Транспортное средство: Байдарка "Таймень-2" с латинским парусным вооружением. Парус площадью 4 кв. метра. Никаких средств повышения кильности (швертов, шверцев) и остойчивости (поплавки, глиссирующее весло и т.п.) нет. Они только грести мешают. Собственная кильность байдарки оказывается вполне досточной для курсов вплоть бейндвинда, а остойчивость при умеренном ветре экипаж обеспечивает открениванием.
В основном мы встречали путешествующих по Белому на парусных катамаранах типа "Альбатрос" или самодельных и на байдарках, но байдарка с парусом - редкость. Хотя с нашей точки зрения - парусно-гребная байдарка - наиболее оптимальный вариант. С нами из Пояконды вышла компания на парусном катамаране "Простор", но его пригодность к морским переходам вызывает серьезные сомнения - баллоны тонкие, экипаж низко над водой, и никакой защиты от захлестывающей волны. Под парусом идет неплохо, в том числе под острым углом к ветру, но на веслах практически беспомощен, похоже. Мы их потеряли где-то сзади уже в первый день (ветер был встречный). "Альбатрос" устроен поразумнее - толстые закаяченные баллоны, фартук, ограждающий экипаж от волн, но имеет небольшую грузоподъемность (2 человека), при всей своей парусности идет не быстрее нас (шли под парусом в полветра с одним рядом), а на веслах передвигается медленно и неуклюже. Против волны и ветра, наверное, не пойдет вообще. Специально построенные конструкции катамаранов очень хорошо идут под парусом, в том числе под острыми углами к ветру, но являются, похоже, уже "чисто парусными" судами, да и весят со всем своим снаряжением очень немало, 80-120 кг. На вид надувные катамараны, конечно, безопаснее, чем байдарка, да и на самом деле это так - со "статической" точки зрения, то есть возможности утонуть посреди чистого моря. Но с "динамической" точки зрения, т.е. возможности быстро дойти до берега и найти безопасное укрытие - байдарка, наверное, лучше. Скинул парус, если что, уперся веслами - и все-таки оказался там где надо, а не куда стихия вынесет. А две, тем более три байдарки, сцепившиеся бортами, образуют очень устойчивое сооружение, способное перенести очень сильную и злую волну. Правда, целенаправленно двигаться они не могут. Этим приемом мы неоднократно пользовались в прошлый раз, при переходе Пояконда-Гридино. Кстати, мы видели очень интересную конструкцию - катамаран из двух Тайменей с большим (6 кв. метров) парусом. И на веслах, похоже, неплохо идет, и парус достойный (хотя на такую конструкцию можно и побольше). Только сбивать из двух байдарок катамаран с использованием подручных лесоматериалов долго, наверное. Сайт байдарочников белого моря.