Освоение Африки в 15 веке

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
702
Реакции
725
Баллы
308
К открытию пути в Индию португальцы шли весь 15 век, постепенно исследуя побережье Западной Африки, миля за милей продвигаясь на юг. Этот научный подвиг в реале выглядел не слишком красиво - его главным бонусом была работорговля. Темнокожие не были новостью для Европы, особенно в Иберии. Но теперь жители европейских городов в массовом порядке познакомились с неграми из самого сердца Африки.

Началом большого пути можно считать 1444г., когда каравеллы привезли в Лагуш первую крупную партию рабов с запада Сахары. Добычу выстроили на поле перед городом, чтобы Генрих Мореплаватель мог отобрать свою законную пятую часть. Арабов горожане уже видали, но вид негров их поразил:
«Одни были довольно белые, приятного вида, некоторые темнее. А другие - такие черные и уродливые лицом и телом, что казались пришельцами из ада.» (Гомеш де Зурара, «Гвинейская хроника», 1453).
Показательно, что это не помешало автору испытывать сочувствие, и он не сомневался в их человеческой природе. «Они люди, и я плачу от жалости при виде их страданий... ведь и они потомки Адама.»

Черты лица и обычаи африканцев, тем не менее, еще долго давали пищу для фантазий. «В 200 лигах от реки Мандинга живут люди с песьими головами и хвостами. Они черные, ни с кем не встречаются и не говорят. Если кто-то хочет продать им раба, он привязывает его к дереву, копает рядом ямку и уходит. Приходит песьеголовец, и, если он согласен с размером ямки, наполняет ее золотом и забирает раба. А если нет, то копает рядом ямку поменьше и уходит, и так они торгуются.»
Это пишет не какой-то монах-затворник 10 века, а Дуарте Пачеко Перейра - исследователь Африки и Индии, командир обороны Кочина в 1504, известный географ и астроном. Даже такой зубр Ренессанса не мог избавиться от въевшихся древних суеверий.

При этом к черному цвету кожи самому по себе португальцы привыкли на удивление быстро. Это стали считать просто следствием загара. Многие отмечали, что из Африки и сами португальцы возвращаются «с потемневшими лицами».
Такой подход, правда, многое не объяснял. Тот же Пачеко удивлялся: «Жители Гвинеи очень черные, в то время как жители Бразилии коричневые, а некоторые почти белые. Хотя они живут на той же широте, где столько же солнца. И если кто скажет, что в Бразилии много деревьев, которые дают им тень, и поэтому они белее, то и в Гвинее много деревьев. И те, и другие ходят голыми, и солнце на них действует одинаково. Поэтому нужно выяснить, происходят ли оба этих народа от Адама.» (т. е. люди ли они?).

Какие-то португальские лидеры, может, и не считали негров людьми, но есть характерная черта. В их отчетах всегда местные вожди, будь они 10 раз голые и в перьях, именуются «короли» и «герцоги», а остальная верхушка племени - «фидальго» и «рыцари». Португальцы в те времена сами были воинами и уважали воинов, белых или черных.

Обычные же колонисты вопросами про Адама вообще не задавались. Они массово брали негритянок в жены и любовницы, нередко и сами уходили жить в туземные селения. Кто тут черный, а кто белый, становилось понять все труднее. Через пару поколений в колониях сформировалась большая группа полукровок всех оттенков (вплоть до абсолютно черных), которые при этом считали себя португальцами и не раз воевали за корону. Ренегаты, конечно, тоже были, но погоды не делали: в ангольской войне 1665г. у короля Конго было лишь несколько десятков мулатов на всю многотысячную армию.

Со своей стороны, негры тоже сначала имели проблемы с внешностью европейцев. Альвизе Кадамосто писал о своих встречах в Сенегале (1455): «Они приходили посмотреть на меня как на чудо, изумленные моей одеждой и белизной кожи. Некоторые слюной терли мне руки, думая, что на них белая краска. Когда же видели, что это плоть, поражались.»

Но и они быстро поняли, что у пришельцев есть качества поважнее, чем другой цвет кожи:
«Негры удивлялись хитроумию наших арбалетов, и еще больше - бомбардам. Когда они пришли на корабль, мы для них выстрелили из одной, и грохот привел их в ужас. Я сказал, что бомбарда одним выстрелом может убить 100 человек, и они сказали, что ее сделал дьявол.»

Расклад был ясен, и вскоре многие правители с готовностью переходили в христианство. Помимо торговых бонусов (в т.ч. оптовая продажа рабов), это давало им помощь португальских стрелков и артиллеристов в разборках с соперниками. А если помощи и не было, ей всегда можно было припугнуть.

Хроника Р. де Пина (1490г.) о конфликте в Гане:
«В этом году два черных короля в районе Мины устроили битву. Один из них напал на другого, и сделал вид, что ему помогают христиане. Ибо он знал, что христиан там боятся больше всех, особенно на войне. Поэтому он приказал многим своим воинам-неграм побелить глиной их лица, руки и ноги, и поставил их впереди, одев их так, чтобы они могли сойти за христиан. И другой король, увидев это, поверил, что белые помогают его врагу, и бежал еще до начала боя. Его войско было разбито, и его соперник одержал великую победу.»

Военно-прикладная толерантность, так сказать. Хороший, плохой Черная кожа, белая - какая разница, был бы результат.
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх