Хороший принцип исповедуют чиновники в вопросе про рыбалку. Все как всегда не на***ь, не проживешь. Интересно, что у нас в Хабаровске делается. Известно что успели втихаря пораздавать участки на речках, а потом все это дело приостановилось.
Шило и мыло
Новая версия законопроекта о любительском рыболовстве расколола рыболовное сообщество. Одни видят в этом документе явные сдвиги в сторону требований рыбаков, другие, и таких явно больше, - все то же стремление залезть в рыбацкие карманы, причем без всяких гарантий того, что выуженные оттуда деньги пойдут на сохранение водоемов и рыбы. Кто из них прав? Очень может быть, что ни те ни другие. Очень похоже, что новый законопроект заведомо написан так, что принять его без существенных изменений вообще будет невозможно.
Что новенького?
Напомню, что первоначально законопроект о любительском рыболовстве должен был до конца августа "всенародно обсуждаться" в интернете, после чего поступить на рассмотрение в Госдуму. Однако 17 августа президент Медведев встретился в Астрахани с представителями рыбаков и, послушав их, распорядился продлить "народную экспертизу" еще на месяц и "усовершенствовать" законопроект, "чтобы не было митингов". 5 сентября Росрыболовство обнародовало у себя на сайте "усовершенствованную" версию законопроекта, а уже 19 сентября ее планируется внести на рассмотрение в Госдуму.
Новое и старое
Надо признать, что новый вариант законопроекта разительно отличается от прежнего. Отличия начинаются с первых же положений. Если раньше рыбалка провозглашалась "свободной и бесплатной" (если законом "не предусмотрено иное"), то теперь среди основных принципов, на которых "базируется государственное регулирование любительского рыболовства", на первом месте стоит "платность за право осуществления физическими лицами любительского рыболовства". Разворот на 180 градусов! Всего за пару недель Росрыболовство сменило прежнюю концепцию фактически на противоположную. Завидная оперативность! Дальше - больше. Платные рыболовные участки на реках, озерах и водохранилищах фактически ликвидированы и оставлены только на прудах и карьерах, где их владельцы могут брать деньги только за услуги и за запущенную в водоем рыбу, но не за саму рыбалку - по сути дела, платники, против которых никто особо и не возражал. То есть то, о чем так долго говорили рыбаки, свершилось: рыболовные участки с платными путевками на федеральных водоемах отменяются. Ура, товарищи! Вот только взамен вводится платная карта рыболова, и не на 5% водоемов, как в прежней версии, а повсюду. Что же это такое, эта самая карта? Карту рыболова будет выдавать (за плату) Росрыболовство, и она будет давать право ловить тех рыб, которые не относятся к категории ценных и особо ценных, а также не являются анадромными. Что касается ценных, особо ценных и анадромных, то тут нужно будет получать (у того же Росрыболовства и опять же за плату) именное разрешение на вылов. Замечу в скобках, что разрешение придется получать на ловлю, например, судака (ценный вид), а также гольца на Камчатке и Сахалине (анадромный вид). Кроме того, вводится еще и дневная норма вылова на одного рыболова. Есть и другие новшества, но и перечисленных хватает, чтобы считать новую версию законопроекта прямо-таки революционной. Вот только какова будет дальнейшая судьба всех этих новшеств?
Начнем с принципа платности. Кто только из высших и не высших государственных лиц не твердил в последнее время о том, что рыбалка у нас в России непременно останется бесплатной! И Путин, и Зубков, да и сам Крайний вместе с его пресс-секретарем Савельевым. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в эфире ТК "Волга" недавно прямо заявил: "У нас никакой платы и налогов за рыбалку не существовало, не существует, и не будет существовать". И вдруг - платность как основной принцип госрегулирования? Какая-то тут неувязочка получается. Не пропустят этот принцип накануне выборов ни правительство, ни депутаты. Нипочем не пропустят. Даже несмотря на то, что Крайний с Савельевым не устают повторять, что платность эту в виде карты рыболова (фиш-карты), как и норму вылова, предложили сами рыболовы. Мы, к слову, и правда предлагали (не фиш-карту, а рыболовный билет), но только виделось это нам совсем иначе, чем в нынешнем законопроекте. Углубляться не буду, скажу только, что ловить в пределах одной нормы вылова в нашем варианте можно было всем и вообще без всякой платы. Но речь сейчас о другом. Неужели в Росрыболовстве, прописывая эту самую платность, не понимали, что прописывают заведомо непроходной вариант? Думаю, что не могли не понимать.
Но это еще не все. Законопроект предполагает, что деньги, собранные за продажу карт рыболова и именных разрешений, будут поступать в специально создаваемый "Федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов". Фонд этот должен быть создан "в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации". Но, во-первых, непонятно, фонд этот бюджетный или небюджетный, а во-вторых, образование нового фонда требует значительных изменений законодательства, которые обсуждаемым законопроектом вообще не предусмотрены. Кроме того, изменения бюджетного законодательства могут вступать в действие только с началом нового бюджетного года. Следовательно, в законопроекте должен быть прописан некий переходный период. Но такового нет и в помине: "настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования". На это можно возразить, что, дескать, это же пока не закон, а только проект закона, который еще будет дорабатываться. Может, и так, но главная проблема с фондом не в формулировках. Как говорят сведущие люди в аппарате Госдумы, идея с фондом не пройдет не из-за формулировок, а по той простой причине, что Минфин не пропустит. И в Росрыболовстве, говорят сведущие люди, об этом не могут не знать.
Куда ни кинь
Что же получается? Для чего Росрыболовство в экстренном порядке переработало свой законопроект, сделав явные и серьезные уступки требованиям рыбаков (в части ликвидации рыболовных участков), но при этом включило в него ряд заведомо непроходных статей? Да для того, что при любых раскладах это ведомство остается в выигрыше. Если, несмотря на все вышеперечисленные политические и формальные препятствия, законопроект проходит, Росрыболовство получает неплохой источник финансирования в виде торговли картами рыболова и именными разрешениями, а также доступ к вышеупомянутому федеральному фонду. Если же законопроект завернут, то ведь остаются старые добрые РПУ для любительского рыболовства - и те, которые уже розданы, и те, которые можно будет еще нараздавать. Попозже, когда страсти поутихнут да выборы пройдут. И действительно: в новом законопроекте о существующих любительских РПУ не говорится ни слова. От сторонников законопроекта Росрыболовства можно услышать такое мнение, что раз этим РПУ не нашлось места в новом законопроекте, то теперь они вообще "вне закона". Но тогда в действующем законе о рыболовстве должны быть изменены соответствующие статьи, регламентирующие взимание с рыболовов денег на таких участках. Этого, однако, в законопроекте Росрыболовства нет. Следовательно, РПУ остаются и никто их отменять не собирается - зря, что ли, Росрыболовство за них так воевало! Тем более что около пятисот участков закреплены за подведомственными самому Росрыболовству рыбводами. А кроме того, не надо забывать, что законодательство вполне позволяет "организовывать" любительскую рыбалку и на промышленных РПУ, и на Сахалине такая практика уже началась.
Одним словом, за Федеральное агентство по рыболовству беспокоиться не стоит. А вот у рыбаков положение похуже: куда ни кинь - всюду клин. Пройдет законопроект - получим фиш-карту, причем на условиях частью непонятных, частью неприемлемых и в ситуации, когда водоемы сплошь в сетях, как легальных, так и нелегальных. Если же законопроект завернут (правительство или депутаты), будем по-прежнему покупать путевки на любительских РПУ, которые, вполне возможно, будут постепенно прирастать за счет промышленных участков, а то и за счет новых конкурсов. Даже если Росрыболовству удастся убедить правительство внести законопроект на рассмотрение в Госдуму (что маловероятно), его придется сначала разослать для согласования в министерства и ведомства, а также в регионы. На это уйдет по крайней мере месяц. То есть в Думу проект попадет в конце октября. Перед депутатами возникнет дилемма: принимать в первом чтении законопроект, который вопреки многочисленным декларациям вводит в стране платную рыбалку, или перенести его рассмотрение на весну. Конечно, за месяц, а то и меньше, до выборов они примут второй вариант. А что там будет весной… прогнозировать не берусь.
Одно совершенно ясно. В сегодняшней непростой ситуации рыболовному сообществу очень важно не дать внести раскол в свои ряды. Сегодня такая опасность очень реальна. Во что бы то ни стало нужно сохранить тот тренд на объединение, который наметился после мартовских митингов, и продолжать двигаться в этом направлении. Только все вместе мы сможем отстоять свои права и заставить власть повернуться лицом к проблемам внутренних водоемов и начать наконец исполнять свои обязанности по их охране. Исполнять не на словах, а на деле.
Алексей Цессарский
Газета "Рыбак Рыбака"
http://www.rybak-rybaka.ru/articles/100/14562/