Slavik123
Почетный Форумчанин
- Регистрация
- 22.03.12
- Сообщения
- 702
- Реакции
- 725
- Баллы
- 308
В одной книге по истории Испании я прочитал: «В своё время в Испании жило очень много евреев. Но потом вдруг они все оттуда исчезли». Вот так взяли и исчезли, никаких подробностей. Я стал разбираться в этом загадочном вопросе. И вышел на целую цепочку интересных событий, связавших в плотный узел инквизицию, эпоху великих географических открытий, буржуазные революции и приход капитализма.
В качестве вступления в этот паучатник политики, религии и страстей человеческих, опишу биографию известной личности - великого инквизитора Томаса Торквемады.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады. Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещёным евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещёных евреев, имел еврейские корни.
Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, как утверждает молва.
Поступив в орден в 1451 году, Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии, расположенной между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.
Благодаря этому знакомству с Изабеллой, становится великим инквизитором. Именно Торквемада придал инквизиции тот облик о котором не могут спокойно вспоминать историки.
Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.
В 1492 г., после завоевания Гранады и завершения изгнания мавров с Пиреней, Торквемада внушил королеве мысль о необходимости изгнания евреев из всех своих земель. Евреям надлежало или принять крещение, или покинуть королевство. Им запрещалось вывозить золото и серебро, и несчастные вынуждены были продавать имущество за бесценок. Еврейские общины объединились и предложили королеве тридцать тысяч дукатов за отмену указа об изгнании. Казна была истощена гранадской войной, и Изабелла была склонна принять выгодное предложение, но вмешался Торквемада. Он ворвался в зал, где Изабелла и Фердинанд принимали делегацию евреев, и публично заявил, что монархи, подобно Иуде, готовы продать Христа. Он сравнил взятку, которую предлагали королеве (а это была именно взятка) со знаменитыми 30 серебряниками. Упрек возымел действие, и короли отказались пойти навстречу делегатам. Евреи покинули Испанию. Последствия были ужасны. Страну покинуло более четверти миллиона людей - ученые, торговцы, ремесленники, крестьяне. Тысячи беженцев погибли. Оставшиеся крещеные евреи также подвергались гонениям. Не возымели действия на инквизитора-фанатика даже увещевания Папы. Только Александр VI Борджиа, сам испанец, нашел управу на своевольного инквизитора — он назначил еще четверых инквизиторов. Оскорбленный Торквемада посчитал это проявлением недоверия и демонстративно удалился от дел.
Отдельно стоит упомянуть о бунте дворян в Арагоне. В 1485 г. молодые дворяне маранского происхождения решили применить по отношению к инквизиции тактику террора. Им удалось проникнуть с оружием в храм и убить безоружного инквизитора. Это событие вызвало восстание потив маранов, осквернивших храм убийством. Зачинщиков нападения казнили как мятежников.
В хрониках история с еврейским посольством и гневной проповедью Торквемады действительно встречается не раз. Но к принятию решения об изгнании иудеев он, по всей видимости, отношения не имел.
Запрет на вывоз золота и серебра, из-за которого евреям пришлось продавать свое имущество за бесценок, был изобретен не Торквемадой — такой закон существовал и до, и после изгнания евреев. Потому-то генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладывать средства в местную торговлю.
Положение изгоняемых испанских евреев было ужасно. Сотням тысяч людей предстояло покинуть страну, которую они горячо любили, как свою родину, где предки их жили еще со времен римского владычества, до возникновения христианства. Это внезапное выселение было связано с полным разорением для изгнанников. Для продажи недвижимого имущества им дан был очень короткий срок. Приходилось продавать все задаром. Прекрасный дом променивался на осла, благоустроенный виноградник – на несколько аршин сукна; большая часть домов вовсе осталась непроданной. Обращённые мусульмане получили в Испании прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»).
Изгнанники направились в Северную Африку, Италию и Турцию. В их числе был знаменитый астроном и летописец Авраам Закуто (автор летописи "Юхасин"). Не все эти скитальцы достигли мирной пристани. Многие погибли в дороге от голода, лишений и болезней; иные, во время плавания по морям, попали в руки морских разбойников и были проданы в рабство.
Доминиканские монахи, видя отчаяние изгоняемых, усердно уговаривали их принять крещение и тем избавиться от разорения и скитаний. Только вот лишь немногие соблазнились заманчивыми речами монахов; все остальные решили пожертвовать всем ради своей святой веры. В достопамятный день 9-го Ава – годовщину разрушения иерусалимского храма – покинули евреи Испанию (2 августа 1492 г.). Число изгнанников доходило до трехсот тысяч мужчин и женщин, стариков и детей. Многие изгнанники взяли с собой в дорогу надгробные плиты или отдавали их втайне на хранение знакомым марранам, которых они с болью в сердце оставляли в стране инквизиции. Несчастные изгнанники пошли куда глаза глядят.
Бежавшие из Испании в Португалию евреи (свыше ста тысяч) сначала получили от тамошнего короля разрешение на проживание в этой стране. Им была обещана безопасность в обмен на разовое подношение королю (60000 крузадо - очень большая сумма в золоте!). Но после того, как сумма была уплачена, трюк с выселением повторился - их оттуда стали немилосердно гнать; малолетних детей отнимали у родителей и насильно крестили; взрослых обращали в рабство. В 1496 году португальский король, Мануэл I, запретил исповедание иудейской религии, приказал закрыть все синагоги, сжечь иудейские молитвенники, а иудеям принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В 1507 году Мануэл I, стремясь искоренить в стране иудаизм, не нанося при этом ущерба экономике Португалии, отменил все прежние ограничительные законы против «новых христиан» и торжественно обещал «никогда в будущем» не издавать подобных законов. Тем, кто бежал из страны, была обещана амнистия. Насильственно крещённым в 1496 году было вновь обещано в течение двадцати лет не преследовать их за невыполнение католических обрядов. В 1512 году этот льготный срок был продлен до 1534 года. Предполагалось, что за эти годы новообращенные успеют привыкнуть к новой религии. По истечении дарованного королевским эдиктом периода иммунитета в Португалии была учреждена инквизиция. 17 декабря 1531 года папа Климент VII издал буллу Cum ad nihil magis, учреждавшую инквизицию в Португалии и назначавшую на пост инквизитора францисканца Диогу да Силву.
В и-нете полно информации на любом языке по деятельности испанской инквизиции, как и их главного инквизитора Томаса Торквемады на то время. Есть также и фундаментальные труды по этому вопросу. К примеру: Льоренте (Llorente J. A.) – «Критическая история испанской инквизиции», Рафаэль Сабатини: «Торквемада и испанская инквизиция».
А также несколько иудейских источников:
Рут Сэмюэлс - «По тропам еврейской истории, Глава XXI: Евреи в Испании»,
Маханаим - «Еврейский календарь и праздники, дни траура».
Думаю, что в данном вопросе иудейские источники как раз в бОльшей степени неадекватны по понятным причинам.
Гранадский эдикт от 31 марта 1492 года предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны до 31 Июля 1492 г., но до 31 июля всех евреев выселить не удалось и окончательный срок был продлён до 2 августа. Собственно скан самого Edicto de Granada:
Крайний срок отъезда евреев Испании из страны был назначен на 31 июля 1492 года, потом перенесён на 2 дня, на 2 августа. И второго же августа 1492 года началась первая экспедиция Христофора Колумба. Как известно, как минимум одно судно было полностью обустроено на деньги марранов. Как были связаны эти события и кто составлял экипаж трёх судов?
В качестве вступления в этот паучатник политики, религии и страстей человеческих, опишу биографию известной личности - великого инквизитора Томаса Торквемады.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады. Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещёным евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещёных евреев, имел еврейские корни.
Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, как утверждает молва.
Поступив в орден в 1451 году, Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии, расположенной между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.
Благодаря этому знакомству с Изабеллой, становится великим инквизитором. Именно Торквемада придал инквизиции тот облик о котором не могут спокойно вспоминать историки.
Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.
В 1492 г., после завоевания Гранады и завершения изгнания мавров с Пиреней, Торквемада внушил королеве мысль о необходимости изгнания евреев из всех своих земель. Евреям надлежало или принять крещение, или покинуть королевство. Им запрещалось вывозить золото и серебро, и несчастные вынуждены были продавать имущество за бесценок. Еврейские общины объединились и предложили королеве тридцать тысяч дукатов за отмену указа об изгнании. Казна была истощена гранадской войной, и Изабелла была склонна принять выгодное предложение, но вмешался Торквемада. Он ворвался в зал, где Изабелла и Фердинанд принимали делегацию евреев, и публично заявил, что монархи, подобно Иуде, готовы продать Христа. Он сравнил взятку, которую предлагали королеве (а это была именно взятка) со знаменитыми 30 серебряниками. Упрек возымел действие, и короли отказались пойти навстречу делегатам. Евреи покинули Испанию. Последствия были ужасны. Страну покинуло более четверти миллиона людей - ученые, торговцы, ремесленники, крестьяне. Тысячи беженцев погибли. Оставшиеся крещеные евреи также подвергались гонениям. Не возымели действия на инквизитора-фанатика даже увещевания Папы. Только Александр VI Борджиа, сам испанец, нашел управу на своевольного инквизитора — он назначил еще четверых инквизиторов. Оскорбленный Торквемада посчитал это проявлением недоверия и демонстративно удалился от дел.
Отдельно стоит упомянуть о бунте дворян в Арагоне. В 1485 г. молодые дворяне маранского происхождения решили применить по отношению к инквизиции тактику террора. Им удалось проникнуть с оружием в храм и убить безоружного инквизитора. Это событие вызвало восстание потив маранов, осквернивших храм убийством. Зачинщиков нападения казнили как мятежников.
В хрониках история с еврейским посольством и гневной проповедью Торквемады действительно встречается не раз. Но к принятию решения об изгнании иудеев он, по всей видимости, отношения не имел.
Запрет на вывоз золота и серебра, из-за которого евреям пришлось продавать свое имущество за бесценок, был изобретен не Торквемадой — такой закон существовал и до, и после изгнания евреев. Потому-то генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладывать средства в местную торговлю.
Положение изгоняемых испанских евреев было ужасно. Сотням тысяч людей предстояло покинуть страну, которую они горячо любили, как свою родину, где предки их жили еще со времен римского владычества, до возникновения христианства. Это внезапное выселение было связано с полным разорением для изгнанников. Для продажи недвижимого имущества им дан был очень короткий срок. Приходилось продавать все задаром. Прекрасный дом променивался на осла, благоустроенный виноградник – на несколько аршин сукна; большая часть домов вовсе осталась непроданной. Обращённые мусульмане получили в Испании прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»).
Изгнанники направились в Северную Африку, Италию и Турцию. В их числе был знаменитый астроном и летописец Авраам Закуто (автор летописи "Юхасин"). Не все эти скитальцы достигли мирной пристани. Многие погибли в дороге от голода, лишений и болезней; иные, во время плавания по морям, попали в руки морских разбойников и были проданы в рабство.
Доминиканские монахи, видя отчаяние изгоняемых, усердно уговаривали их принять крещение и тем избавиться от разорения и скитаний. Только вот лишь немногие соблазнились заманчивыми речами монахов; все остальные решили пожертвовать всем ради своей святой веры. В достопамятный день 9-го Ава – годовщину разрушения иерусалимского храма – покинули евреи Испанию (2 августа 1492 г.). Число изгнанников доходило до трехсот тысяч мужчин и женщин, стариков и детей. Многие изгнанники взяли с собой в дорогу надгробные плиты или отдавали их втайне на хранение знакомым марранам, которых они с болью в сердце оставляли в стране инквизиции. Несчастные изгнанники пошли куда глаза глядят.
Бежавшие из Испании в Португалию евреи (свыше ста тысяч) сначала получили от тамошнего короля разрешение на проживание в этой стране. Им была обещана безопасность в обмен на разовое подношение королю (60000 крузадо - очень большая сумма в золоте!). Но после того, как сумма была уплачена, трюк с выселением повторился - их оттуда стали немилосердно гнать; малолетних детей отнимали у родителей и насильно крестили; взрослых обращали в рабство. В 1496 году португальский король, Мануэл I, запретил исповедание иудейской религии, приказал закрыть все синагоги, сжечь иудейские молитвенники, а иудеям принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В 1507 году Мануэл I, стремясь искоренить в стране иудаизм, не нанося при этом ущерба экономике Португалии, отменил все прежние ограничительные законы против «новых христиан» и торжественно обещал «никогда в будущем» не издавать подобных законов. Тем, кто бежал из страны, была обещана амнистия. Насильственно крещённым в 1496 году было вновь обещано в течение двадцати лет не преследовать их за невыполнение католических обрядов. В 1512 году этот льготный срок был продлен до 1534 года. Предполагалось, что за эти годы новообращенные успеют привыкнуть к новой религии. По истечении дарованного королевским эдиктом периода иммунитета в Португалии была учреждена инквизиция. 17 декабря 1531 года папа Климент VII издал буллу Cum ad nihil magis, учреждавшую инквизицию в Португалии и назначавшую на пост инквизитора францисканца Диогу да Силву.
В и-нете полно информации на любом языке по деятельности испанской инквизиции, как и их главного инквизитора Томаса Торквемады на то время. Есть также и фундаментальные труды по этому вопросу. К примеру: Льоренте (Llorente J. A.) – «Критическая история испанской инквизиции», Рафаэль Сабатини: «Торквемада и испанская инквизиция».
А также несколько иудейских источников:
Рут Сэмюэлс - «По тропам еврейской истории, Глава XXI: Евреи в Испании»,
Маханаим - «Еврейский календарь и праздники, дни траура».
Думаю, что в данном вопросе иудейские источники как раз в бОльшей степени неадекватны по понятным причинам.
Гранадский эдикт от 31 марта 1492 года предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны до 31 Июля 1492 г., но до 31 июля всех евреев выселить не удалось и окончательный срок был продлён до 2 августа. Собственно скан самого Edicto de Granada:
Крайний срок отъезда евреев Испании из страны был назначен на 31 июля 1492 года, потом перенесён на 2 дня, на 2 августа. И второго же августа 1492 года началась первая экспедиция Христофора Колумба. Как известно, как минимум одно судно было полностью обустроено на деньги марранов. Как были связаны эти события и кто составлял экипаж трёх судов?