Художник Нико Пиросмани

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
667
Реакции
693
Баллы
308
118px-Niko_Pirosmani_Margarita_1909.jpg

Нико Пиросмани. Актриса Маргарита

Многие сегодня знают, что песня "Миллион алых роз" пересказывает историю любви знаменитого грузинского художника Нико Пиросмани. Увидев певицу и танцовщицу Маргариту де Севр, приехавшую в Тифлис в марте 1909 года, лавочник Николай Пиросманишвили воскликнул: «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!», продал свою лавку и на все деньги купил розы, усыпав цветочным ковром мостовую перед гостиницей, где жила его богиня.

Что же было дальше? Говорят, что, отправив Маргарите цветы, Нико не стал стоять "чуть дыша" под балконом прекрасной дамы, а отправился на последние деньги пировать в духан. Растроганная Маргарита отправила воздыхателю записку с приглашением, но тот не смог оторваться от дружеского застолья, а когда опомнился, было уже поздно, актриса покинула город.

Увы, вся эта история — лишь красивая сказка. Исследователи творчества Пиросмани уверены, что в его жизни не было ни этой неразделенной любви, ни продажи лавки, а знаменитый портрет «Актриса Маргарита» был написан не с натуры, а с афиши. А сочинил историю Константин Паустовский, побывавший в Тбилиси уже через несколько лет после смерти Пиросмани.
В реальной же жизни художника роковую роль сыграла совсем другая драма.

220px-%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8.png

Николай Пиросманишвили родился в крестьянской семье в 1862 году, младшим из четверых детей. Его отец умер, когда Нико было 8 лет, вскоре скончались мать и старший брат, и мальчика вырастила вдова бакинского фабриканта Калантарова. В семье Нико любили, как родного, однако его очевидно тяготила мысль о том, что он здесь чужой и живет в богатом доме не по праву. Эта болезненная мнительность и связанная с ней чрезмерная обидчивость сохранились за ним на всю жизнь и становились всё более заметными, всё более отдаляющими его от других людей.
Несмотря на то, что семья Калантаровых была образованной, сам Николай не мог приспособиться ни к науке, ни к какому-либо ремеслу. Несколько месяцев учился в типографии. Понемногу учился живописи у странствующих художников. Пытался работать тормозным кондуктором товарных вагонов на железной дороге — так почти вся его зарплата «съедалась» штрафами то за опоздание, то за неявку на работу. Про Нико говорили, что он живет «как птичка», не заботясь ни о прошлом, ни о будущем. А особенно странным в нем было то, что он утверждал, будто видит святых, а после этих явлений рука сама тянется рисовать.
В конце концов, когда Николай решил уволиться из кондукторов, железнодорожное начальство на радостях выдало ему такое большое выходное пособие, что он смог завести молочную лавку. Но и в торговле он не задержался надолго, бросил лавку и решил, что будет зарабатывать ремеслом художника. Произошло это за несколько лет до того, как Маргарита де Севр приехала в Тифлис — то есть продать ради нее лавку Нико уже никак не мог.
Он рисовал все подряд: картины, вывески, мог даже покрасить стену или написать на ней название улицы и номер дома. Никогда не торговался и насчет оплаты. Один платил за его картину 30 рублей, а другому он мог нарисовать вывеску за обед и стакан водки. Иногда вместо денег просил купить ему краску или клеенку — ведь, как известно, свои картины Пиросмани писал не на холстах, а на клеенках. В основном это были обычные клеенки, снятые со столов в духанах. Как бы там ни было, они оказались прекрасным материалом для картин: изображения на них не покрывались трещинами со временем, как это случается с холстами.

Но внезапно в жизни Нико появился шанс войти в круг людей, среди которых он всегда чувствовал себя чужим. В 1912 году о его картинах узнали братья-художники Илья и Кирилл Зданевичи. Друг Кирилла писатель Константин Паустовский вспоминал: «У Кирилла были знакомства с крестьянами, духанщиками, бродячими музыкантами, сельскими учителями. Всем им он поручал разыскивать для него картины и вывески Пиросмана. Первое время духанщики продавали вывески за гроши. Но вскоре по Грузии прошел слух, что какой-то художник из Тифлиса скупает их якобы для заграницы, и духанщики начали набивать цену. И старики Зданевичи, и Кирилл были очень бедны в то время. При мне был случай, когда покупка картины Пиросмана посадила семью на хлеб и воду...»
Зданевичи убедили Нико, что его картины будут иметь успех у образованной публики. Кирилл приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В феврале 1913 года Илья опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». Уже в марте несколько его картин появились на выставке в Москве. Творчеством Пиросманишвили заинтересовались другие коллекционеры. Иллюстрированное издание «Сахалхо Пурцели» поместило фото Пиросмани и репродукцию его «Свадьбы в Кахетии».

"Художник, чье творчество могло бы прославить нацию и дать ей право на участие в нынешней борьбе за искусство, — говорилось в статье. — Понимание цвета и пользование им ставят Пиросманишвили в ряд великих живописцев".

На благосостоянии художника его слава, как ни странно, практически не отразилась. А когда в 1914 году после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон, положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, ухудшилось.
Да и гордость его длилась недолго. Духанщики и прочие знакомые, для которых он рисовал, узнав, что Нико «заделался великим художником», начали отпускать в его адрес презрительные шуточки. Полноценного признания критиков и искусствоведов он так и не дождался.
Почувствовав себя чужим — на этот раз уже не только среди богачей, но и в привычном мире духанов, Пиросманишвили перестал рисовать, опустился и превратился в совершеннейшего бродягу. Он не здоровался со знакомыми, бесцельно слонялся по улицам, что-то бормоча себе под нос. Весной 1918 года его обнаружили в подвале дома, лежащим прямо на битом кирпиче. Он уже никого не узнавал, в больнице, куда его отвезли, записали: «Мужчина лет 60, бедняк, происхождение и вероисповедание неизвестно». Через пару дней он умер, и похоронили его без отпевания, в общей могиле для бедняков.

Галлерея работ Нико Пиросмани
 
Последнее редактирование:

Dimon boroda

Почетный Форумчанин
Регистрация
07.02.14
Сообщения
419
Реакции
214
Баллы
308
Город
Хабаровск
но тот не смог оторваться от дружеского застолья, а когда опомнился, было уже поздно, актриса покинула город.
Антабус, кутила, неудачник. Таких пруд пруди,- собирательный образ. Многие и по сей день кончают "в общей могиле для бедняков".
 

КАВ 1958

Почетный Форумчанин
Регистрация
02.02.15
Сообщения
4.732
Реакции
27.683
Баллы
308
Город
Комсомольск
Здовово. Но какое отношение этот бред имеет к форуму рыбаков и охотников.
 

Виктор1

Модератор
Команда форума
Регистрация
13.11.10
Сообщения
4.685
Реакции
5.250
Баллы
308
Город
Хабаровск
Здовово. Но какое отношение этот бред имеет к форуму рыбаков и охотников.
Ну как можно быть таким невеждой?
Вот же на его картине рыбка, и вяленая и балык!
Так что, самый что не на есть рыбохудожник!!!

pirosmani27.jpg
 

olegg

Почетный Форумчанин
Регистрация
11.05.12
Сообщения
16.452
Реакции
14.132
Баллы
308
Город
Хабаровск
Профанация.
 

SanSay

Почетный Форумчанин
Регистрация
29.07.13
Сообщения
3.171
Реакции
2.793
Баллы
308
Город
ДВ
…Рассказывают, что в 1969 году в Лувре была открыта выставка Пиросмани. Служители заметили, что каждый день около картины «Актриса Маргарита» подолгу стоит немолодая элегантная женщина. Сходство ее глаз с глазами на портрете было поразительным! «Я Маргарита де Севр!» – призналась старушка перед самым закрытием выставки. Посетительницу успели сфотографировать, и теперь эту фотографию можно увидеть в музее Нико Пиросмани, что в Сигнахи…

51885_600.jpg



а вообще.... из курса истории искусств в памяти всплывает, что сюжет "миллиона алых роз" - история совсем другого художника..
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх