понемногу сушимся от печки в доме и на ветерке. Миша занялся реанимацией своего коня.
Дабы наладить контакты с местным населением и заработать "плюсиков" на баню народ взялся покатать местную детвору. Как положено - Вероника девчонок, а Паша, Алексей и Игорь пацанов. Баня на вечер была обещана. Паше даже предложили поменять его Хмыря на чудо местного квадропрома. Паха отказался только из-за отсутствия на новой модели лебедки.
К обеду основные дела закончены и в голову неотступно лезут мысли о малом количестве топлива. Уже понятно, что весь маршрут по плану нам не осилить по времени. Но отступать мы не намерены. Вернуться обратно даже не дойдя до царского тракта мы просто не можем. Самым реальным видится сгонять за бензом. Все попытки организовать доставку топлива из Биракана дистанционным путем успехом не увенчались и мы с Сергеем собираем и грузим на квадры все пустые канистры. А кроме того нужно пополнить запасы моторного масла, ибо у команды "техники превосходства" после Мишиной реанимации масло практически иссякло. Около трех часов дня стартуем с Серегой в сторону Биракана. Неплохого качества лесовозка, по которой еще пару дней назад бодро ползли легковушки всех стран и мастей теперь после снегопада превратилась в хорошую трассу для развлечения стоковых джипов. Даже мы в паре мест переходили на пониженную с полным приводом. Выкатились в поселок. Ближайшая заправка в 13 км на свороте в Известковый. Затянутые низким свинцовым небом и подернутые зеленой дымкой молодых листочков на фоне белого снега сопки Малого Хингана смотрятся угрожающе. Но там впереди друзья и не пройденный маршрут. Бегом к окошечку кассы обгоняю водителя топливозаправщика и после нас станцию закрывают на 1,5 часа на раскачку топлива. Повезло... 200 литров на борт, последние 8 литров синтетики тоже скупили, короткие звонки родным и мы стартуем к седым Хинганским сопкам. Заскочили с Серегой в Биракане в магазин и перекусив чем... в общем что в магазине было прем дальше. К своим мы попадаем к 21.00 без происшествий, добавив 120 км на спидометр. Мужики уже начали волноваться по поводу нашего отсутствия.
Завтра в путь, техника исправна, снаряжение просушено, топлива и масла вполне в достатке. Пустила бы только река... Неожиданно Игорь сообщает, что решил сняться с маршрута и завтра возвращается домой, говорит нет теплых вещей и к такой погоде он не готов. Ну что же, каждый выбирает сам, если в этом нет угрозы безопасности.
С утра небольшая экскурсия на рыборазводный завод... Три МИЛЛИОНА мальков кеты. Абсолютно открытые природные условия с теплыми подземными ключами, рыба уходит когда ее перестают кормить. Специальный корм из Дании и сотрудники даже не представляют сколько он стоит - говорят, просто присылают...
Еще пол часа и мы на броде. Все надежд никаких. Подъем воды столь высок, что и думать не стоит о переправе вброд. Это первый раз, когда мы не взяли средства для переправы Но я даже и представить не мог, что погода сыграет с нами столь злую шутку. Фотаемся и обсуждаем варианты...
Уже обдуман плот и использование остатков старого моста, но все это время и все же риск опять утопить технику сохраняется. В сотый раз смотрю в карту. Вспоминаем, что один из местных жителей говорил о старой дороге, которой сейчас не пользуются, но состояние у нее должно быть сносным и идет она по этому же берегу Биджана, где стоим мы, но после второго брода. Мы кстати возле него ночевали. Возникает вопрос - а можно ли до нее добраться минуя броды. Сравнивая разные карты нахожу тоненькую ниточку давно заброшенного объезда. Остается участок совсем без дороги всего 1,5 км - это реальный шанс! Прощаемся с Игорем и окрыленные несемся искать старый сворот.
Вот и началась "НАША" дорожка. Достаточно бодрый подъем на хребет с огромными кусками белого мрамора на вершине - Видно его когда-то пытались здесь добывать, но не карьерным способом, а путем вытаскивания из леса огромных валунов раскиданных в окрестностях дороги.
Спуск вниз и мы сворачиваем на "направление". Старый темнохвойный лес, мхи и лишайники кругом и вокруг огромные валуны гранита и мрамора и все это на фоне чудесной разрушенной много лет назад дороги. Мы в восторге, мы так к этому стремились
Километров 12 такого счастья и мы выходим к тупику на левом берегу Биджана. Последний километр дорожка скачет по откровенной мари.
Впереди у нас 1,5 км вообще без дороги. Делаем пешую разведку - впереди три ручья с заболоченными берегами и сплошными зарослями кустарника и просто лес. Обычная работа по разведке, расчистке направления движения, проводке техники. И если в районе обеда даже слегка выглядывало солнышко, то все остальное время на голову льет дождь. Оставшееся время до вечера мы ломим эти 1,5 км. Вымотанные, но довольные вываливаемся на дорогу. Еще пару километров вверх по Биджану и нас принимает на ночевку прекрасная поляна, с огромной елью в центре. На голову льет дождь, вода в Биджане продолжает подниматься постепенно выходя из берегов. Ужин и мы ползем по палаткам.
С утра раздуло, временами в разрывах туч даже мелькает солнышко. Пока готовим завтрак палатки успевает даже обсушить ветерком. Собираем лагерь и выходим на дорогу. В этом месте состояние ее вполне приличное, видно, что периодически по ней ездят на рыбалку, поскольку она постоянно бежит вдоль Биджана, но вот речка блеснув сквозь ветки ивняка уходит в сторону и дорога загрустив становится все хуже и хуже, ну в смысле все интереснее.
Начинаем подъем на хребет. Дорога когда-то была полностью устлана гатью, видимо глинистый подъем был серьезным препятствием на пути техники. Сейчас, по прошествии многих лет вода размыла под бревнами канаву и гать стала больше похожа на мост. В результате прохождения этого сложного участка Алексей ухитрился даже кувыркнуть свой Аут. Обошлось без тяжелых последствий для техники и пилота.
Выбрались наверх, сверили направление по навигатору. До царского тракта остается около 10 км и пересечение еще одной долины небольшой речки.
Мы уже привыкли, что в местах, где дороги давным давно не используются периодически встречаются участки с идеально ровной поверхностью протяженностью от сотни метров до нескольких километров. Это самый коварный "капкан" - в любой момент эта благодать может оборваться каким угодно препятствием от ямы или бугра, до канавы в несколько метров глубиной, поэтому мы особо не разгоняемся. А мостов на этих дорогах уже давным давно нет и размытое полотно встречается часто.
Внизу поперек заболоченной долины лежит гать. Когда-то она наверняка была засыпана грунтом, но со временем вода сделала свое дело и сейчас это километр триального участка с народной забавой "перелезь через бревно" очень развлекательная штука
Очередной не высокий перевальчик и мы стоим на колесухе! Передать чувства тяжело. Дорога и дорога, в обе стороны от перекрестка уходит нормальная, совершенно проезжая не заросшая и не заваленная дорога.Если не знать ее историю, то и не притормозил бы. А так... В общем, чтобы понять - надо постоять на ней.
Сворачиваем направо. Время близится к обеду и мы едем смотреть урочище Ашикан. Это одна из базовых точек колесухи на Хингане. Сначала здесь стоял большой лагерь строителей дороги, а затем была станция. Сказать, что когда-то в этом месте жило несколько сот человек невозможно - кругом просто лес. Пока народ режет бутерброды и кипятит чай бегу в лес. Бродя по окрестным местам пытаюсь угадать где стояли бараки, как текла жизнь... Обращаю внимание на достаточно глубокий провал в грунте - похоже здесь был колодец. В соседних кустах из земли торчит кусок металла. С изумлением выдергиваю на свет божий ведро. Кованое железо, заклепки, вес килограмм 15 не меньше. Ох не прост был каторжный труд. Несу находку на всеобщее обозрение.
Перекусили, обсудили вопрос о том, что мы так мало знаем об истории нашего края и о людях живших здесь раньше. Надо двигаться дальше. Решение принято еще накануне - мы идем по колесухе на восток. До выхода из Хинганских сопок в цивилизацию к поселку Преображеновка остается около 50 км того самого царского тракта. В запасе у нас еще три дня, так что прохождение вполне реально. Так мы тогда считали. Стартуем.
Заболоченные участки чередуются с нормальной дорогой, иногда препятствия мы объезжаем по лесу, короче двигаться пока вполне получается, хоть и не быстро. Периодически Паша дергает Хмырем то меня, то Сашу. У меня в ручьях умерла передняя лебеда, а Саша вообще идет в полном стоке - как из салона забрал, так и обкатывает Полариса
Очередное болотце... насыпь дороги, где был мост поросла деревьями см 30 толщиной, теперь обходим прыгая по кочке. Миша уходит по фары... просто яма в воде, а рядом вполне проходимо.
Благополучно выбрались из болота, идем дальше. Дорога выбирается на небольшой взгорок, огибает хребтик и... мы упираемся в речку. Это Левый Биджан. В своем обычном состоянии его ширина не больше 10 метров судя по прибрежным кустам, но сейчас даже до них около 50 метров залитой по пояс поймы. Глубина в русле вообще не понятна.
Время уже шестой час и решение только одно мы встаем здесь на ночлег. Все мысли конечно только об одном, как преодолеть речку. Паша и оба Алексея разгрузив квадры уходят искать возможные варианты переправы в другом месте. Оставшаяся часть группы берется за установку лагеря, а Сергей за приготовление ужина. Через пару часов возвращаются мужики. Они прошли по залитой водой мари больше 3 км. При таком уровне воды пройти речку на квадрах не реально. Спасти может только только плот и пустые канистры от топлива. Паша с Алексеем говорят, что перенырнут речку вплавь с легкостью для организации переправы. Возвращаться никому не хочется. Вечер под тентом при шуме дождя... и тут приходит сообщение. Позвонив по спутниковому мы узнаем, что в семье одного из участников путешествия несчастье - два дня назад у него умер отец. Понятно, что на похороны он уже не успевает, но и тянуть с возвращением не стоит. Решение принято - на утро мы разворачиваемся и по своим следам возвращаемся домой.
С утра настроение у всей группы далеко не радужное. Все также с перерывами накрапывает дождь. Выходим в обратную сторону. В какой-то момент начинаю замечать, что при переключении передач клинит ручку переключателя. Беда уже известная на Поларисе - умирает подшипник обгонной муфты вариатора. Пожалуй пора, за 12-то тысяч пробега, но мне от этого не легче. Вопрос только в том, что надо заглушить двигатель, чтобы переключить передачу. К обеду прошли всю дорогу и вот заходим в лес. Миша передает по станции, что тот участок, где мы форсировали последний от нас ручей уже затоплен разлившимся Биджаном и надо искать переправу выше по течению. После половины ходового дня и размешанного 17 квадрами (прошли туда-обратно) болота на тяжелом и хромом Поларисе без передней лебедки мне совсем не сладко. В очередной засаде инстинктивно дергаю переключатель передач на себя не заглушив двигатель и... срываю шлицы. Квадр теперь может двигаться только вперед и только на пониженной скорости. Все попытки закрепить рычаг и заставить его работать под дождем в болоте успехом не увенчались. Друзья рядом - Паша и Алексей готовы выдернуть если сел. Понимаю, что все засады могу пройти только ходом - шансов на второй заход и маневр уже нет. Метров через 150 на очередном "продубасе" под правое колесо попадает корень и левым передним я прилетаю в березу. Обиженный ШРУС говорит "кряк" и я остаюсь трехногим. Впереди еще два ручья, а я на недоприводе и только вперед на пониженной. Первый ручей - это овражек со стенками высотой см 70. Понимаю, что если я туда свалюсь, то выдернуть меня даже Пашиным Хмырем будет не реально. После некоторых размышлений приходит решение - я пилю два бревна и подкладываю их по ширине рычагов на подъем. Ныряю в овраг и по бревнам задние колеса выталкивают квадр почти до уровня противоположного края.
Остается немного. Распускаю заднюю лебедку и пропустив веревку под днищем и встегнув в карабин на переднем фаркопе, чтобы не уходила вбок начинаю потихоньку выталкивать квадр по бревнам наверх. Но после всех камней днище защиты все в задирах и через пол метра синтетика просто рвется. Вот я и без задней лебеды... Но теперь уже Хмырь без труда завершает эвакуацию калеки из оврага.
Еще сколько-то времени и Паша перетаскивает меня через последний размешанный участок болота. Смотрюсь я при этом достаточно живописно
Дальше все проще - мы на дороге. Прямым путем через несколько десятков километров мы выкатываемся к пещере, где ночевали первую ночь. Чуть-чуть смыть грязь, ужинать и спать. На следующий день вечером 8 мая вся группа возвратилась в Хабаровск. Но тема Амурской колесухи осталась до конца не раскрытой. Надеюсь мы туда еще вернемся...