Slavik123
Почетный Форумчанин
- Регистрация
- 22.03.12
- Сообщения
- 702
- Реакции
- 725
- Баллы
- 308
Афанасия Леонидовна Шмидт (1877–1942 гг.)
Еще ребенком Афанасия мастерила фигурки из мела и глины, которые иногда удавалось продать. В 1895 году Афанасия поступила в рисовальную школу Саратовского общества любителей изящных искусств «бесплатной ученицей». Сообщая об этом, газета «Саратовский листок» отмечала: «Она принадлежит к интеллигентному семейству, находящемуся в крайней бедности. Несмотря на свои 17 лет, госпожа Шмидт составляет главную опору семьи и поддерживает ее существование кропотливым и упорным трудом... все заказчики в восторге от ее произведений».
Скульптуры Афанасии Шмидт имели огромный успех на выставках, устроенных обществом любителей изящных искусств в 1895-м и 1896 годах. Губернатор Борис Мещерский и городской голова Николай Фролов оказали юному дарованию материальную помощь из личных средств. В 1898 году совет старейшин общества отметил молодой талант благодарственной грамотой за «благосклонное участие на художественной выставке», проходившей в том году.
В 1901 году Афанасия уехала в Петербург и поступила вольнослушательницей в центральное училище технического рисования барона Штиглица. Стипендия ей не была положена. Но она получала бесплатный билет на проезд и марки на бесплатные завтраки и обеды в столовой училища. Ученье шло успешно: две скульптуры Афанасии в числе лучших работ учеников были приобретены для музея училища. Параллельно с учебой девушка работала в Городском мясном патологическом музее при бойне Петербурга. Она лепила муляжи туш животных, птиц и продуктов из них. Но тут в судьбу Афанасии, как и многих ее сверстников, ворвались ветры надвигавшейся первой русской революции.
Уезжая на каникулы в Саратов, она везла с собой нелегальную литературу. Позже ей приходилось перевозить оружие и взрывчатые вещества. Учеба отошла в сторону. В июне 1904 года Афанасию Шмидт исключили из училища «за неаккуратное посещение занятий» и «непредставление обязательных работ». Афанасия с головой ушла в нелегальную деятельность, став членом Боевой технической группы, которой руководил Леонид Борисович Красин – известный впоследствии как народный комиссар путей сообщения и внешней торговли. Одной из задач этой группы была добыча денежных средств для партии социал-демократов.
Летом 1907 года под руководством Симона Тер-Петросяна (партийная кличка – Камо) удалось ограбить Тифлисский банк. Изъятая сумма в 250000 рублей по большей части состояла из пятисотрублевых купюр. Чтобы не дать преступникам разменять добычу, руководство банка опубликовало в российских и зарубежных газетах номера похищенных купюр. Выходом из ситуации стала перебивка номеров. Эту глубоко засекреченную, тонкую работу, вооружившись микроскопом, выполнила Афанасия Шмидт. Только одна, первая, купюра получилась неудачной и потому не была разменяна на более мелкие, и ее не смогли использовать на дело революции. Ее долго прятали в Финляндии, а ныне она хранится в музее политической истории России в Санкт-Петербурге.
В годы послереволюционного затишья Афанасия Шмидт вернулась к скульптуре. На Международной гигиенической выставке в Берлине (1911 год), тематикой которой «являлись человек, тело, здоровье, окружающая среда, пища, культура», ее работы удостоились почетного диплома. В следующем году на аналогичной Всероссийской выставке она получила золотую медаль.
Уже при советской власти Шмидт после кончины Ленина наряду с другими скульпторами была привлечена к созданию образа вождя пролетариата.
Восьмого февраля 1924 Афанасии Леонидовне поступило приглашение «прибыть в Москву незамедлительно ввиду крайней срочности работ». Подписал этот приказ Феликс Дзержинский – председатель комиссии по увековечению памяти Ленина. Но начало выполнения поручения откладывалось, так как музей Петрограда, где работала Шмидт, и Совет народных комиссаров не сразу смогли договориться, за чей счёт ей ехать. Возникла короткая переписка между работодателями скульптора. И лишь когда 19 февраля 1924 года с нарочным было доставлено очередное письмо адресату, её отпустили в Москву. Это письмо подписал народный комиссар путей сообщения и внешней торговли Красин, который был ещё и членом утверждённой ЦИК тройки. Процитирую его, сохранив орфографию: «…мною по постановлению Особой Тройки по устройству памятников тов. Ленину, сделано распоряжение скульптору гр-ке Шмидт о немедленном выезде в Москву». При этом руководству музея высказана рекомендация: «Считать Шмидт во временной командировке». Любопытная деталь. На этом же документе, в его левом углу, где обычно пишутся исходящие данные, зачёркнуто «Петроград» и надписано «Ленинград». Кроме этого, рукой Красина, крупным небрежным почерком через весь лист, поверх печатного текста, есть надпись: «Отпустить при условии неуплаты, как за работу, так и за проезд».
В Москве скульптору прямо в здании ВЦИК было предоставлено помещение для выполнения государственного поручения. А вот вопрос проживания решался «на личном уровне»: Афанасия Шмидт поселилась у своего брата Владимира. Именно он впоследствии и стал «агентом по распространению бюстов В. И. Ленина». (Была такая должность!) Кстати, спрос на бюсты был настолько велик, что Владимир смог на заработанные деньги кормить свою семью. Тем более что Афанасия Шмидт создала одну из лучших своих работ, которая широко тиражировалась в СССР до самого 1936 года и на которую она получала самые лицеприятные отзывы. Процитирую один из них, сделанный директором большого научного заведения. «По мнению сотрудников института, встречавшихся лично с Лениным, в этом бюсте художнику удалось запечатлеть тончайшие, специфические черты вождя: сосредоточенный взор, напряжённую мысль и даже слегка саркастическую улыбку. Перед собой видишь не обычный трафаретный бюст, а такую работу, что всплывают живые человеческие черты».
Несложно догадаться, почему с середины 30-х ничего не стало слышно об авторе бюста. Десять лет спустя после выполнения задания правительства – ордер на обыск и арест. И снова «в сопровождении» брата Владимира. Сначала арестовали его, потом Афанасию. Тот факт, что Афанасия Леонидовна хорошо знала Ленина и Крупскую, много общалась с ними, никак не повлиял на спасение скульптора.
Когда «подули ветры перемен», Афанасия Шмидт была реабилитирована. Посмертно. Восстановление честного имени стало возможным только в 1989 году. Тогда вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30−40-х и начала 50-х годов». В справке о реабилитации, выданной Генеральной прокуратурой РФ, можно прочитать типичные, но не менее от этого «дикие строчки»: «Гр-ка Афанасия Леонидовна Шмидт, 1878 года рождения, г. Ленинград, до ареста – скульптор, являлась персональной пенсионеркой, репрессирована особым совещанием при НКВД по статье 58−10, и сослана в Казахстан на 3 года». Потребовалось полвека для снятия ложных обвинений, и появилась возможность взять в руки архивные документы, чтобы рассказать о судьбе этой женщины.