Slavik123
Почетный Форумчанин
- Регистрация
- 22.03.12
- Сообщения
- 702
- Реакции
- 725
- Баллы
- 308
"Боксёрское восстание" 1900
Так называемое "Восстание боксёров" 1900-1901 стоило жизни более чем 130.000-м китайских мирных граждан (в их числе и 30.000-м христиан) и нескольким тысячам иностранцев. Победители же, в свою очередь, казнили как истинных "боксёров", так и якобы причастных. Их число точно неизвестно.
У Китая, и это не секрет, долгая память. В споре с японцами за необитаемые острова Дяоюйдао или Сенкаку, права на них предъявляются со ссылкой на период династии Мин (1368 - 1644). Или законность Симоносекского договора, передавшего в 1895 крошечную скалу в море японскому императору, ставится под сомнение (Договор состоял из 11 статей, согласно которым Китай признавал самостоятельность Кореи, что создавало благоприятные возможности для японской экспансии в Корее; передавал Японии навечно остров Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров; уплачивал контрибуцию в 200 млн лян; открывал ряд портов для торговли).
Вот и британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону пришлось во время визита в Китай конфронтировать с документами той самой эпохи. Речь идёт о произведениях искусства, которые британские части награбили и вывезли в качестве репараций в Лондон, во время подавления восстания "боксёров" в 1900 году. Называется 23.000 экспонатов, которые сейчас являются частью коллекции Британского музея.
"Когда Великобритания собирается вернуть незаконно вывезенные награбленные произведения искусства?", задаёт вопрос известный Центр международного сотрудничества и экономического обмена Кэмерону. А китайская правительственная газета на английском языке "Глобал Таймс, Пекин", сопровождая требование историческими аргументами, иронизирует: "Великобритания в глазах Китая несколько поблёкла, теперь это не великая держава, а старая европейская страна, которая годится лишь для путешествий или для учёбы".
Намёк на "Восстание боксёров" касается не только Великобритании. В конце концов, народное движение, которое корректно с политической точки зрения теперь называют "Боксёрской войной" или в соответствии с китайским наименованием "Движение общества за справедливость и гармонию", подавленное коалицией, в которой наряду с Англией и Францией, участвовали Италия, Австрия, Россия, США, Япония и Германский Рейх. Они же являлись "получателями" 34683 тонн серебра, которые Китай поставил странам коалиции в соответствии с "Боксёрским протоколом" 1901года. Даже Бельгия, Нидерланды, Испания, Португалия и Швеция получили свои доли.
Как все начиналось.
В 1898 году на северо-востоке Китая, провинциях Шаньдун и Чжили, случилась страшная засуха. Поля иссохли. Наступил голод. Погибло более двух миллионов крестьян. В тот же год, прорвав ветхие дамбы, и сокрушая все на своем пути, разлилась Хуанхэ. Почти все деревни в северо-восточных провинциях были стерты с лица земли. Погибло три миллиона человек. Народ был в отчаянии от собственного бессилия. Он знал: Небо гневается на него, потому что он терпит проклятых европейцев, презирающих их богов и не уважающих духов предков. Но что мог крестьянин противопоставить винтовкам и пулеметам?
Программа реформ, которой правящая династия Цин собиралась покончить с импотенцией власти, в 1895 потерпела неудачу (так называемые "Сто дней реформ", прим. перев.) Война против островной империи Японии (1894 - 1895 гг.), которая велась в первую очередь за контроль над Кореей, закончилась катастрофическим поражением. В связи с этим, реформаторские круги при дворе издали ряд радикальных указов, ведущих в модернизации страны на западный манер. Это натолкнулось на противодействие со стороны консерваторов и вдовствующей императрицы Цы Си, правившей от имени малолетнего наследника престола Цзайчуня, которые решили поднять восстание. Для этого были использованы так называемые "боксёры".
Речь шла о группах молодых китайцев, сплотившихся в боевые отряды (ихэтуаней). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая.
И вот среди всех этих бедствий, посланных крестьянам северных провинций Китая, в деревнях вдруг стали появляться какие-то странные люди. Они носили стеганые куртки, перетянутые красным кушаком, за который затыкали большой нож. Повязка на их голове тоже была красного цвета, а у некоторых красными были и штаны. Кто они такие и откуда пришли — никто не знал. Себя они называли ихэтуанями — «отрядами справедливости и мира». Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.
То что говорили ихэтуани, попадало на благодатную почву. В своих листовках они писали: Небо справедливо посылает свои кары — ведь европейцы прокладывают дороги и линии передач там, где им заблагорассудится, нарушая все требования фэн-шуй, тревожа и раздражая духов земли. Более того, христианские миссионеры отучают китайцев поклоняться богам природных стихий и предкам. В общем, мировой порядок потерял равновесие. Вывод был очевиден: разрушьте железные дороги, вырвите телеграфные столбы, затопите пароходы, убейте лукавых миссионеров и изгоните западных варваров с территории империи.
Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя. Именно из-за занятий ушу европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»).
Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865–1942)так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».
На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (именно так это и называлось!!!) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.
Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си. Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай.
В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.
Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.
Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость (официально война Западу была объявлена 21 июня).
Развитие событий
10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840–1929) для защиты посольского квартала. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.
Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с 40 девушками, по-видимому, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что христиане обладали способностью воскресать на третий день.
20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.
Посольства подвергались беспрерывному обстрелу. Если бы наши моряки не предприняли героическую контратаку и не заняли участки городской стены, вплотную подходившие к посольскому кварталу, шансов выдержать оборону не было бы никаких. Китайцы разместили бы там пушки и били прямой наводкой во фланг обороняющимся. В другом месте ихэтуаням орудия установить не удавалось: на открытой местности осажденные, вооруженные современными винтовками с хорошими прицелами, быстро уничтожали прислугу. Основной удар приходился с фронта, со стороны Монгольской площади. Каждую ночь ихэтуани шли на приступ, и каждую ночь их отбрасывали назад. В результате осады оборонявшиеся потеряли 4 офицеров (9 ранено), 49 солдат (136 ранено) и 12 гражданских добровольцев (23 ранено).
Прошло две недели перед тем, как великие державы начали активные боевые действия. 14 июля был взят Тяньцзинь, но дальше двигаться пока не решались: копили силы. И только 4 августа 1900 года 20-тысячная объединенная армия великих держав под командованием русского генерала Николая Линевича (1838–1908) выступила из Тяньцзина на помощь осажденным. С боями она подошла к Пекину 13 августа. 14 августа, взорвав ворота Тянанмынь, русские и американские части ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. Императрица Цыси бежала на запад, в Сиань. В захваченном Пекине союзники устроили массовый грабеж: в порты шли целые эшелоны, наполненные золотом и предметами искусства из императорских дворцов. Расстреливали всех, кого подозревали в связях с ихэтуанями. 11 сентября императрица Цыси издала указ, предписывавший беспощадно уничтожать ихэтуаней, доведших страну до иностранной интервенции. Полномасштабные карательные экспедиции продолжались до поздней осени. Последний отряд ихэтуаней был уничтожен в Манчжурии русскими войсками в июле 1902 года.
Раздел «Китайского пирога».
12 сентября 1901 года Срединное царство и западные империи подписали «Заключительный протокол» (соглашение от 7 сентября 1901 года между Китаем и 11 державами: Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Испания, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Нидерланды и Россия), по которому Китай должен был выплатить победителям 450 млн. лянов серебра (около 17 тыс. т).
По соглашению Китай обязался:
1. Послать в Германию специального посла для извинения за убийство германского посла К. фон Кеттелера, а также поставить ему памятник.
2. Послать в Японию специального посла для извинения за убийство сотрудника японской миссии Сугиямы.
3. Наказать лидеров восстания ихэтуаней.
4. Поставить памятники на разгромленных иностранных кладбищах.
5. Запретить в течение 2 лет ввоз оружия и боеприпасов в Китай.
6. Уплатить контрибуцию в 450 000 000 лян серебра (из расчёта 1 лян — 1 житель Китая).
7. Допустить постоянную военную охрану в посольский квартал и пр.
8. Срыть форты в Дагу (Тахе).
9. Предоставить державам право оккупации 12 пунктов от побережья к Пекину
10. Запретить все общества, направленные против иностранцев
Примечание: 1 лян весил 37,3 г и по обменному курсу равнялся примерно 2 рублям серебром. Россия получила 30% репараций, Германия — 20%, Франция — 15,75 %, Британия — 11,25 %, Япония — 7 %, США — 7 %, оставшаяся сумма была разделена между остальными государствами-членами коалиции. Выплаты должны были быть произведены до 1939 года, при этом они увеличивались на 4 % каждый год, и к началу Второй мировой войны составили 982 238 150 лян.
В 1902 году Россия и Китай подписали ещё один договор, по которому российские войска должны были покинуть Маньчжурию, а Цинская империя обязывалась соблюдать определённые условия в регионе, выдвинутые российской стороной. Согласно русско-китайской конвенции от 1898 года Российская империя взяла в аренду на 25 лет Порт-Артур вместе с прилегающим Ляодунским полуостровом и получила право пользования КВЖД, проходящей по маньчжурской территории.
Вслед за восстанием последовала реакция китайского правительства, которое с 1901 по 1908 гг. провело новую череду реформ, сходную со «ста днями реформ». Серьёзным изменениям подверглись военная сфера, сферы образования и управления империей. В долгосрочной перспективе новый раздел Китая на «сферы влияния» послужил причиной нового витка соперничества в Азии. В рамках этого соперничества произошла Русско-японская война, а позже — экспансия Японской империи в Маньчжурии, Корее и на севере Китая, приведшая к многочисленным конфликтам в Китае, Монголии и на советской границе. В результате в Маньчжурии возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го, ликвидированное только в конце Второй мировой войны.
Осада Пекина и осада Посольского квартала в Пекине во время ихэтуаньского восстания отражены в исторической ленте «55 дней в Пекине» (1963).
Икона Собора святых мучеников китайских. Во время восстания ихэтуаней в Пекине жило около тысячи православных китайцев. Почти все они были убиты восставшими. Двести двадцать два из них, кто не отрекся от Христа даже под пытками, в 1903 году были канонизированы. Память их совершается 24 июня.
Так называемое "Восстание боксёров" 1900-1901 стоило жизни более чем 130.000-м китайских мирных граждан (в их числе и 30.000-м христиан) и нескольким тысячам иностранцев. Победители же, в свою очередь, казнили как истинных "боксёров", так и якобы причастных. Их число точно неизвестно.
У Китая, и это не секрет, долгая память. В споре с японцами за необитаемые острова Дяоюйдао или Сенкаку, права на них предъявляются со ссылкой на период династии Мин (1368 - 1644). Или законность Симоносекского договора, передавшего в 1895 крошечную скалу в море японскому императору, ставится под сомнение (Договор состоял из 11 статей, согласно которым Китай признавал самостоятельность Кореи, что создавало благоприятные возможности для японской экспансии в Корее; передавал Японии навечно остров Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров; уплачивал контрибуцию в 200 млн лян; открывал ряд портов для торговли).
Вот и британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону пришлось во время визита в Китай конфронтировать с документами той самой эпохи. Речь идёт о произведениях искусства, которые британские части награбили и вывезли в качестве репараций в Лондон, во время подавления восстания "боксёров" в 1900 году. Называется 23.000 экспонатов, которые сейчас являются частью коллекции Британского музея.
"Когда Великобритания собирается вернуть незаконно вывезенные награбленные произведения искусства?", задаёт вопрос известный Центр международного сотрудничества и экономического обмена Кэмерону. А китайская правительственная газета на английском языке "Глобал Таймс, Пекин", сопровождая требование историческими аргументами, иронизирует: "Великобритания в глазах Китая несколько поблёкла, теперь это не великая держава, а старая европейская страна, которая годится лишь для путешествий или для учёбы".
Намёк на "Восстание боксёров" касается не только Великобритании. В конце концов, народное движение, которое корректно с политической точки зрения теперь называют "Боксёрской войной" или в соответствии с китайским наименованием "Движение общества за справедливость и гармонию", подавленное коалицией, в которой наряду с Англией и Францией, участвовали Италия, Австрия, Россия, США, Япония и Германский Рейх. Они же являлись "получателями" 34683 тонн серебра, которые Китай поставил странам коалиции в соответствии с "Боксёрским протоколом" 1901года. Даже Бельгия, Нидерланды, Испания, Португалия и Швеция получили свои доли.
Как все начиналось.
В 1898 году на северо-востоке Китая, провинциях Шаньдун и Чжили, случилась страшная засуха. Поля иссохли. Наступил голод. Погибло более двух миллионов крестьян. В тот же год, прорвав ветхие дамбы, и сокрушая все на своем пути, разлилась Хуанхэ. Почти все деревни в северо-восточных провинциях были стерты с лица земли. Погибло три миллиона человек. Народ был в отчаянии от собственного бессилия. Он знал: Небо гневается на него, потому что он терпит проклятых европейцев, презирающих их богов и не уважающих духов предков. Но что мог крестьянин противопоставить винтовкам и пулеметам?
Программа реформ, которой правящая династия Цин собиралась покончить с импотенцией власти, в 1895 потерпела неудачу (так называемые "Сто дней реформ", прим. перев.) Война против островной империи Японии (1894 - 1895 гг.), которая велась в первую очередь за контроль над Кореей, закончилась катастрофическим поражением. В связи с этим, реформаторские круги при дворе издали ряд радикальных указов, ведущих в модернизации страны на западный манер. Это натолкнулось на противодействие со стороны консерваторов и вдовствующей императрицы Цы Си, правившей от имени малолетнего наследника престола Цзайчуня, которые решили поднять восстание. Для этого были использованы так называемые "боксёры".
Речь шла о группах молодых китайцев, сплотившихся в боевые отряды (ихэтуаней). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая.
И вот среди всех этих бедствий, посланных крестьянам северных провинций Китая, в деревнях вдруг стали появляться какие-то странные люди. Они носили стеганые куртки, перетянутые красным кушаком, за который затыкали большой нож. Повязка на их голове тоже была красного цвета, а у некоторых красными были и штаны. Кто они такие и откуда пришли — никто не знал. Себя они называли ихэтуанями — «отрядами справедливости и мира». Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.
То что говорили ихэтуани, попадало на благодатную почву. В своих листовках они писали: Небо справедливо посылает свои кары — ведь европейцы прокладывают дороги и линии передач там, где им заблагорассудится, нарушая все требования фэн-шуй, тревожа и раздражая духов земли. Более того, христианские миссионеры отучают китайцев поклоняться богам природных стихий и предкам. В общем, мировой порядок потерял равновесие. Вывод был очевиден: разрушьте железные дороги, вырвите телеграфные столбы, затопите пароходы, убейте лукавых миссионеров и изгоните западных варваров с территории империи.
Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя. Именно из-за занятий ушу европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»).
Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865–1942)так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».
На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (именно так это и называлось!!!) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.
Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си. Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай.
В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.
Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.
Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость (официально война Западу была объявлена 21 июня).
Развитие событий
10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840–1929) для защиты посольского квартала. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.
Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с 40 девушками, по-видимому, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что христиане обладали способностью воскресать на третий день.
20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.
Посольства подвергались беспрерывному обстрелу. Если бы наши моряки не предприняли героическую контратаку и не заняли участки городской стены, вплотную подходившие к посольскому кварталу, шансов выдержать оборону не было бы никаких. Китайцы разместили бы там пушки и били прямой наводкой во фланг обороняющимся. В другом месте ихэтуаням орудия установить не удавалось: на открытой местности осажденные, вооруженные современными винтовками с хорошими прицелами, быстро уничтожали прислугу. Основной удар приходился с фронта, со стороны Монгольской площади. Каждую ночь ихэтуани шли на приступ, и каждую ночь их отбрасывали назад. В результате осады оборонявшиеся потеряли 4 офицеров (9 ранено), 49 солдат (136 ранено) и 12 гражданских добровольцев (23 ранено).
Прошло две недели перед тем, как великие державы начали активные боевые действия. 14 июля был взят Тяньцзинь, но дальше двигаться пока не решались: копили силы. И только 4 августа 1900 года 20-тысячная объединенная армия великих держав под командованием русского генерала Николая Линевича (1838–1908) выступила из Тяньцзина на помощь осажденным. С боями она подошла к Пекину 13 августа. 14 августа, взорвав ворота Тянанмынь, русские и американские части ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. Императрица Цыси бежала на запад, в Сиань. В захваченном Пекине союзники устроили массовый грабеж: в порты шли целые эшелоны, наполненные золотом и предметами искусства из императорских дворцов. Расстреливали всех, кого подозревали в связях с ихэтуанями. 11 сентября императрица Цыси издала указ, предписывавший беспощадно уничтожать ихэтуаней, доведших страну до иностранной интервенции. Полномасштабные карательные экспедиции продолжались до поздней осени. Последний отряд ихэтуаней был уничтожен в Манчжурии русскими войсками в июле 1902 года.
Раздел «Китайского пирога».
12 сентября 1901 года Срединное царство и западные империи подписали «Заключительный протокол» (соглашение от 7 сентября 1901 года между Китаем и 11 державами: Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Испания, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Нидерланды и Россия), по которому Китай должен был выплатить победителям 450 млн. лянов серебра (около 17 тыс. т).
По соглашению Китай обязался:
1. Послать в Германию специального посла для извинения за убийство германского посла К. фон Кеттелера, а также поставить ему памятник.
2. Послать в Японию специального посла для извинения за убийство сотрудника японской миссии Сугиямы.
3. Наказать лидеров восстания ихэтуаней.
4. Поставить памятники на разгромленных иностранных кладбищах.
5. Запретить в течение 2 лет ввоз оружия и боеприпасов в Китай.
6. Уплатить контрибуцию в 450 000 000 лян серебра (из расчёта 1 лян — 1 житель Китая).
7. Допустить постоянную военную охрану в посольский квартал и пр.
8. Срыть форты в Дагу (Тахе).
9. Предоставить державам право оккупации 12 пунктов от побережья к Пекину
10. Запретить все общества, направленные против иностранцев
Примечание: 1 лян весил 37,3 г и по обменному курсу равнялся примерно 2 рублям серебром. Россия получила 30% репараций, Германия — 20%, Франция — 15,75 %, Британия — 11,25 %, Япония — 7 %, США — 7 %, оставшаяся сумма была разделена между остальными государствами-членами коалиции. Выплаты должны были быть произведены до 1939 года, при этом они увеличивались на 4 % каждый год, и к началу Второй мировой войны составили 982 238 150 лян.
В 1902 году Россия и Китай подписали ещё один договор, по которому российские войска должны были покинуть Маньчжурию, а Цинская империя обязывалась соблюдать определённые условия в регионе, выдвинутые российской стороной. Согласно русско-китайской конвенции от 1898 года Российская империя взяла в аренду на 25 лет Порт-Артур вместе с прилегающим Ляодунским полуостровом и получила право пользования КВЖД, проходящей по маньчжурской территории.
Вслед за восстанием последовала реакция китайского правительства, которое с 1901 по 1908 гг. провело новую череду реформ, сходную со «ста днями реформ». Серьёзным изменениям подверглись военная сфера, сферы образования и управления империей. В долгосрочной перспективе новый раздел Китая на «сферы влияния» послужил причиной нового витка соперничества в Азии. В рамках этого соперничества произошла Русско-японская война, а позже — экспансия Японской империи в Маньчжурии, Корее и на севере Китая, приведшая к многочисленным конфликтам в Китае, Монголии и на советской границе. В результате в Маньчжурии возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го, ликвидированное только в конце Второй мировой войны.
Осада Пекина и осада Посольского квартала в Пекине во время ихэтуаньского восстания отражены в исторической ленте «55 дней в Пекине» (1963).
Икона Собора святых мучеников китайских. Во время восстания ихэтуаней в Пекине жило около тысячи православных китайцев. Почти все они были убиты восставшими. Двести двадцать два из них, кто не отрекся от Христа даже под пытками, в 1903 году были канонизированы. Память их совершается 24 июня.