Ручей Буреломный не зря имеет такое название и назвавший его геолог или топограф видно очень точно прочувствовал на себе его рельеф. Предварительные консультации с теми, кто здесь уже ходил, давали однозначный вывод – будет ж..па. Морально мы к этому были готовы, но выражаясь шаблонно, «реальность превзошла все самые смелые ожидания». Рюкзаки наши на старте весили по 33-34 кеге, а ручей начал стремительно уходить вверх. Все это на фоне тотального бурелома, камней и воды под ногами. Изначально мы решили «пилить» вверх строго по ручью и перевалиться над ним, но чем выше мы поднимались, тем грустнее нам становилось. В итоге, когда ручей начал конкретно прятаться в камни и распадок резко сужаться, мы поняли, что надо уходить на склон и переходить через вершину. Поняли мы это с некоторым опозданием, уклон уже был градусов 45, а ближе к вершине крутизна увеличивалась и нам пришлось включать режим 4х4 (местами перли на карачках).
Оглядываясь назад, сейчас я понимаю, что это был самый тяжелый участок пешки да и всего похода.
Пока штурмовали перевал, отдыхали буквально каждые 20 метров. Скорость наша на этом участке составляла метров 150-200 в час. Ближе к перелому уклон уменьшился. Героическими усилиями взяли перевал. Сверху, сквозь деревья, стал просматриваться распадок ключа Буреломного – было видно, как он петляет в сторону долины Хора. Немного перевели дух и начали определяться, в какой из распадков нам сваливаться. Время уже поджимало и нужно было успеть потерять высоту, найти воду и пристойное место для табора. С учетом того, что первоначальный маршрут у нас был ориентировочный, его уточняли по ходу пьесы на местности. Сперва хотели уйти в распадок ручья ближе к Правым Чуям, но каким-то странным образом упали в распадок ручья Завальный, который был левее. Но к тому времени мы уже порядком вымотались (читай – было уже пофигу) и кратко посовещавшись, решили идти вниз по Завальному. Спуск был крутым, но все же полегче, чем подъем.
Суть да дело, дошли до воды. Планировали идти до 21.00. В 20.45 очередной привал. Сидим, отдыхаем, молчим. Через какое-то время зашевелились, начали обсуждать следующие шаги и где будем искать место для табора. И тут Женя спросил время, и с криком – «Какого … идти дальше.. Таборимся здесь!!!» начал неистово уничтожать траву и готовить площадку под палатку. Спорить с его «гневными» доводами никто не стал - затаборились, обогрелись, поели, выпили «снотворного» и спать. К слову – «снотворное» на пешке употребляли весьма ограничено, на сплаве конечно попроще было, но без «поножовщины», так сказать обликом морале соблюдали.
В туристической литературе есть условное понятие «синдрома второго дня». Это когда на второй день похода у тебя все болит после первого дня и к этому еще добавляется моральная тяжесть от того, что ты где-то далеко от пуховых перин и крахмального белья и нет домашних разносолов и вообще далеко от комфорта и привычной обстановки. Короче – нас этот синдром как то обошел. Встали, поели, собрались и как оловянные солдатики пошли дальше. Плечи конечно от лямок побаливали, но терпимо.
Опережая вопросы о кровососущих друзьях скажу, что готовились мы к худшему (накомарники, балончики), в итоге только иногда брызгались. Или мы привычные или гнуса было не много, но как-то было терпимо. Конечно эта армия работала стандартно и посменно – пауты, мошка, мокрец, но без излишнего садизма что-ли. Только мокрец в некоторых местах лютовал. Вобщем, эту часть рисков мы для себя успешно нивелировали. Поразительно – клещей не было вообще. Реально – ни одного не сняли, хотя обтерли собой пол-тайги. Видимо из-за ранней весны быстрее завершилась их активность.
План на второй день пешки был таков – дойти до Правых Чуей, протопать вдоль них и остановиться в районе ручья, по которому планировали уходить в анюйский водораздел. С учетом того, что в первый день мы свалились не в тот распадок, решили выйти на Чуи, срезав участок их слияния с ручьем Средним. Поглядели на карту – вроде удобный невысокий перевальчик, линии высот разнесены, а экономия маршрута – 3,5 км (таежных 3,5 км!). Вобщем че думать, срезать надо… До срезки дошли благополучно, быстро поднялись на перевал и уже начали слышать где-то внизу шум Чуи, но вышла одна загвоздка – противоположный склон оказался, скажем так, крутоват. Понятно, что возвращаться никто не стал – все ж спортсмены-туристы
, да и как-то ломало пилить лишние километры по заросшей в человеческий рост пойме. Вобщем аккуратно стали спускаться. Отвесные участки траверсировали в сторону нашего маршрута. В итоге нашли удачную ложбинку между камней и благополучно скатились в пойму Чуей. Остаток дня шли горизонтально (счастье-то какое), перескакивая с одного берега Чуи на другой в надежде не потерять из виду зверовую тропу (перескоков таких за день был штук 10).