След в истории.. Свежее интервью с ветераном хабаровского СКА, защитником Сергеем Яниной, приуроченное к его 70-летию..
СЕРГЕЙ ЯНИНА: «ОДНАЖДЫ ЛОМАНОВУ Я МЯЧОМ ВЫБИЛ ДВА ЗУБА»
Хоккеисты легендарного хабаровского СКА образца 1980-х годов у болельщиков ассоциируются прежде всего с такими именами, как Виктор Ковалёв, Александр Першин, Николай Паздников, Вячеслав Саломатов, Валерий Чухлов… На их фоне Сергей Янина, которому на днях исполнилось 70 лет, как бы являлся «актёром второго плана». Он был игроком из того разряда, каковых принято называть «рабочими лошадками». Вроде бы на льду такие хоккеисты малозаметны. Однако без них игра команды теряла свой фундамент. Чтобы поговорить с юбиляром, автору этих строк пришлось звонить в Калининград, где уже пятый год живёт Сергей Янина. Но душой Сергей Анатольевич по-прежнему в Хабаровске, где у него осталось много друзей. Да и как может быть иначе, если Янина родился и вырос на берегах Амура, здесь же увлёкся спортом, попав со временем в лучшую команду краевого центра. Ведь русский хоккей в городе был тогда видом спорта № 1.
ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ХОККЕЮ ПЕРЕВЕСИЛА
– Я жил недалеко от детского парка имени Гайдара, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Летом мы с мальчишками играли в футбол, зимой я становился на коньки. Кстати, я ведь мог стать и футболистом. Когда услышал про набор в секцию при команде СКА, примчался на стадион имени Ленина, прошёл конкурс, и меня взяли. А тренировали ребят известные в ту пору специалисты – Виталий Иванович Гаевский и Василий Ильич Бородин.
Мы ездили на различные турниры, а на домашних матчах команды мастеров стояли за воротами и подавали своим кумирам мячи. Помню, как-то Анатолий Плотников от души пробил, но мимо. Я попытался поймать мяч и сломал палец.
Но футбол был летом, а зимой я с не меньшим азартом играл в русский хоккей. Мы даже создали свою команду в детском парке. А потом знакомые ребята с посёлка имени Горького меня порекомендовали тренеру подростковой команды «Восход» Виктору Александровичу Шабалину. Кстати, через «Восход» путёвку в большой спорт получила целая группа в будущем известных игроков.
Среди них – хоккеисты Владимир Огнев, Владимир Шестаков, Александр Леонов, футболист Олег Скоркин. Мы ездили (и не без успеха) на всероссийские финалы популярного в те годы турнира «Плетёный мяч», проводили товарищеские матчи со сверстниками из других хоккейных центров.
Запомнилась встреча в Красноярске, где за хозяев играл будущий знаменитый форвард «Енисея» и сборной СССР Сергей Ломанов-старший. Серёжа на два года младше меня, но уже тогда было видно, что из него может получиться классный хоккеист. Мы выиграли – 1:0. Единственный гол тогда забил я, отправив мяч дугой издалека в нижний угол. Меня потом ребята прозвали «Серёга дальний-нижний». А ещё я в том матче, как потом выяснилось, Ломанову два зуба выбил. Но это был чисто игровой эпизод.
– Я так понимаю, что, несмотря на вашу любовь к футболу, хоккей с мячом в итоге перевесил…
– Да, как-то всё завертелось. Позже я попал к тренеру группы подготовки при армейской команде мастеров Василию Банникову, который «вывел в люди» Владимира Башана, Виктора Ковалёва и других известных хоккеистов. После школы поступил в институт физкультуры. Хотя мной интересовались минимум ещё два вуза – пединститут и «железка». Спортсмены ведь везде нужны (улыбается).
Пока учился, параллельно играл в хоккей с мячом за хабаровские команды «Нефтяник» и «Строитель». Потом меня пригласили в арсеньевский «Восток», но там что-то не срослось. В итоге я оказался в Биробиджане и два года отыграл за местный «Дальсельмаш».
ЗАБИЛ ГОЛ И ОКАЗАЛСЯ НА ЛАВКЕ
– А когда же вами заинтересовались тренеры хабаровского СКА?
– Впервые это произошло зимой 1978 года. Я даже принял участие в двух матчах в Первоуральске и Калининграде. Тогда у армейцев возникли кадровые проблемы в защите. Вот меня и выпустили. Анатолий Гладилин меня даже похвалил: мол, здорово ты меня выручил! Но сезон тот я всё равно доигрывал в Биробиджане.
А летом всё того же 1978-го в столицу ЕАО приехал тогдашний начальник хоккеистов СКА и говорит: «Собирайся, поехали…». Правда, руководство «Дальсельмаша» меня отпускать не хотело: «Оставайся, мы тебе квартиру дадим!» – «Да вы что, – говорю, – играть за армейцев – моя мечта с детства».
– И как вас встретили в команде?
– Хорошо встретили. Правда, моим «боевым крещением» стал матч по хоккею на… траве в Ташкенте. Помните, в те годы была обязаловка – летом хоккеисты с мячом должны были играть в хоккей на траве? Меня ещё и в ворота поставили. Синяков тогда «заработал» сполна. Но ничего, это была хорошая закалка!
Ну а потом уже началась подготовка к чемпионату СССР по хоккею с мячом. Старший тренер Михаил Павлович Ханин меня многому научил. И Володя Башан то и дело подсказывал, и Витя Ковалёв, который меня обучал культуре паса.
Кстати, насчёт паса… Ханин говорил мне: «Ты – защитник, поэтому отобрал мяч у соперника, отдал пас Ковалёву и Першину – и всё». Такая была жёсткая дисциплина. Но я однажды увлёкся и ослушался тренера. Мяч после розыгрыша углового отскочил, я его подхватил, вышел один на один с вратарём и забил гол. Ханин за такую «инициативу» меня тут же на лавку посадил, да ещё и отчитал: зачем, дескать, побежал вперёд?
НА ПРОЩАНИЕ – КУБОК СССР
– Но, если верить статистике, семь мячей в чемпионатах страны вы всё же забили…
– Один раз даже в свои ворота (смеётся). Прерывая атаку алма-атинского «Динамо», послал мяч в «девятку». Наш голкипер Сергей Лазарев только руками развёл и даже ругать не стал. «Мне, – говорит, – такие голы ещё никто не забивал! Кстати, позже, когда он к нам уже с московским «Динамо» приезжал, я ему умудрился два гола забить. «Ну, Серёга, ты даёшь!», – удивлялся потом известный вратарь.
– В послужном списке Сергея Янины две серебряные и пять бронзовых медалей чемпионатов СССР. Неплохой результат за десять сезонов, проведённых вами в команде. А под занавес своей карьеры, весной 1988-го в Сыктывкаре, вы ещё и обладателем Кубка СССР стали… Вспоминаете тот финал с московским «Динамо»?
– Конечно. И полуфинал с красноярским «Енисеем» тоже. Помню, по ходу матча с сибиряками снег валил хлопьями. Это стало большой проблемой для грозного форварда «Енисея» Сергея Ломанова – ему же скорость нужна… Мы выиграли – 3:1. На финал с динамовцами вышли с запредельным настроем. Что нам, собственно, терять? Надо побеждать. Мы и победили – 8:4! Сами потом опешили, что натворили…
– Чем стали заниматься после ухода из большого хоккея?
– Продолжил служить в армии. Меня же в своё время Михаил Павлович Ханин уговорил надеть погоны старшего лейтенанта, за что ему большое спасибо. У меня были хорошие отношения с тогдашним командующим Дальневосточного военного округа Виктором Ивановичем Новожиловым, который предложил поехать на Камчатку, где год службы идёт за два. В итоге дослужился до майора.
Потом была возможность вернуться домой, в Хабаровск. Но мне понравилось на Камчатке, там и остался. Спорт и здесь был рядом. Сам играл, даже как-то приезжал в Хабаровск с ветеранами Петропавловска-Камчатского на турнир памяти Юрия Парфёнова. Ещё и тренером женской команды «Камчадалочка» одно время был. Мы даже конкурировали с хабаровским «Арсеналом».
Уже пятый год я живу в Калининграде. Но за родным СКА-«Нефтяником», разумеется, слежу. Желаю больших успехов на тренерском мостике Алексею Жеребкову, с которым в своё время играли вместе в составе армейцев. Поддерживаю отношения с бывшими партнёрами по команде (жаль, что не все из них уже живы). Пользуясь случаем, хочу через газету «Тихоокеанская звезда» передать привет болельщикам и всем хабаровчанам. Надеюсь, ещё увидимся.
Тихоокеанская Звезда / Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.