Slavik123
Почетный Форумчанин
- Регистрация
- 22.03.12
- Сообщения
- 702
- Реакции
- 725
- Баллы
- 308
Интересующемуся историей российскому читателю давно известны произведения, описывающие взгляд на нашу страну иностранца с Запада, из Европы. Тут можно упомянуть и "Записки о Московии" Сигизмунда фон Герберштейна XVI века, и "Россию в и 1839 году" маркиза де Кюстина.
Споры о том, чего в этих произведениях больше — откровенной русофобии или же нелицеприятного, но объективного анализа ― ведутся уже как минимум третий век. Но бесспорно одно ― мнения европейцев, их взгляд на нашу страну с Запада, в России всегда вызывали повышенный интерес.
При этом взгляд на Россию с противоположной стороны света, с Востока, в нашей стране, как правило, никому не известен за исключением нескольких специалистов-востоковедов. При этом, почти никто не знает, что одновременно с де Кюстином о Российской империи писал еще один очень внимательный (и в чем-то столь же недоброжелательный) иностранный наблюдатель.
Только был этот посторонний исследователь нашей страны одним из первых лиц своего огромного государства, самого населенного на планете. И вот об этом взгляде со стороны ― со стороны Востока, вроде бы дальнего, но плотно примыкающего к нашим границам ― Россия не знает почти ничего.
"Серебряный журавль" против европейского опиума
В 1839 году из Пекина в самый большой порт на юге Китая ехал новый начальник. Карету ему заменял паланкин, который на своих плечах несли десятки слуг.
54-летний Линь Цзысюй был отмечен титулом "чжитай", в соответствии с которым ему полагался серебряный журавль, вышитый на груди чиновничьего халата. Титул "чжитай" в России переводили как "наместник", а в Англии ― как "Viceroy", вице-король.
Линь Цзысюй (林则徐) (1785—1850)
Действительно, наместник Линь уже два года возглавлял две самые населенные провинции в центре Китайской империи ― Хубэй и Хунань, а в самом конце 1838 года император Сяньфэн, фактически присоединил к его наместничеству и самую южную провинцию страны, Гуандун. Тогда на территории этих трех провинций Китая, подвластных Линь Цзэсюю, проживало около 70 миллионов человек ― столько же в том году насчитывалось подданных на всей территории Российской империи.
Правительство поручило наместнику Линю искоренить торговлю опиумом на юге страны, поэтому ему подчинили не только третью провинцию, но и морской флот, охранявший южные берега Китая. Британскую торговлю опиумом в Китае "Русская Планета" уже описывала, поэтому ограничимся лишь минимумом фактов. По оценкам Линь Цзэсюя, который уже несколько лет с тревогой изучал проблемы опиумоторговли, в 1835 году китайцы заплатили англичанам за этот наркотик почти три тысячи тонн серебра в монетах и слитках ― это в десять раз превышало стоимость всего легального импорта за тот год из Британии в Китай. Всего за два следующих года объем опиумной торговли удвоился ― в 1837 году англичане ввезли в Китай 2535 тонн опия, выручив за него 592 тонны серебра.
К тому времени нелегальный ввоз опиума английскими купцами обеспокоил даже надменных и косных царедворцев Пекина. Объем нелегальной торговли наркотиком был таков, что буквально вымывал серебряную монету из южных провинций Китая, повышая стоимость серебра и задевая экономику всей империи Цин. К тому же курение опиума активно разлагало управляющий аппарат империи, ведь первым наркотик распространялся среди зажиточных городских слоев и чиновников. По оценкам наместника Линя, опиумными наркоманами были до трети всех чиновников в южных, приморских провинциях Китая.
Прибыв в Гуанчжоу, самый крупный порт на юге страны, через который велась основная торговля Поднебесной с иностранцами, наместник Линь Цзысюй решительно взялся за дело. С марта по май 1839 года солдаты и чиновники Линь Цзэсюя конфисковали у английских купцов два с половиной миллиона фунтов, то есть свыше миллиона килограммов наркотика. 3 июня 1839 года пятьсот китайских работников на берегу за стенами Гуанчжоу приступили к сожжению всего изъятого у европейцев опиума. Уже в конце XX века этот день ― 3 июня ― в КНР стал отмечаться как день борьбы с наркотиками.
На уничтожение миллиона килограммов опиума потратили 23 дня, последнюю партию уничтожили 26 июня 1839 года. Спустя полтора века, в 1987 году именно в память этого дня Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать 26 июня как "Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом".
Русский рецепт для Китая
Как видим, память о наместнике Лине сохранилась, и в наши дни, в современном Китае он вообще почитается как один из национальных героев. Но "чжитай" Линь Цзысюй был не только решительным чиновником — как думающий человек, он прекрасно понимал, что такой наезд на прибыли британских коммерсантов неизбежно приведет к открытому силовому конфликту. И в отличие от большинства надменного и замкнутого в себе имперского чиновничества Китая, наместник Линь догадывался, что огромный и богатый Китай середины XIX века в военном отношении слабее европейцев.
Само сомнение в том, что империя Цин хоть в чем-то отстает от "заморских варваров", тогда могло стоить китайскому чиновнику если не головы, то уж точно карьеры. Вся идеология имперского Китая того периода базировалась на аксиоме, что Поднебесная это центр мира, "Чжун-Го", Срединная империя, самое развитое и культурное государство вселенной. Собственно имперская идеология шла еще дальше ― утверждалось, что Китай вообще являлся единственным государством на планете, остальные официально считались ничтожными "варварами", которые являются вассалами Пекина, даже если сами не подозревают об этом.
Конфискация опиума в Гуанчжоу в 1839 году
Линь Цзысюй же, внимательно изучив европейцев, подозревал совсем иное ― что в случае военного столкновения китайцев и "западных варваров" победа может быть совсем не на стороне Китая. Именно поэтому он, предчувствуя надвигающуюся "опиумную войну", в том же 1839 году попытался закупить современное западное оружие через португальских и североамериканских купцов.
Однако, наместник Линь понимал, что для победы, помимо современного оружия, необходимо и современное государство. А с этим в Китае тех лет, несмотря на все богатства, огромное население и древность культуры, было не очень хорошо. По сути, империя Цин в плане государственного и военного устройства законсервировалась в той эпохе, которую Европа прошла еще в XVII столетии.
Прямо говорить об отставании Китая от "западных варваров" тогда по идеологическим причинам было невозможно. И Линь Цзысюй, как опытный конфуцианский чиновник, применил обходной маневр ― специально для пекинского императора и его приближенных он написал развлекательный по форме памфлет об отсталом варварском государстве между Европой и Азией, которое благодаря любопытным военно-государственным реформам сумело стать сильным и добиться большого влияния в далекой Европе.
Так главным героем книги китайского царедворца стала страна "Элосы", этим именем китайцы называли и ныне называют Россию. Сам наместник Линь до этого в нашей стране никогда не бывал, из русских людей он мог лишь мельком наблюдать торговцев "Российско-Американской кампании", чьи корабли периодически приплывали в Гуанчжоу торговать мехами, добытыми на Алеутских островах и Аляске.
Но Линь Цзысюй был не только одним из самых образованных чиновников империи Цин ― благодаря высокому положению наместника, он смог собрать все доступные тогда в Китае сведения о России. "Чжитай" Линь и его секретари изучили книги прежних китайских авторов и старые летописи, опросили немало китайских коммерсантов, занимавшихся торговлей с русскими на северной границе в Монголии, и даже получили через европейских купцов некоторые английские, французские и португальские книги, так или иначе затрагивавшие историю и географию России.
Так, буквально накануне первого военного столкновения англичан и китайцев, в Поднебесной появилась книга "Основные сведения о Российском государстве".
"Количество государственных рабов превосходит численность войск"
Изначально в древности, пишет Линь, Россия не была особенным государством, "не отличаясь от нынешних татар" ― то есть, ничем особенным не выделяясь среди большинства известных автору обычных "варварских" государств Азии. Однако, продолжает Линь, "последние несколько сот лет положили начало мощи и процветанию России".
Китаец в общих чертах знает далекое прошлое Руси, сообщает о завоевании ее в результате нашествия монголов ― "хан государства татар, приведя войска, разрушил Москву, а затем уничтожил их государство". Но в XV веке, отмечает Линь Цзысюй, "один человек из Ногэло по имени Ивань Ваэрси поднял войска и вернул земли северных окраин России, а также возвратил Сибирь, полностью изгнав татар за пределы древних границ, которые были силой ими завоеваны 300 лет назад".
Здесь не трудно понять, что под именем "Ивань Ваэрси" скрывается китайское произношение русского имени "Иван Великий", а китайский историк объединяет в одно целое сразу несколько исторических личностей ― Ивана Калиту, Ивана III и Ивана Грозного. Человек же "из Ногэло" это, понятно, из Новгорода ― так далекий китайский автор обозначил династию Рюриковичей, выяснив из доступных ему сведений, что московские цари считались потомками легендарного Рюрика, начавшего свое правление именно с Новгорода.
Примечательно, что китаец говорит об объединении под скипетром "Ивань Ваэрси" только "земель северных окраин России", понимая, что значительная часть более южных земель Киевской Руси тогда остались вне государства московских царей.
Далее Линь Цзысюй начинает повествование о временах царя Петра I: "В начале противоборства с разными странами Европы люди были по-прежнему необразованными и дикими, они не были знакомы с техническими достижениями стран Запада до тех пор, пока царь Петр, умный и талантливый, не покинул столицу своего государства и не отправился с товарищами в Янь-шидалань (Амстердам) и другие места на судоверфи и в арсеналы, чтобы изучать технические ремесла. Вернувшись домой, Петр передал знания. И русские даже превзошли другие страны в том, как изготавливать огневые средства и строить боевые корабли. Были обучены и тренированы войска, их дисциплина до настоящего времени исключительно строгая..."
Видно, что китайский автор высоко оценил реформы Петра I и его удачный опыт заимствования технических достижений Запада. Собственно ради этого прозрачного намека и писалась Линь Цзэсюем его книга, предназначенная для императорского двора в Пекине.
Далее от царя Петра советник Линь сразу переходит к эпохи императрицы Екатерины II. Тут примечательно, что образованный китаец начала XIX столетия не только не различал русские мужские и женские имена, но даже был не в состоянии представить, что монарший трон может официально занимать лицо женского пола. Поэтому императрица Екатерина II именуется в книге Линь Цзэсюя как "Царь Едилини".
"Портрет Екатерины II верхом", Виргилиус Эриксен, 1762 год
"Царь Едилини, ― пишет Линь, ― завоевал десять губерний Польского государства, а также нанес поражение 130-тысячному войску французского императора. И бурный расцвет постепенно превратил Россию в самое могущественное государство Европы".
Здесь, как видим, китаец слил воедино и эпоху Екатерины Великой и все наполеоновские войны эпохи Александра I. Но ключевые события ухвачены далеким автором верно ― именно годы царствования Екатерины с разделами Речи Посполитой и победы над Наполеоном превратили Россию, как справедливо для тех лет пишет Линь, "в самое могущественное государство Европы".
"Начиная со времени разгрома Франции, ― отмечает китайский автор, ― Россия вызывает страх у сопредельных стран угрозой расширить границы, увеличить свою территорию".
После такого исторического экскурса Линь переходит к описанию государственного устройства Российской империи: "В столице учрежден Синоту (так китайскими иероглифами передается термин Сенат) из 62 членов, подчиненные им чиновники прочих ведомств делятся на несколько разрядов. Различия между разрядами делаются не по величине находящихся в распоряжении земель и не по размеру получаемого налога, а по количеству приписанных рабов. Все чины имеют военные должности. Количество государственных рабов превосходит численность войск".
Русских крепостных крестьян Линь Цзысюй определяет именно термином "раб". Китайская империя на протяжении тысячелетий опиралась на общины лично свободных крестьян, поэтому прикрепленные в России к хозяину крепостные воспринимались китайским современником именно как рабы. И для 1-й половины XIX столетия такое мнение было, увы, вполне справедливым.
Линь Цзысюй отметил еще одну характерную особенность Российской империи ― почти полную милитаризацию бюрократии, "все чины имеют военные должности". Если в начале XIX столетия в давно не воевавшем Китае бразды правления держали именно гражданские чиновники, а профессиональные военные были очень далеки от управления государством, то в постоянно воевавшей России большинство высших бюрократов носили генеральские эполеты.
Линь Цзысюй уделяет место и вполне этнографическим описаниям русской жизни: "Все местные жители исповедуют греческую религию... Что касается жилищ, то только царский дворец, правительственные учреждения и храмы сооружены из кирпича и покрыты черепицей, прочие жилые постройки населения в основном деревянные. Одежда длинная, до пят. Летняя одежда изготовлена из полотна, зимой накидывают шубу на бараньем меху".
Споры о том, чего в этих произведениях больше — откровенной русофобии или же нелицеприятного, но объективного анализа ― ведутся уже как минимум третий век. Но бесспорно одно ― мнения европейцев, их взгляд на нашу страну с Запада, в России всегда вызывали повышенный интерес.
При этом взгляд на Россию с противоположной стороны света, с Востока, в нашей стране, как правило, никому не известен за исключением нескольких специалистов-востоковедов. При этом, почти никто не знает, что одновременно с де Кюстином о Российской империи писал еще один очень внимательный (и в чем-то столь же недоброжелательный) иностранный наблюдатель.
Только был этот посторонний исследователь нашей страны одним из первых лиц своего огромного государства, самого населенного на планете. И вот об этом взгляде со стороны ― со стороны Востока, вроде бы дальнего, но плотно примыкающего к нашим границам ― Россия не знает почти ничего.
"Серебряный журавль" против европейского опиума
В 1839 году из Пекина в самый большой порт на юге Китая ехал новый начальник. Карету ему заменял паланкин, который на своих плечах несли десятки слуг.
54-летний Линь Цзысюй был отмечен титулом "чжитай", в соответствии с которым ему полагался серебряный журавль, вышитый на груди чиновничьего халата. Титул "чжитай" в России переводили как "наместник", а в Англии ― как "Viceroy", вице-король.
Линь Цзысюй (林则徐) (1785—1850)
Действительно, наместник Линь уже два года возглавлял две самые населенные провинции в центре Китайской империи ― Хубэй и Хунань, а в самом конце 1838 года император Сяньфэн, фактически присоединил к его наместничеству и самую южную провинцию страны, Гуандун. Тогда на территории этих трех провинций Китая, подвластных Линь Цзэсюю, проживало около 70 миллионов человек ― столько же в том году насчитывалось подданных на всей территории Российской империи.
Правительство поручило наместнику Линю искоренить торговлю опиумом на юге страны, поэтому ему подчинили не только третью провинцию, но и морской флот, охранявший южные берега Китая. Британскую торговлю опиумом в Китае "Русская Планета" уже описывала, поэтому ограничимся лишь минимумом фактов. По оценкам Линь Цзэсюя, который уже несколько лет с тревогой изучал проблемы опиумоторговли, в 1835 году китайцы заплатили англичанам за этот наркотик почти три тысячи тонн серебра в монетах и слитках ― это в десять раз превышало стоимость всего легального импорта за тот год из Британии в Китай. Всего за два следующих года объем опиумной торговли удвоился ― в 1837 году англичане ввезли в Китай 2535 тонн опия, выручив за него 592 тонны серебра.
К тому времени нелегальный ввоз опиума английскими купцами обеспокоил даже надменных и косных царедворцев Пекина. Объем нелегальной торговли наркотиком был таков, что буквально вымывал серебряную монету из южных провинций Китая, повышая стоимость серебра и задевая экономику всей империи Цин. К тому же курение опиума активно разлагало управляющий аппарат империи, ведь первым наркотик распространялся среди зажиточных городских слоев и чиновников. По оценкам наместника Линя, опиумными наркоманами были до трети всех чиновников в южных, приморских провинциях Китая.
Прибыв в Гуанчжоу, самый крупный порт на юге страны, через который велась основная торговля Поднебесной с иностранцами, наместник Линь Цзысюй решительно взялся за дело. С марта по май 1839 года солдаты и чиновники Линь Цзэсюя конфисковали у английских купцов два с половиной миллиона фунтов, то есть свыше миллиона килограммов наркотика. 3 июня 1839 года пятьсот китайских работников на берегу за стенами Гуанчжоу приступили к сожжению всего изъятого у европейцев опиума. Уже в конце XX века этот день ― 3 июня ― в КНР стал отмечаться как день борьбы с наркотиками.
На уничтожение миллиона килограммов опиума потратили 23 дня, последнюю партию уничтожили 26 июня 1839 года. Спустя полтора века, в 1987 году именно в память этого дня Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать 26 июня как "Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом".
Русский рецепт для Китая
Как видим, память о наместнике Лине сохранилась, и в наши дни, в современном Китае он вообще почитается как один из национальных героев. Но "чжитай" Линь Цзысюй был не только решительным чиновником — как думающий человек, он прекрасно понимал, что такой наезд на прибыли британских коммерсантов неизбежно приведет к открытому силовому конфликту. И в отличие от большинства надменного и замкнутого в себе имперского чиновничества Китая, наместник Линь догадывался, что огромный и богатый Китай середины XIX века в военном отношении слабее европейцев.
Само сомнение в том, что империя Цин хоть в чем-то отстает от "заморских варваров", тогда могло стоить китайскому чиновнику если не головы, то уж точно карьеры. Вся идеология имперского Китая того периода базировалась на аксиоме, что Поднебесная это центр мира, "Чжун-Го", Срединная империя, самое развитое и культурное государство вселенной. Собственно имперская идеология шла еще дальше ― утверждалось, что Китай вообще являлся единственным государством на планете, остальные официально считались ничтожными "варварами", которые являются вассалами Пекина, даже если сами не подозревают об этом.
Конфискация опиума в Гуанчжоу в 1839 году
Линь Цзысюй же, внимательно изучив европейцев, подозревал совсем иное ― что в случае военного столкновения китайцев и "западных варваров" победа может быть совсем не на стороне Китая. Именно поэтому он, предчувствуя надвигающуюся "опиумную войну", в том же 1839 году попытался закупить современное западное оружие через португальских и североамериканских купцов.
Однако, наместник Линь понимал, что для победы, помимо современного оружия, необходимо и современное государство. А с этим в Китае тех лет, несмотря на все богатства, огромное население и древность культуры, было не очень хорошо. По сути, империя Цин в плане государственного и военного устройства законсервировалась в той эпохе, которую Европа прошла еще в XVII столетии.
Прямо говорить об отставании Китая от "западных варваров" тогда по идеологическим причинам было невозможно. И Линь Цзысюй, как опытный конфуцианский чиновник, применил обходной маневр ― специально для пекинского императора и его приближенных он написал развлекательный по форме памфлет об отсталом варварском государстве между Европой и Азией, которое благодаря любопытным военно-государственным реформам сумело стать сильным и добиться большого влияния в далекой Европе.
Так главным героем книги китайского царедворца стала страна "Элосы", этим именем китайцы называли и ныне называют Россию. Сам наместник Линь до этого в нашей стране никогда не бывал, из русских людей он мог лишь мельком наблюдать торговцев "Российско-Американской кампании", чьи корабли периодически приплывали в Гуанчжоу торговать мехами, добытыми на Алеутских островах и Аляске.
Но Линь Цзысюй был не только одним из самых образованных чиновников империи Цин ― благодаря высокому положению наместника, он смог собрать все доступные тогда в Китае сведения о России. "Чжитай" Линь и его секретари изучили книги прежних китайских авторов и старые летописи, опросили немало китайских коммерсантов, занимавшихся торговлей с русскими на северной границе в Монголии, и даже получили через европейских купцов некоторые английские, французские и португальские книги, так или иначе затрагивавшие историю и географию России.
Так, буквально накануне первого военного столкновения англичан и китайцев, в Поднебесной появилась книга "Основные сведения о Российском государстве".
"Количество государственных рабов превосходит численность войск"
Изначально в древности, пишет Линь, Россия не была особенным государством, "не отличаясь от нынешних татар" ― то есть, ничем особенным не выделяясь среди большинства известных автору обычных "варварских" государств Азии. Однако, продолжает Линь, "последние несколько сот лет положили начало мощи и процветанию России".
Китаец в общих чертах знает далекое прошлое Руси, сообщает о завоевании ее в результате нашествия монголов ― "хан государства татар, приведя войска, разрушил Москву, а затем уничтожил их государство". Но в XV веке, отмечает Линь Цзысюй, "один человек из Ногэло по имени Ивань Ваэрси поднял войска и вернул земли северных окраин России, а также возвратил Сибирь, полностью изгнав татар за пределы древних границ, которые были силой ими завоеваны 300 лет назад".
Здесь не трудно понять, что под именем "Ивань Ваэрси" скрывается китайское произношение русского имени "Иван Великий", а китайский историк объединяет в одно целое сразу несколько исторических личностей ― Ивана Калиту, Ивана III и Ивана Грозного. Человек же "из Ногэло" это, понятно, из Новгорода ― так далекий китайский автор обозначил династию Рюриковичей, выяснив из доступных ему сведений, что московские цари считались потомками легендарного Рюрика, начавшего свое правление именно с Новгорода.
Примечательно, что китаец говорит об объединении под скипетром "Ивань Ваэрси" только "земель северных окраин России", понимая, что значительная часть более южных земель Киевской Руси тогда остались вне государства московских царей.
Далее Линь Цзысюй начинает повествование о временах царя Петра I: "В начале противоборства с разными странами Европы люди были по-прежнему необразованными и дикими, они не были знакомы с техническими достижениями стран Запада до тех пор, пока царь Петр, умный и талантливый, не покинул столицу своего государства и не отправился с товарищами в Янь-шидалань (Амстердам) и другие места на судоверфи и в арсеналы, чтобы изучать технические ремесла. Вернувшись домой, Петр передал знания. И русские даже превзошли другие страны в том, как изготавливать огневые средства и строить боевые корабли. Были обучены и тренированы войска, их дисциплина до настоящего времени исключительно строгая..."
Видно, что китайский автор высоко оценил реформы Петра I и его удачный опыт заимствования технических достижений Запада. Собственно ради этого прозрачного намека и писалась Линь Цзэсюем его книга, предназначенная для императорского двора в Пекине.
Далее от царя Петра советник Линь сразу переходит к эпохи императрицы Екатерины II. Тут примечательно, что образованный китаец начала XIX столетия не только не различал русские мужские и женские имена, но даже был не в состоянии представить, что монарший трон может официально занимать лицо женского пола. Поэтому императрица Екатерина II именуется в книге Линь Цзэсюя как "Царь Едилини".
"Портрет Екатерины II верхом", Виргилиус Эриксен, 1762 год
"Царь Едилини, ― пишет Линь, ― завоевал десять губерний Польского государства, а также нанес поражение 130-тысячному войску французского императора. И бурный расцвет постепенно превратил Россию в самое могущественное государство Европы".
Здесь, как видим, китаец слил воедино и эпоху Екатерины Великой и все наполеоновские войны эпохи Александра I. Но ключевые события ухвачены далеким автором верно ― именно годы царствования Екатерины с разделами Речи Посполитой и победы над Наполеоном превратили Россию, как справедливо для тех лет пишет Линь, "в самое могущественное государство Европы".
"Начиная со времени разгрома Франции, ― отмечает китайский автор, ― Россия вызывает страх у сопредельных стран угрозой расширить границы, увеличить свою территорию".
После такого исторического экскурса Линь переходит к описанию государственного устройства Российской империи: "В столице учрежден Синоту (так китайскими иероглифами передается термин Сенат) из 62 членов, подчиненные им чиновники прочих ведомств делятся на несколько разрядов. Различия между разрядами делаются не по величине находящихся в распоряжении земель и не по размеру получаемого налога, а по количеству приписанных рабов. Все чины имеют военные должности. Количество государственных рабов превосходит численность войск".
Русских крепостных крестьян Линь Цзысюй определяет именно термином "раб". Китайская империя на протяжении тысячелетий опиралась на общины лично свободных крестьян, поэтому прикрепленные в России к хозяину крепостные воспринимались китайским современником именно как рабы. И для 1-й половины XIX столетия такое мнение было, увы, вполне справедливым.
Линь Цзысюй отметил еще одну характерную особенность Российской империи ― почти полную милитаризацию бюрократии, "все чины имеют военные должности". Если в начале XIX столетия в давно не воевавшем Китае бразды правления держали именно гражданские чиновники, а профессиональные военные были очень далеки от управления государством, то в постоянно воевавшей России большинство высших бюрократов носили генеральские эполеты.
Линь Цзысюй уделяет место и вполне этнографическим описаниям русской жизни: "Все местные жители исповедуют греческую религию... Что касается жилищ, то только царский дворец, правительственные учреждения и храмы сооружены из кирпича и покрыты черепицей, прочие жилые постройки населения в основном деревянные. Одежда длинная, до пят. Летняя одежда изготовлена из полотна, зимой накидывают шубу на бараньем меху".