В социальных сетях разгорелись очередные споры из-за инициатив, принимаемых хабаровскими властями. Пресс-служба мэрии официально заявила, что стилизованная композиция, изображающая амурского тигра в сопках, восходящее солнце и реку Амур, признана туристической символикой Хабаровска. Эмблему своим постановлением утвердила городская администрация. При этом в мэрии подчёркивали, что при выборе варианта учитывались результаты народного голосования. Это 349 интернет-пользователей из 600-тысячного населения города.
Это решение также активно, как и с гимном города, подвергла критике творческая общественность. Хабаровский маркетолог Дмитрий Поллак в одном из обсуждений в Фейсбуке задался вопросом:
«Вот есть у кого-нибудь ответ: у нас в городе есть известная в мире или в стране тигриная ферма? Нет такой. А ведь эта эмблема должна по замыслу создателей завлекать туристов... Что же тогда делает тигр на эмблеме? С герба города пришёл? А медведь чего отстал? Сопки... три холма — это всё, чем знаменит город? Именно на него мы зовём поглазеть туристов?.. Тигр и холмы... полное безлюдье. А всё же, где у нас маршруты туристические, оборудованные, с кемпингами, дорожками, смотровыми площадками и обещанными самой эмблемой тиграми?»
Это мнение подхватывает дизайнер Ольга Перелыгина:
«Горбатый тигр — официально утверждённый символ Хабаровска? Эстетика и логика — не наши сильные стороны». Ей вторит коллега по цеху Сергей Шишкин: «Он просто старпёрский».
Фотограф и любитель истории Хабаровска Александр Колбин в своём блоге в Живом журнале провёл целый «разбор полётов» по всем вариантам логотипов, признавая, что в муниципальном конкурсе победил действительно лучший из худших вариантов, добавляя, что
«глядя на этот ужас, хочется свалить подальше из города». Здесь же он приводит список из нескольких местных дизайнеров, которые справились бы с задачей значительно лучше, приводя графические примеры и обращаясь к авторам «горбатого тигра»:
«Господа создатели, ну не ваше это дело, не умеете вы, займитесь тем, что умеете. А для создания такого важного элемента, как туристический бренд города, пригласите специалистов — людей, которые знают, что такое брендинг, и разбираются в нём, любят свой город, любят свою работу и умеют придумывать и рисовать».
Хабаровский дизайнер Евгений Бельский, специализирующийся на айдентике (формировании корпоративного стиля), рассказал РИА «Восток-Медиа», почему выбранный мэрией логотип неудачен:
«Логотип должен нести в себе индивидуальную идею. Он должен одновременно хорошо смотреться как на маленькой ручке, так и на огромной «растяжке». Есть и ещё ряд критериев. В любом случае утверждённая эмблема ими не обладает».
Дизайнер поставил под удар и озвученную в СМИ оценку главного художника администрации Хабаровска Сергея Пенькова о том, что выбранный логотип лаконичен, а потому удачен.
«Вы вообще представляете себе, что такое лаконичный логотип? Логотип Мельбурна, например, лаконичен. Логотип Нью-Йорка — лаконичен. Логотип Амстердама — лаконичен более чем. Причём эти города, как и многие прочие, имеют по нескольку эмблем, задача которых привлечь туристов. Наш же феерический фиолетово-жёлтый тигр, который вылезает из горы, о чём он вообще? О том, что у нас есть, может быть, туристические маршруты, где можно безопасно увидеть тигров, ходящих по сопкам?» — продолжает Евгений Бельский.
Он признался — увидев в августе прошлого года одобренную жюри конкурса символику «туристического Хабаровска», подумал, что это шутка. Также его удивило, что среди экспертов конкурса не было ни одного дизайнера. Тогда Евгений предположил, что главным критерием для выбора стала оценка «красивенько».
«О шрифте вообще говорить не хочется. Но нужно. Кто-то в департаменте архитектуры, видимо, любит Уолта Диснея. Поскольку использован шрифт "DisneyPark". Более смешных шрифтов, видимо, на компьютерах у архитекторов не ставят», — усмехается художник.
Не меньше минусов Евгений Бельский нашёл при рассмотрении эмблемы и в плане техничности воплощения — например, градиент и голова тигра при печати в маленьком размере могут слиться воедино. Кроме того, шаблон эмблемы не проработан для внедрения в городскую среду — нужно было кроме прочего подумать, как будет выглядеть надпись сбоку, сверху, то есть унифицировать шаблон для более лёгкого внедрения в городскую среду.
Евгений Бельский даже предложил свой вариант эмблемы. Он изобразил Хабаровск в виде сердца: контуры районов города составляют форму, которую рассекают «вены» Амура.
Однако теперь уже окончательно и бесповоротно узаконенную эмблему как туристическую символику Хабаровска можно использовать для размещения на печатной, рекламно-информационной и сувенирной продукции, в кино-, видео- и фотоматериалах людьми и юридическими лицами.
Фото: пресс-служба администрации Хабаровска, kolbasin.livejournal.com, Евгений Бельский