В суете обыденности и рутинности проскочила незаметной дата 22 января.
В этот день родился Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН. Советский Гений и ключевая фигура в истории мирового кинематографа. Он превратил кино из развлекательного шоу в искусство. Все великие кинематографисты мира обязаны Эйзенштейну изобретением для них азбуки кино - типологии монтажа. И не удивительно почему абсолютно все культовые режиссеры до сих пор цитируют Эйзенштейна и подражают ему.
Путь в кино начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок», лента вышла под названием «Позолоченная гниль». Потом, задумал цикл из семи фильмов «От подполья к диктатуре», в итоге снял одну часть – «Стачка», где он продолжил эксперименты с монтажом и поиски кино-метафор. Фильм, получивший приз на Всемирной выставке в Париже, в СССР был принят прохладно и неоднозначно.
Следом, режиссер получает гос. заказ и снимает шедевр мирового кинематографа, сделавший Эйзенштейна знаменитым на весь мир - «Броненосец Потемкин». После триумфальной премьеры в Большом театре, стало очевидным, что это абсолютно новое слово в кинематографе, чего раньше нигде и никогда не было. Тут было все: и потрясающие метафоры, и невиданный доселе монтаж, и композиции, и компоновка кадра. Советский фильм-легенда, перевернувший мир, до сих пор признан шедевром и лучшим фильмом всех времен и народов.
Чаплин назвал его лучшей картиной в мире, Дуглас Фэрбенкс признался, что этот фильм - самое сильное и глубокое переживание в его жизни, а уж знаменитый эпизод расстрела на Потемкинской лестнице и кадр с катящейся коляской кто только не цитировал: Коппола в «Крестном отце», Терри Гиллиам в «Бразилии», Брайан де Пальма в «Неприкасаемых», Михалков в «Свой среди чужих..», Вольфганг Беккер «Гуд бай, Ленин!». А знаменитый Спилберг, так он буквально весь вышел из Эйзенштейна, ну и т.д.
Сталин разрешил показать фильм всему миру. Три года Эйзенштейн путешествует, пропагандирует советскую культуру, читает лекции, лично знакомится с кинодеятелями мировой величины и их опытом съемки, пишет несколько сценариев, в Голливуде заключает контракт с Paramount на экранизацию романа Драйзера «Американская трагедия», но из этой затеи ничего не получится, как не получился фильм «Да здравствует Мексика!», начал снимать в Латинской Америке, не хватило денег, обратился за помощью сов. властям, но последовал отказ, кроме того его успех за границей не на шутку встревожил. Не удивительно, что Эйзенштейна в срочном порядке отзывают на родину.
В Москве он создает собственную киношколу, продолжает новаторство и впервые снимает фильм о Ленине «Октябрь».
Так, с его легкой руки родился целый киножанр, под названием «лениниана». Затем, «Александр Невский» - фильм о великом воине, герое русской истории, и вновь ошеломительный успех. Фильм показывают по всему миру и даже в Белом доме Рузвельту, которому он очень понравился.
Где-то прочел, что наш «Невский» повлиял на будущие фильмы исторические и фэнтези, такие, как: «Конан-варвар», «Звездные войны», а орки из мультфильма «Властелин колец» срисованы с изображений Эйзенштейна тевтонских рыцарей. Скорсезе вспоминал, что был настолько оглушен фильмом, что пошел и купил все диски музыки Прокофьева.
Сов. власть начинает понимать, что из недр советской культуры вышел абсолютный гений и дает новый госзаказ - Иван Грозный (заказ поступил еще и Толстому - ему заказали пьесу и Шостаковичу - оперу). Съемки проходили в эвакуации, в Алма-Ате, декорации строили из подручных средств, реквизит везли из Москвы, эскизы костюмов делал сам мастер.
Не единой мелочи, ни одной лишней детали, каждая из них тщательно отбиралась и «играла» в кадре.
Первая серия картины вышла в январе 1945-го и, в который раз, грандиозный успех. Чаплин назвал фильм «высшим достижением в жанре исторических фильмов», а «трактовку истории поэтической, превосходнейшей». Картине присуждают Сталинскую премию I степени, но вторую серию Сталин раскритиковал, назвал омерзительной штукой, Грозного сравнил с нерешительным Гамлетом, вышло постановление ЦК ВКП(б), где в частности говорилось:
«Эйзенштейн совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана». Эйзенштейна и актера Черкасова (роль Грозного) вызывают на ковер, Сталин указывает на ошибки, требует их исправить. Эйзенштейн соглашается и вскоре умирает от инфаркта, в возрасте 50 лет.
Когда вы восторгаетесь съемками и монтажом западных кино-шедевров и задаетесь вопросом: ну, почему сегодня наше кино так деградировало, а вот «у них так снято!»… вспомните, что пророков в своем отечестве нет, и это так… по-нашему… «по-бразильски».