В начале XXI века российские кинологи начали понимать, что ни РФОС, ни тем более РКФ, не занимаются собаководством, как отраслью животноводства, как это было до 90-х годов, когда по единым правилам велось всё охотничье собаководство страны под эгидой Министерства сельского хозяйства (МСХ) СССР. И в 2007 г. вернули охотничье собаководство под «крышу» Росохотрыболовсоюза – самой сильной и крупной общественной организации в области охотничьего хозяйства. Казалось бы, всё должно вернуться «на круги своя». Но за прошедшее десятилетие под руководством РФОСа кинологи охотничьих обществ привыкли «загонять» всех охотничьих собак в РКФ, требуя получать там сертификатные родословные. И если для всех пород эти сертификаты имеют роль загранпаспорта, то для карело-финской лайки это – смерть национальной российской породы. Это предательство своей страны и всех людей, которые вложили ум, время и душу в становление этой породы.
Событие, которое произошло в 2006 г., когда, не согласовав свою деятельность и с Росохотрыболовсоюзом, ни с оригинатором породы МСОО МООиР, 5 июля 2006 г. Президент РКФ А. Иншаков подписал соглашение с Председателем Финского Кеннел Клуба (FKC) Кари Ярвиненом об объединении карело-финской лайки и финского шпица в одну породу «… соответствующую стандарту породы финский шпиц (номер по FCL – 49». В соответствии с соглашением «… эти собаки имеют право участвовать в национальных и интернациональных выставках, тестах и испытаниях, как финские шпицы». Одним росчерком пера карело-финская лайка, как самостоятельная российская порода была уничтожена, несмотря на то, что ещё в 1993 г. была внесена в Государственный реестр селекционных достижений МСХ РФ.
При объединении пород совершенно не учитывались разные направления племенного разведения. Многими десятилетиями эти породы разводились совершенно различно: финский шпиц с упором на совершенствование экстерьера, больше как декоративная собака, а карело-финская лайка – как сугубо охотничья с широким диапазоном охотничьего использования.
Для сохранения породы, в основу которой легли аборигенные лайки Карелии, 3 июня 2010 г. Всероссийский кинологический совет (ВКС) Росохотрыболовсоюза, отвечающий за политику племенного разведения охотничьих собак на научнообоснованной, зоотехнически правильной основе, принял решение – из названия породы убрать слово «финская» и именовать породу «карельская лайка». В своей системе, широко распространённой по России, Росохотрыболовсоюз имеет на это полное право. Все здравомыслящие люди и организации могут присоединиться к этой инициативе.
23 мая 2011 года состоялось заседание Президиума ВКС, на котором было принято решение, что с 1 января 2012 г. в справках о происхождении щенков, порода должна именоваться как карельская лайка. Но в связи с тем, что по стране народ ещё информирован не полностью, чтобы не возникало путаницы в породах, чтобы не возникали догадки, что карельская лайка какая-то новая порода, мы пишем и рекомендуем писать: «карельская лайка», в скобках (КФЛ), что доказывает, что карельская лайка это название бывшей карело-финской.
Был решён вопрос о прекращении межпородных вязок, чтобы не регистрировать щенков, родившихся от одного из родителей породы «финский шпиц». С 1 января 2012 г. во Всероссийской племенной книге (ВПКОС) должны регистрировать только российскую породу – карельская лайка.
После решения ВКС Росохотрыболовсоюза о названии породы – карельская лайка, мы надеялись, что к этому прислушается МСХ РФ и без проволочек снимет несвойственное породе слово «финская» в Государственном реестре селекционных достижений, тем более, что фактический владелец породы Росохотрыболовсоюз это уже сделал. Но… оказывается, не всё так просто.
Мы обратились в РКФ с просьбой зарегистрировать новую для него российскую породу – карельская лайка. Для её утверждения в системе РКФ мы отработали стандарт по типу, принятому в международных организациях. В этом стандарте выявляется ощутимая разница между двумя вроде бы сходными породами – карельской лайки и финского шпица. В результате сравнения двух стандартов выяснено, что карельская лайка отличается от финского шпица по 30-ти позициям