Что б не быть голословным, информация старая, ещё 2002 года, до псевдонаучного лова ТИНРО, это так сказать начало конца.
По наблюдениям сотрудников TRAFFIC Europe<Russia (2002), мясо калуги в 1990<х годах и позже
являлось обычным товаром не только на рынках, но и в магазинах Николаевска<на<Амуре,
Хабаровска, Комсомольска<на<Амуре. Торговля продукцией осетрового промысла остаётся
высокодоходной, особенно, когда все накладные расходы ложатся на легальную часть продукции, а
нелегальная сверхнормативная добыча приносит чистый доход, что существенно затрудняет
различение продукции легального и нелегального промысла.
Сбыт браконьерской продукции происходит по нескольким схемам (TRAFFIC 2002). Свежая рыба
практически живьем перевозится в трюмах рейсовых «Метеоров», следующих по маршрутам
32
Хабаровск—Комсомольск<на<Амуре—Николаевск<на<Амуре и Комсомольск<на<Амуре—Николаевск<
на<Амуре. Загрузка продукции незаконного промысла осетровых происходит прямо на середине реки
во время остановки, на глазах у пассажиров. Также рыба и икра вывозятся на грузовых судах,
следующих вверх по течению Амура, до городов или вывозится автомобильным транспортом по суше.
Особый интерес представляет схема вывоза икры и, в редком случае, рыбы авиационным
транспортом. В этом замешаны как действующие летчики, так и их бывшие коллеги. Последние
занимаются скупкой икры и рыбы у браконьеров. Летчики, пользуясь своим служебным положением,
провозят продукцию на территорию аэропорта и загружают её в самолет без всякого досмотра. После
прилета из Николаевска<на<Амуре в Хабаровск икра перегружается снова без всякого досмотра сразу
в самолеты, отправляющиеся в другие крупные города России, где и реализуется
Икра и осетрина в Хабаровском крае продаются практически повсеместно, как в магазинах, так и на
рынках. В ресторанах и кафе копченое мясо калуги — почти обязательный пункт в меню. Практически
везде предлагаются также различные блюда из осетрины и мяса калуги — в жареном, запеченном,
вареном виде. Черная икра, в отличие от осетрины, не стоит на прилавках, а продается из<под полы.
Цена на икру в регионе составляет в зависимости от рынка и качества от 500 до 3000 рублей за
килограмм (TRAFFIC 2002). Свежее мясо калуги или осетра стоит до ста рублей. Во Владивостоке икра
осетровых продается в магазинах открыто с этикетками фирмы «Русская икра». По экспертному
заключению TRAFFIC Europe<Russia, этикетка на этих банках поддельная.
По данным TRAFFIC (2002), экипажи судов, уже прошедших таможенное оформление и
отстаивающихся в районе Частых островов в лимане Амура активно ведут незаконный промысел
осетровых, и продукция предназначается как для собственного потребления, так и для
контрабандного вывоза в Японию. Объёмы икры, заготовленные в период отстоя судов, составляют от
300 до 4000 кг.
Основные центры по заготовке и реализации, в том числе и незаконной рыбопродукции, расположены
в Николаевске<на<Амуре и в Комсомольске<на<Амуре. В значительном количестве незаконно
заготовленная продукция осетровых скупается у местного населения в Ульчском и Комсомольском
районах Хабаровского края.
Практически из года в год лицензии на добычу осетровых получают одни и
те же фирмы. Крупнейшей фирмой на Дальнем Востоке, добывающей и экспортирующей, продукцию
из осетровых является ООО «Шантар Пасифик». Только в 1999 г. помимо 42,76 тонн добытой
осетрины эта фирма официально заготовила 6075,8 кг икры калуги и амурского осетра. В 2000 г. из
Хабаровска в Великобританию этой фирмой отправлено более пяти тонн икры осетровых. В то время
как в тот год из шестидесяти тонн осетровых, разрешенных к отлову, максимальный выход икры
составил бы не более шести тонн (TRAFFIC 2002).
В 1999 г. в Еврейской автономной области при попытке незаконного вывоза в Китай минуя пункты
таможенного контроля сотрудниками ФСБ задержано 1300 кг осетровой икры. В 2000 г. сотрудниками
Благовещенской таможни пресечена попытка незаконного вывоза в Китай партии осетра зейско<
буреинской популяции (TRAFFIC 2002).
После включения в 1999 г. осетровых в Приложение 2 СИТЕС резко увеличилось количество попыток
незаконного перемещения осетровой продукции в Китай. Только в 1999 г. таможнями Дальнего
Востока задержано при попытках незаконного вывоза продукции из дальневосточных осетровых
общим весом 8500 кг. В 2000 г. задержано 1358 кг осетровых. В первом полугодии 2001 г. таможнями
региона пресечено одиннадцать попыток незаконного перемещения осетровых, задержано осетровой
продукции общим весом 9402 кг. По факту контрабандного вывоза продукции осетровых в зоне
ответственности Биробиджанской таможни в первом полугодии 2001 г. возбуждено одно уголовное
дело по ст. 188 УК РФ. Всего за период с 1999 по 2001 г. было возбуждено пять уголовных дел по
ст. 188 УК РФ в отношении граждан, осуществлявших контрабандный вывоз продукции из осетровых.
Изучение дел показывает, что при попытках незаконного вывоза осетровые декларируются как
обычные речные рыбы: окунь, щука и др. В основном на российско<китайской границе попытки
незаконного вывоза предпринимают представители смешанных российско<китайских фирм, либо
фирм со 100% содержанием китайского капитала. Небольшие объёмы продукции из осетровых
пытаются вывезти граждане КНР (TRAFFIC 2002).
Наибольшее количество выявленных таможенных правонарушений связанных с незаконным
перемещением продукции из осетровых приходится на зимний период. Это связанно с тем, что
осетрина перемещается через пункты таможенного контроля в основном в свежезамороженном виде
на автомобильном транспорте. В зимний период с появлением льда на реке Амур начинают работать
автомобильные переходы Благовещенска, Амурзета, Нижнеленинского, Хабаровска, Покровки
(TRAFFIC 2002).
33
Основная масса продукции осетровых, в первую очередь, икра, идёт в Китай. Чёрная икра также
вывозится в США и Японию. Однако, согласно имеющейся информации, из Китая и Японии чёрная
икра транзитом следует в США, где 1 кг осетровой икры, приготовленной в соответствии с
требованиями, предъявляемыми в США, стоит около 1200 долларов США, тогда как на рынках
Хабаровска один литр черной икры стоит 4000—8000 рублей. Некоторое количество черной икры
поступает из Комсомольска<на<Амуре во Владивосток и Находку железнодорожным транспортом, где
она расфасовывается в небольшую тару на небольших подпольных заводах и в цехах. После чего
реализуется иностранным туристам, прибывающим из Японии, США авиарейсами и на круизных
судах.
В 2001 г. таможни региона столкнулись с попытками незаконного вывоза в Китай оплодотворённой
икры осетровых.
В первом полугодии 2001 г. сотрудники Благовещенской таможни дважды пресекали
попытки незаконного вывоза оплодотворённой икры осетровых.
Основные маршруты незаконного перемещения и направления контрабандного вывоза осетровых
Дальнего Востока РФ пролегают следующим образом. Продукция из осетровых, икра осетровая,
заготовленная в Комсомольске<на<Амуре, Николаевске<на<Амуре, селах и поселках на побережье
Амура и Амурского лимана контрабандно перемещается в Китай автомобильным транспортом через
таможенные посты, а также минуя места таможенного контроля в зоне ответственности
Биробиджанской, Хабаровской, Уссурийской и Гродековской таможен. Продукция, изготовленная из
осетра зейско<буреинской популяции, контрабандно вывозится через Благовещенскую таможню в
Китай. Морским транспортом в Японию контрабандно вывозится продукция осетровых, икра
осетровая, заготовленная в районе пос. Лазарево. Авиационным транспортом через Хабаровский
аэропорт икра осетровая контрабандно вывозится в США, Японию, Великобританию, другие страны, в
том числе в Узбекистан.
Основные каналы незаконного вывоза осетровых проходят через порты и автомобильные переходы:
г. Благовещенск, п.Покровский, п.Лазарев, Амурзет, Полтавский, Марково, Пограничный. Минуя места
таможенного контроля продукция из осетровых также перемещается непосредственно через
государственную границу в зоне ответственности погранзастав
https://new.wwf.ru/upload/iblock/87b/amur_page_31_63.pdf