Война и чукчи

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
667
Реакции
693
Баллы
308
a7926c99f721.jpg

Сейчас чукча в массовом сознании воспринимается, прежде всего, как герой русского народного фольклора, юмористический персонаж, если серьёзнее - представитель одного из "отсталых коренных народов крайнего севера". От этих ассоциаций нелегко избавиться, подозреваю, что при чтении кое-кто невольно будет посмеиваться, встречая "юмористического персонажа" в непривычном контексте.
В реальности народ чукчей представлял собой прямо противоположный тип, нежели теперь мы привыкли думать. Чукчи были умелыми и энергичными воинами, грозой арктического побережья, где разворачивались самые северные войны человечества.

Эскимосо-чукотские войны

Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, недостаточно широк, чтобы стать преградой для морских зверобоев. В больших байдарах, кожаные борта которых не боялись столкновения с ледяным краем, чукчи пересекали его студеные воды ради добычи и торга. Память об эскимосо-чукотских войнах крепко сохранилась в преданиях обоих народов.
Чукчи и эскимосы встречались, чтобы торговать. Предметами меновой торговли были моржовые кожи, деревянная утварь, мех и тюлений жир. Обмен всегда носил военный характер. В одной руке всегда держалось копье. Любое недоразумение могло приобрести кровавую развязку. Очень часто обмен проходил в виде "немого торга". Одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили. Иногда, прежде чем удавалось "договориться", приходилось делать несколько встречных предложений. Обиды множились, лилась кровь. Набегами чукчей на жителей американского побережья двигала месть. Попутно захватывалась добыча и пленники.
В тех случаях, когда война становилась затяжной и бесперспективной для обеих сторон, заключалось перемирие. Мирный договор скрепляли присягой солнцу и возмещением материального ущерба.

Коряко-чукотские войны

Чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в., отличались особой жестокостью, особенно среди оленеводов. Каждое племя находилось в состоянии потенциальной вражды друг к другу. Вражда была столь сильна, что одно и то же чукотско-корякское слово "таннит" (дословно "истинный враг"), стало для чукчей обозначением коряков, а для коряков – обозначением чукчей.
Воевали из-за оленей. Чукчи, не имевшие больших оленьих стад, как у коряков, направили все свои усилия, чтобы стать хозяевами главного богатства тундры. За пятьдесят лет войны, с 1725 по 1773 г. им удалось отбить у коряков 240 000 голов этих животных.
В том веке окончательно складывается у чукчей пастушеское оленеводство главным образом за счет насильственно отнятых стад у коряков. Многим корякам, обедневшим в войнах с чукчами, пришлось заняться охотой и рыбной ловлей. В этой борьбе чукчи всегда были первыми. Их желание иметь стада подкреплялось воинским умением и неистощимой энергией. Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если в их отряде было 20 бойцов. Собираясь на большие военные операции, чукчи могли выставить 200-300 бойцов. Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Оружие и доспехи северных народов

b7d4eabffc22.jpg

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя - лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки "подкрепляли", смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

a990a20062a8.png

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина - нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой "приметной" частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые "крылья" легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли "мэргэв", имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего - задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

f50207b6d172.jpg

Легкие маневренные нарты и оленья упряжка стали основным транспортом чукотско-корякских войн в отличие от эскимосо-чукотских военных кампаний, когда к вражескому берегу десант доставляли весельные байдары. И если отряд проскакивал в стойбище врага незамеченным, схватка, как правило, была короткой. Атака проводилась на рассвете. Часть воинов на лыжах окружала ярангу и разрушала ее, выдергивая стойки жилища. Именно для этой цели и были незаменимы арканы, метко набрасывать которые чукчи или коряки умели с детства. В это же время другие копьями протыкали покров яранги, стараясь перебить всех, кто находился в спальном пологе. Остальные на полном скаку подлетали на нартах к оленьему стаду и, поделив его на части, угоняли.

У чукчей был свой стиль борьбы, включающий высокие удары ногами в прыжках, своеобразная техника боя ладонями, фехтование на копьях и илюльэтык (буквально «тренировка") – искусство бега по тундре, включавшее искусство запутывания следов. Помимо этого, чукчи регулярно устраивали спортивные состязания на праздниках – в беге, борьбе, стрельбе, а также играли в мяч и подпрыгивали на растянутой моржовой шкуре. Целью последнего вида соревнований было удержаться на ногах после приземления (а подлетали на 5м и выше) – вначале производился отбор тех, кто мог это сделать три раза подряд, а потом уже шло состязание между ними.
Прыгали чукчи на этом батуте "батуте" не просто забавы ради – это тоже была боевая тренировка: согласно преданиям, в бою чукотские отряды каким-то образом использовали копья в качестве подкидных досок или прыжковых шестов, забрасывая нескольких воинов за спины противника, где они атаковали вражеский отряд с тыла.


Оборонительные сооружения и крепости северных народов

Чукчи и коряки использовали нарты не только как транспорт, но и как незаменимое оборонительное сооружение – аналог вагенбурга. Нарты расставляли вертикально по кругу, связывая между собой накрепко ремнями. Сверху на них набрасывали моржовые кожи, закрепляя, где нужно ремнями. На пути врага вырастал "оборонительный вал", из-за которого лучники вели обстрел.

Оседло живущие на берегу моря зверобои имели возможность подойти к строительству защитных сооружений основательно. В годы войны они сооружали крепости на скалистом мысу или островках, окружая их каменным валом, по верху огораживая деревянным частоколом. Подобный форт становился просто неприступным, после того как чукчи прибегали к помощи своего местного союзника - мороза. Прием был настолько же прост, насколько и эффективен. Облитые водой скаты, покрывались ледяной коркой, становясь неприступными для врага.

Воспитание воинов

После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.

Корякские и чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Обычай предпочтения смерти плену очень древний. В тех случаях, когда человек попадал в плен, он становился рабом. Чукчи довольно редко применяли по отношению к пленным пытки. Но если им в руки попадал военачальник или знаменитый воин - ему приходилось туго.

Победить и спасти жизнь не только свою, но и всей родовой группы - эта задача была по плечу не только смелому, но и тренированному воину. Сама жизнь приучала действовать в экстремальной обстановке. Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника - выстрел стрелы, расщепляющей воткнутый в землю прут.

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший - падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный воин в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула - равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: "Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!" - то есть убей.

Русско-чукотские войны

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.

Непосредственно на Чукотке русские первопроходцы (казаки под предводительством атамана Семена Дежнева) появились в 1648 г. В 1649 году Дежнев в верхнем течении Анадыря основал зимовье, на месте которого в 1652 г. был построен Анадырский острог.

Чукчи и русские сразу не взлюбили друг друга и их встречи редко оканчивались мирно. Попытки заставить чукчей платить ясак предпринимались неоднократно, однако, без особого успеха. Вообще, среди народов Крайнего Севера чукчи оказали русским наиболее ожесточенное сопротивление.

Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.

Тем временем, в 1727 г. по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат Российской империи утвердил "мнение": "Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить". С этой целью на Чукотку отправили экспедицию численностью в 400 солдат и казаков, опорной базой которой стал Анадырский острог. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.

В 1729 г., разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестков и Павлуцкий начали покорять Чукотку. Следует отметить, что сенат постановлял аборигенов "уговаривать в подданство добровольно и ласкою". Однако, Шестков и Павлуцкий, не всегда ограничивались ласкою, да и аборигены не все были восприимчивы к ней.

Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям завоевателей лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали русским ожесточённое сопротивление. В марте 1730 г. они разгромили отряд Шестакова, убив самого казачьего голову. Отряду Павлуцкого чукчи дали три крупных сражения, в которых понесли серьезные потери. Это были действительно крупные сражения, по дальневосточным меркам просто огромные. Говорят, в тундре можно было найти поля, усеянные остатками панцирей из кожи моржа или сивуча и костяными наконечниками...
Вот, что Павлуцкий писал о походе 1731 года: «И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побил. Усмотрели от того места в недальнем разстоянии сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили. И дошед до их чюкоцкого острожку и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли». Анадырские казаки подтверждали крайне враждебные действия Павлуцкого: «Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти». Часто чукчи кончали жизнь самоубийством всей семьей, так как не хотели умирать от рук завоевателей. Покорители Сибири подрывали доверие коренного народа своей вероломностью: сотник Василий Шипицын позвал на переговоры 12 чукотских старейшин и всех убил.

После поражений от Павлуцкого, чукчи отказались от открытых битв с русскими, перейдя к партизанским действиям, продолжая воевать с принявшими российское подданство коряками и юкагирами.
Историк Александр Зуев пишет, что «походы на Чукотку в 1730—1740-х годах имели чисто карательный характер», а Павлуцкий действовал исключительно с помощью подавления и устрашения. После таких действий доверие чукчей к русским было подорвано на долгие годы.
Узнав о войне, сенат в 1742 г. издал указ: «на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе». Сдавшихся же предписывалось «из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам». В 1744-1746 гг. Павлуцкий, произведенный в майоры, с командой в 650 солдат, казаков и ясачных юкагиров и коряков совершил три похода на Чукотский полуостров. В марте 1747 г. близ Анадыря чукчи разгромили отряд Павлуцкого. С русской стороны в сражении погибли сам майор, 40 казаков и 11 коряков. К тому же чукчам удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда Павлуцкого, в том числе одну пушку и знамя. Этот разгром произвел ошеломляющее впечатление на русские власти. Сенат и Сибирский приказ спешно приняли решение о переброске в Анадырь дополнительных войск.

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами. На основе этих событий можно было бы снимать вестерны покруче голливудских.

Война чукчей с русским колониальными войсками продолжалась почти 150 лет. Причем на определенном этапе чукчи даже одержали в ней победу.

В начале 1763 г. в Анадырь прибыл новый комендант подполковник Фридрих Плениснер. Ознакомившись с состоянием дел, он предложил вообще ликвидировать Анадырскую партию. Во-первых, на ее содержание за время существования было израсходовано 1381007руб, тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29152руб. Во-вторых, чукчи в подданство не приведены, чукотско-корякско-юкагирские столкновения не прекратились.

И Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она "бесполезна и народу тягостна". В 1765 г. из Анадыря начался вывод войск и гражданского населения, а в 1771 г. - разрушены крепостные укрепления. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири перестал существовать. Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России. Это позволило чукчам проникнуть на Анадырь, оттеснив коряков на Гижигу, а юкагиров - на Колыму.

Но появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заставило власти Российской империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи Николая Дауркина с "главным тойоном" Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.

ee5206457ee3.gif


По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По "Указу об управлении инородцев" 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, ясак - шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) - платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, писал: "В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой".

Даже в середине XIX века в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, "не вполне покоренным", которые "платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают". Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов.

В чукотской мифологии образ русских завоевателей сложился самый, что ни есть монструозный: "Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо - вызывают на бой". Однако, наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная. В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Ну, а главным злодеем чукотского фольклора, эдаким Фредди Крюгером, стал майор Павлуцкий.

Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами. Но, по непонятой причине, русские презрели своё предназначение и стали воевать...

Тем удивительнее, что именно этот суровый, гордый, жестокий и воинственный народ во второй половине ХХ века стал персонажем шуток и анекдотов, превратившись в образ несколько глуповатого и отсталого, но добродушного простачка. Исследователи отмечают, что появление анекдотов про чукч пришлось на 1960-1970-е годы, они вытеснили устаревшие к тому времени анекдоты про пошехонцев. Да-да, именно пошехонцы были анекдотическими предшественниками чукч, именно они разделяли тот же юмористический образ. Всего полвека прошло, а уже никто не смеётся над человеком с Пошехонья и не хихикает при самом слове. Появление "чукотских" анекдотов произошло стихийно, "снизу", и связано было, по-видимому, с советскими сообщениями об успехах коллективизации и насаждения цивилизации среди народов крайнего севера.

Под русской властью межплеменные конфликты постепенно утихали, однако рецидивы случались, так, например, есть сведения, что последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукч. Хотя сейчас потомки чукч, пережившие годы советского правления, на которые и пришлось полноценное освоение Чукотки, сопровождавшееся отрывом коренных народов от традиционного уклада жизни, - это, конечно, уже не те крутые и жестокие воины древности.
 
Последнее редактирование:

sergg79

Почетный Форумчанин
Регистрация
19.07.11
Сообщения
2.502
Реакции
6.707
Баллы
308
Город
Хабаровск
Похоже Фридрих Плениснер бал посаженцем со стороны, и принципиальной задачей было ослабить восток России, для дальнейшего освоения его какой нибудь Британией.
 

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
667
Реакции
693
Баллы
308
По своему происхождению Фридрих (Фредерик) Христианович Плениснер был прибалтийским немцем, из “курляндского шляхетства”, родился около 1711 г. в Риге в семье музыканта. В 1730–1735 гг. служил капралом в Конногвардейском полку. В 1735 или 1736 г. “по учинении ему за некоторую ево вину вместо кнута наказанье плетьми послан в Сибирь в Охоцкий порт на житье вечно и ко определению ево там в службу”. В 1736–1737 гг. будучи проездом в Якутске, привлек внимание В. Беринга и по ходатайству последнего занял должность начальника артиллерии Охотского порта в звании капрала. В 1741 г. в качестве “живописца” и топографа участвовал в плавании на пакетботе “Св. Петр” от Камчатке до Северо-Западной Америки, на обратном пути зимовал на острове Беринга.

Во время зимовки Плениснер был одним из немногих (наряду, например, с Г. В. Стеллером), кто до конца оставался на ногах, обеспечивая больных участников экспедиции пищей (путем охоты), водой и топливом. По возвращении на Камчатку он получил указ о своем освобождении из ссылки и 31 августа 1742 г. отправился в Москву. В 1745 г. был произведен в поручики и отправлен на службу в Якутский пехотный полк, который дислоцировался в Забайкалье. Там он быстро продвинулся в чинах – в 1753 г. уже служил премьер-майором.

В 1759 г. Плениснер подал рапорт об отставке и для ее получения отправился в Петербург. Будучи проездом в Тобольске, он познакомился с сибирским губернатором Ф.И. Соймоновым, как раз в это время искавшим кандидатуру на пост начальника Анадырской партии, которая уже почти 30 лет безуспешно пыталась покорить чукчей. Как человек, бывший в “морском вояже” с В. Берингом, знакомый с условиями службы на отдаленной северо-восточной окраине империи и к тому же имевший опыт военной службы на забайкальской границе, Плениснер оказался подходящей кандидатурой на пост анадырского командира. По рекомендации сибирского губернатора Сенат 21 июля 1760 г. определил Плениснера командиром Анадырской партии, а 3 января 1761 г. он был произведен в чин подполковника.

С этим поворотом в судьбе и связано участие Плениснера в географическом изучении северо-востока Азии. По предписанию Соймонова, который, как известно активно стимулировал исследование дальневосточных окраин России, он должен был заняться организацией экспедиций по обследованию американских берегов и Курильских островов, а также приложить усилия к “умиротворению” непокорных чукчей и коряков. Из Тобольска Плениснер выехал 23 февраля 1761 г., а в Анадырск прибыл 6 января 1763 г.

На Северо-Востоке Плениснер пробыл с 1763 по 1772 г., сначала в должности командира Анадырской партии (1763–1764 гг.), затем главного командира всего Анадырско-Охотско-Камчаткого края (1765–1772 гг.). В 1765 г. он был произведен в полковники. За это время, помимо осуществления административных функций, Плениснер проделал большую работу по выполнению поставленных перед ним “географических” задач, проявляя при этом инициативу и личное участие. В его деятельности на этом поприще можно выделить три направления.
организация экспедиций. По инициативе Плениснера в 1763 и 1764 гг. сержант С. Андреев дважды путешествовал на острова в Ледовитом океане, названные позднее Медвежьми, и сделал их описание. В последующем, следуя правительственным предписаниям, Плениснер организовал экспедиции И. Б. Синдта к Чукотке и Аляске (1765–1766 гг.), геодезистов И. Леонтьева, И. Лысова и А. Пушкарева – на Медвежьи острова (1769–1771 гг.), казачьего сотника И. Черных на Курильские острова (1766 г.). В литературе Плениснеру зачастую также приписывают отправку в 1763 г. на Чукотку крещенного чукчи Н. Дауркина, который, вернувшись через год, дал описание Чукотки и близлежащих островов. Однако это не соответствует фактам. Сам Дауркин утверждал, что "отлучился… из команды без ведома" начальства. Плениснер в своих донесения вышестоящим властям в 1763 и 1766 гг. однозначно квалифицировал действия Дауркина как побег, в 1764 г. по его приказу последний был арестован и подвергся наказанию. И только позже, уже в Петербурге в 1777 г., он заявил, что "преклонил" Дауркина, "чтоб он тайным образом бежал к чукчам, и наведался обстоятельнее о положении Чукоцкой земли, об островах к северу лежащих, и о земле, что находится за островами". Таким образом, надо признать, Плениснер пытался приписать себе заслуги Дауркина в исследовании Чукотки.

сбор сведений по истории, этнографии и географии Анадырского края. Находясь в Анадырске, Плениснер в апреле 1763 г. взял показания ("сказки") с анадырских казаков – участников походов на чукчей в 1731, 1744 и 1746 гг., с казака Б. Кузнецкого, находившегося в 1754–55 гг. в плену у чукчей, с "чукотской девки" Иттени и еще с ряда лиц. В этих "сказках" содержались сведения о Чукотке, островах Берингова пролива, о "Большой земле" (Аляске) и их населении. В июле-августе того же года, совершив поход вниз по Анадырю, Плениснер провел переговоры о подданстве с чукчами. Заодно по его поручению сотник Н. Куркин распросил одного из чукотских "лучших людей" Хехгигита о Чукотке, чукчах и о природных условиях, жизни и обычаях населения о. Диомида (Гвоздева) и Аляски.
Кроме того, Плениснер ознакомился с документами из архива Анадырской партии. В частности, ему удалось обнаружить там относящиеся к 1742 г. копии работ переводчика Второй Камчатской экспедиции Я. Линденау: "Географическое описание р. Анадыря и в ней впадших речек и ручьев", "Описание о Чукотской земле, где она имеетца", "Дорога из Анадырского острога в полуденную сторону".

картографирование. На основе собранных данных и личных наблюдений Плениснер в 1763 г. составил карту Прианадырья и Чукотки и комментарии к ней – "Примечание о Чукотской земле". Кроме того, собранные данные он частично обобщил в своем "представлении" в Сенат (31 октября 1763 г.), где дал краткий исторический обзор русско-чукотских отношений и деятельности Анадырской партии. "Представление" также содержит много ценных сведений этнографического характера о юкагирах, чукчах и коряках, о населении "Большой Земли", о жизни и быте русского населения Анадырского острога. В 1766 г. Плениснер отправил сибирскому губернатору Д. И. Чичерину новый вариант "Карты Анадыря, с около лежащими местами, а также землицы Чукоцкой и часть Северной Америки" и "примечания" (комментарии) к ней.
Будучи фактическим правителем Камчатки, Плениснер улучшил управление вверенными его попечению территориями, во многом искоренил лихоимство и злоупотребления чиновников, но сам стал жертвой оговора. В 1763 назначен командиром Охотского порта. В 1769 организовал строительство купеческих судов на р. Кухтуй. В 1772 освобожден от должности. В 1774 уехал к семье в Тобольск. В 1776 переехал в С.-Петербург. Умер он в 1778 г. в Петербурге.
 

sergg79

Почетный Форумчанин
Регистрация
19.07.11
Сообщения
2.502
Реакции
6.707
Баллы
308
Город
Хабаровск
Признаю скоропалительность своего мнения))
 

Vituning

Почетный Форумчанин
Регистрация
16.09.15
Сообщения
557
Реакции
676
Баллы
308
Город
Хабаровск
Спасибо т.с. Прочитал. Было интересно.
Прям русские Конкистадоры.
 

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
17.357
Реакции
6.752
Баллы
308
Город
Комсомольск
Спасибо, Слава, за историю с большой буквы! Может в тему добавлю:
Военная подготовка мальчиков - войнов известной Спарты "отдыхает"по сравнению с тренировкой юношей чукчей.
Всем интересующимся, читать книгу "Военное дело чукчей", хотя бы. Очень занимательно.
Непонимающим - сюда. Или Славик или я - разъясним. :)
 

Д.Меркулов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
02.04.13
Сообщения
16.583
Реакции
24.186
Баллы
308
Город
Хабаровск

Вова Рыболов

Почетный Форумчанин
Регистрация
27.10.14
Сообщения
415
Реакции
568
Баллы
308
Город
Хабаровск
Я полагаю, что бить будут чукчи.
 

vodnik.KnA

Почетный Форумчанин
Регистрация
09.11.12
Сообщения
811
Реакции
822
Баллы
308
Город
Комсомольск
Война-войной, а Чукчи, как и Мы, тоже Новый Год встречают.
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх