Шекспировские страсти и Итальянская вендетта

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
702
Реакции
725
Баллы
308
В Вероне «две равно уважаемых семьи» всю дорогу режутся на поединках, что вызывает у зрителя жалость и возмущение. Действительно, какая дикость - протыкать кого-то шпагой лишь потому, что он из другого клана. «Дуэль» и «вендетта» тут - почти синонимы.
Но Шекспир сам в Италии никогда не был. А вот его соотечественник Томас Хоби побывал в тех краях и узнал, как выглядит настоящая вендетта. В своих записках о Венеции 1549г. Хоби вспоминает :«Граф Саворньян плыл в гондоле по Гранд-каналу. У одного из домов стояла лодка для перевозки фруктов. На дне лодки, прикрытые циновками, лежали 7-8 человек с аркебузами. Когда гондола графа поравнялась с ними, они выстрелили все вместе, целясь в него. Когда Синьория узнала об убийстве, арестовали Франческо делла Торре, но, хотя его и подвергли пытке веревкой, он не признался в соучастии.»
Факт имел место, хотя Хоби многое перепутал (может, память подвела). В реале, наоборот, Саворньян устроил этот мини-Трафальгар посреди города. Две его «фруктовые» лодки с замаскированными бойцами зажали на Гранд-канале гондолу делла Торре, расстреляли ее из аркебуз, а затем в абордаже добили выживших. Это был один из эпизодов вендетты между кланами Саворньян и делла Торре, длившейся около 300 лет. Жили они, правда, не в Вероне, а в другом регионе Венецианской республики, Фриули.
С присоединением к Венеции в 1420г. Фриули стало пограничным регионом, испытавшим и атаки ландскнехтов Империи, и опустошительные турецкие рейды. Это окрасило давнюю вендетту в политические тона (Саворньяны были лояльны венецианской Синьории, а делла Торре подозревали в имперских симпатиях). Кроме того, жители Фриули привыкли к оружию, часто принимая участие в ополчении. Так что, когда в начале 16в. командиром ополчения стал Антонио Саворньян, следовало ожидать взрыва.
Результатом был «Жестокий жирный четверг» - резня в Удине 27 фев. 1511г. В этот день началось все с пустяка - один из делла Торре попытался нарисовать эмблему своего клана на колодце в «чужом» районе. Вспыхнула драка, и на протяжении нескольких дней в городе и окрестностях шли массовые убийства, грабежи и поджоги. Делла Торре пытались отсидеться в своем дворце, но сторонники Антонио Саворньяна осадили его, ведя огонь из арбалетов и аркебуз. А затем выкатили захваченные в арсенале Синьории фальконеты, провели бомбардировку и взяли дворец штурмом. Погибло до 50 человек клана делла Торре, часть трупов бросили на базарной площади на сьедение собакам.
После война и стихийные бедствия на время отвлекли дворян Фриули, но через год пришла ответка. Кровники подстерегли Антонио, когда он выходил из собора, «... и он упал с раскроенной головой. И прежде, чем он умер, пришел огромный пес и сьел его мозги, и никто не может отрицать, что его мозги были сьедены.» (А. ди Коллоредо, «Хроники Фриули»).
Сам Коллоредо, впрочем, там не присутствовал, «поскольку, как священник, я не хотел принимать участие в убийстве.» Так что эпизод с псом (к которому в последующих отчетах добавилась свинья) может быть просто выдумкой делла Торре, оскорбленных обращением с телами родни в «Жестокий четверг.»
Вендетта продолжалась еще много лет, включая такие красочные эпизоды, как упомянутый морской бой в центре Венеции и отправка оппонентам посылок с взрывными устройствами. Широко применялся наем «брави» - профессиональных бандитов со стороны. С таким энтузиазмом кланы вполне могли бы взаимно уничтожить друг друга.
К счастью, в Италии начался период «дуэльной лихорадки», который позже справедливо осуждали гуманисты. А с ним пришла культура публичных вызовов и контрвызовов, изощренных дискуссий о процедуре поединка. Просто резать кровников стало для аристократа не совсем приличным.
В результате вендетта приняла виртуальный характер. Члены кланов лет 5 обменивались многословными печатными манифестами: вызовами, критикой неправильно составленных вызовов, памфлетами на непринявших вызов и т. д. Реальная же дуэль состоялась только одна, в 1564г. (оба противника были ранены, но выжили), после чего «война памфлетов» продолжилась.
Наконец, 14 апр. 1568г. произошел поединок между Ф.Саворньяном и Т.Аркано, оба погибли. Теоретики дуэлей признали ничью, честь обоих семейств была удовлетворена, и Синьория (которой все это порядком надоело) смогла, наконец, принудить кланы к миру. Прогресс по сравнению с 1511г. налицо.
Хотя и там были плюсы. В ночь перед «Жестоким четвергом» племянник Антонио Саворньяна, Луиджи да Порто, увидел 16-летнюю девушку. Красота синьорины произвела на него впечатление (особенно по контрасту с последующей мясорубкой). Через несколько лет он написал новеллу с посвящением ей, "История двух благородных влюбленных". Речь там шла о предмете, хорошо ему знакомом - кровавой вражде двух семей. Только действие перенес в Верону 14 в., а кланам дал новые имена, Монтекки и Каппеллетти. Главные герои, Ромео и Джульетта, пытаются сохранить любовь в этом кошмаре, и, конечно, погибают.
В конце следовала мораль, и довольно неожиданная. "Куда ты исчезла, верность женщин? Кто из нынешних может похвастаться верностью, доказанной смертью, какую Джульетта показала Ромео? Много таких в наше время, кто, вместо того, чтобы умереть со своими возлюбленными, постараются добыть других. Несчастны любовники наших дней, они никогда не могут надеяться, что их дамы умрут вместе с ними." Современность явно казалась автору недостаточно брутальной.
Уже много позже Шекспир внес в сюжет актуальную для Англии конца 16в. тему бессмысленности дуэлей. Кто спорит, дуэль - штука жестокая, и не лучший способ решения проблем. Но это смотря с чем сравнивать.
 
Последнее редактирование:

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх