Приближался вечер и, вскоре мне пришлось включить свет. Я был за рулем, машина уверенно уносила нас от всех городских забот все дальше на север. Мы уже проехали примерно около 80 км и проезжали одну небольшую деревеньку Фирсово, здесь дорога делала крутой поворот. Когда мы начали выходить из поворота, неожиданно полностью пропало освещение. Кроме этого, нам навстречу шла машина, которая на короткое время ослепила меня своим светом. Я инстинктивно немного повернул руль вправо, как оказалось, это была роковая ошибка для всех нас. В этом месте справа от дороги был резкий перепад местности, дорога была примерно метров на 6-7 выше и дополнительно правое колесо автомобиля попало в довольно глубокую канаву. Машина начала валиться вправо, и мы сразу пошли на опрокидывание, потом перевернулись несколько раз через крышу. На крыше была привязана спутниковая антенна, которую я хотел попутно завезти своим клиентам, кроме этого в салоне кунга спал сын. У нас также там были все вещи: оружие, продукты, две большие бочки бензина про запас.
Все произошло очень быстро, машина лежала на боку, кабина была здорово помята до самого руля особенно с моей стороны, до сих пор удивляюсь, как мне не свернуло голову при этом. Машина, ослепившая нас светом, даже не остановилась и пронеслась в сторону Южного. Мы кое-как выбрались с Василием из 66, увидели, как Евгений тоже выбирается через окошко - вроде без повреждений. В воздухе здорово пахло бензином, который вытекал из бензобака, а под машиной в это время горела электрическая проводка. Раздумывать было некогда, и Евгений первым нырнул в кабину, где был огнетушитель. Нам повезло, огнетушитель он сразу почти нашел и сразу направил струю на горящую проводку. Конечно, все это происходило в полной темноте, и мы еще успели - не помню кто - выхватить наше оружие из кунга. Спутниковая антенна превратилась в лепешку, так как машина перевернулась через крышу. Огонь нам почти сразу удалось загасить, поэтому, несмотря на пролитый бензин из бензобаков, дальнейшего пожара не произошло. Разумеется, на машину жалко было смотреть, ведь мы на ней так много прокатили км и она нас еще не подводила.
Коротко посовещавшись, мы решили обратиться за помощью к пограничникам, застава находилась недалеко от деревушки. Мой сын остался у покореженной машины, с Василием выбрались на дорогу и пошли к заставе. Часовой, как положено, спросил «кто мы и какие у нас проблемы». Позвонил начальнику, и вскоре мы рассказывали ему нашу историю. У нас собой было пару «пузырей» для снятия стресса, командир не отказался, к тому же он был знаком с Василием, который прежде работал в этой же системе. Была отдана команда подготовить автомобиль пограничников к выезду, и скоро мы уже были на месте. Зацепили тросом за борт и хотели поставить наш «Боливар» на колеса. Сделали несколько безуспешных попыток и поняли, что необходима более солидная техника, у пограничников был тоже ГАЗ-66. Командир подсказал, что такая техника есть у рыбаков, чей стан находится в нескольких километрах от деревни. Не теряя времени, Василий с командиром поехали за помощью и вскоре прибыли с двумя мошными вездеходами: «Уралами» - это было то, что нужно.
Рыбаки довольно шустро зацепили с двух сторон нашу «боевую подругу» и поставили ее на все четыре колеса. С ребятами мы рассчитались, как положено, и переночевали у них на стане. Утром выправили с помощью домкратов кабину, чтобы была возможность нормально сидеть водителю, и отбуксировали позже машину обратно домой. Дома ничего не сказали про аварию, загрузились обратно всем необходимым в мой джип, и на следующий день опять уже ехали в прежнем направлении на север и в том же составе.
Решено было вначале поехать на речку Малая Лангери, т.к. у меня была договоренность о встрече с местными аборигенами, которые занимались заготовкой леса в тех местах. Мужики приглашали составить им компанию съездить на другую богатую рыбой реку Венгери за кижучем. Рыба нам была не нужна, но я слышал ранее от своих друзей – охотников, что места там просто замечательные, людей нет совершенно, часто встречаются медведи. К вечеру мы были уже на месте, парни уже подготовили два «трелевочника» - это трактор для транспортировки леса, и были готовы к выезду на следующий день. Мы угадали со своим приездом в четверг, поэтому у ребят было пару -тройку дней для предстоящей поездки.
Это фото М.Скопец
Естественно, мы привезли с собой «того – сего», после жаркой баньки сели за стол. Кроме этого, я запасся лицензией на отстрел «Винни-Пуха», просто так, на всякий случай. По существующим правилам нужно было основание, чтобы в тайгу можно было взять с собой нарезное оружее. Лесорубы бывали уже в тех местах не один раз на своих «боевых конях», до места необходимо было проехать без каких – либо дорог около 35 км по сплошной сахалинской тайге. Я принес карту, хотя мужики в ней не нуждались совершенно. Все же посмотрели, сколько сопок и распадков придется преодолеть на тяжелой технике. Была середина сентября – самое классное время на Сахалине. В реках было полно кеты и кижуча, сопки были расписаны в красно – желтые – багряные цвета. За столом засиделись далеко за полночь, наконец, Распорядитель предстоящего сафари скомандовал: «В люлю…»
Рано утром все были уже на ногах. Легкая опохмелка, и на «броню» начали закидывать свои вещи. Команда собралась из 9 человек. Сына я оставил на стане с машиной (мало-ли чего…). Залили соляром, как говорят «до жвака» топливные баки, еще раз проверили самое необходимое (продукты, оружие, бензопилы и т.д.) и тронулись. Сразу от стана была лесовозная дорога, переехали вброд Малую Лангери, у кого были с собой стволы зарядили их. Парни в тайге чувствовали себя как у себя дома, никаких лицензий и охотничьих билетов… У нас с Василием, естественно, было все по закону, тем более мы были оба с карабинами. Казалось, что вся живность разбегается за километр от рева мощной техники, но то тут то там дорогу перелетали рябчики, видны были по дороге совершенно свежие медвежьи и оленьи следы.
Через несколько км так называемая дорога, а попросту тракторный след закончилась. Короткая остановка, «водилы» коротко посовещались между собой, перекурили и первый «трелевочник» рванул прямо по пока невысоким кустикам и деревцам. Проехали примерно с километр, наметилась еле заметная ложбинка, я спросил Распорядителя «Может карту посмотреть?». Он посмотрел на меня удивленно, я все понял и больше не высовывался с такими вопросами – аборигены были у себя дома! Мужики «зыркали» по сторонам в надежде что-то увидеть, пока ничего серьезного - рябчики не в счет…
Я много лазил по сахалинской тайге пешком и на технике, но на таких вот тракторах ни разу. «Дури» у этих железных коней было «немеряно», с помощью своей лебедки трактор почти всегда мог вытащить себя из любой ямы или болота. Недаром, с помощью только этих тракторов лесозаготовители вытаскивали хлысты с самых трудных участков. Мы медленно продвигались по ложбине, которая становилась все шире и шире. Парни сказали, что мы начали спуск в бассейн Венгери. Действительно, люди в этих краях бывали очень редко.
Мы выскочили из-за поворота и увидели первый тягач, который ушел немного вперед. Да, но сидел он конкретно почти по самую кабину в болоте. Оказывается, и такую мощную технику при желании можно засадить по самое «нехочу». Вокруг суетилась команда, слышались матерки, но вездеход садился все глубже в черную жижу. Мы подъехали поближе, парни попрыгали с брони на землю. Все окружили «железяку» и подтрунивали над водителем, который нехотя огрызался. Очевидно, парень понадеялся на свое мастерство и с маху залетел в болотную ловушку.
Мне показалось, что тягач здесь «умрет» на всю оставшуюся жизнь… Но надо знать наших русских водителей. Коротко посовещавшись, парни быстро свалили пару небольших деревьев, посрубали ветки и приготовили два бревнышка немного «ширее» вездехода. С нашего трактора завели трос под «задницу» засевшего трелевочника, немного потянули его и завели под гусеницы первое бревнышко. Закрепили бревно на гусеницах специальными короткими тросиками, прозвучала команда: «Все от трактора…!» Паренек слегка «газанул» и бревно оказалось прямо под трактором, и он слегка приподнялся из этой «чачи». Вторым трактором тоже немного помогли, и вот трелевочник уже почти на сухом. Мужики завели второе бревнышко под трактор, легкая «перегазовка», и «бедолага» , наконец, совсем вылез из болота. Оказалось, все очень просто, но время мы потеряли.
Посовещавшись немного, решили: «Дергаться смысла нет, вскоре стемнеет, необходимо присмотреть подходящее место для ночлега». Заскочили на броню и вперед! Наверное, пару км еще одолели, ручей становился все шире, к тому же начал накрапывать дождик. Прозвучала команда: «Стоп машины!». Сразу стало очень-очень тихо. Место было выбрано очень красивое, кругом сопки и совершенно никаких людей, кроме нас, разумеется. Парни были опытными таежниками: кто-то начал готовить дрова для костра, кто-то начал суетиться насчет «картошки дров поджарить», мы с Василием по-быстрому соорудили «перекус» на скорую руку. Первая хорошо пошла, мужики без стеснения налегали на городскую еду, от второй тоже никто не отказался.
Вскоре уже в котелке булькала охотничья похлебка, правда, пока из тушенки. Как следует перекусили, чай я заварил из своих запасов, обычно я смешивал несколько сортов чаю высших сортов, добавлял туда всякой травки для аромата. Начало смеркаться и пошел мелкий дождичек, пора было позаботиться о предстоящем ночлеге. С дровами не было никаких проблем, поэтому мужики решили расположиться прямо возле костра. Накидали матрасов и других мягких вещей, на этом подготовка к ночевке закончилась. У нас было несколько другое представление о нормальном ночлеге.
Я захватил с собой приличный тент где-то 3х4 метра, который мы натянули между небольших деревьев, Под ним наложили лапника, расстелили спальники и расположились с достаточным комфортом. Дождик между тем начал усиливаться не на шутку. Возле костра суетились наши компаньоны, «огненная вода» у них пока еще не закончилась, поэтому никто из них не собирался укладываться на ночевку. Громкий разговор для нас не являлся большой помехой для отдыха, и скоро мы оба «выпали в осадок»…
Пару раз я просыпался от шума леса, дождь и ветер не собирались успокаиваться, нас они не донимали особо, но мужички здорово подмокли и суетились подле костра всю ночь. Рано утром народ начал подмерзать, да и хмель весь вышел почти, поэтому самые активные оживили затухший почти костер и поставили чаёк.
Мы очень даже с Василием неплохо выспались, пошли умываться к ручью. Вода значительно прибавилась за прошедшую ночь, но для нашей техники это не играло никакой роли, о возможностях вездеходов мы вчера убедились. Стало заметно, что краски осенней тайги за прошедшую ночь значительно поблекли. Мы перекусили слегка, поправили свое здоровье, напились от души крепкого и душистого чаю, и начали собираться в путь. До реки необходимо было проехать около десяти км. Наконец, собрали свои вещи, завели тракторы и вперед! Долинка стала шире немного, несколько раз пришлось пересекать довольно глубокий ручей. Кое-где встречались свежие медвежьи следы, видно было, что зверя здесь достаточно и его редко кто здесь беспокоит.