Тайны тоннеля материк - Сахалин.

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.172
Реакции
7.445
Баллы
308
Город
Комсомольск
По материалам сайта www.KmsLife.ru

Тайна тоннеля на Сахалин.



Этой давней и загадочной истории - шесть десятилетий. Сложись по-другому события той далёкой поры, сегодня, возможно, отмечали бы мы юбилей одной из самых грандиозных строек на земле. Точнее, под водой.

По дошедшим до нас свидетельствам и воспоминаниям очевидцев всё начиналось в далёком 1950 году. ЦК КПСС и Совет Министров приняли закрытое постановление об изыскательских работах на железнодорожной ветке от Комсомольска-на-Амуре до Победино на острове Сахалин со строительством тоннеля под Татарским проливом.

Незадолго до принятия важного государственного решения в марте 1950 года в Москву срочно был вызван первый секретарь Сахалинского обкома ВКП (б) Д.Н.Мельник. Терявшегося в догадках по поводу столь экстренного вызова в столицу Мельника принял сам товарищ Сталин. Вопрос вождя буквально ошарашил партийного руководителя Сахалина: «Как вы смотрите на строительство с материка к вам на Сахалин железной дороги?..» Мельник, насколько позволяла ситуация, попытался дипломатично объяснить, что задача это сложнейшая, потребуются огромные средства и человеческие ресурсы. Но для Сталина мнение Мельника оказалось неубедительным. Тем более что решение о строительстве тоннеля было уже практически готово.

12 мая 1950 года для сооружения тоннеля на Сахалин создаётся специальное строительное подразделение МПС №6. В основном комплектуется оно профессиональными метростроевцами. По разным данным, в нём работало более трёх десятков тысяч квалифицированных специалистов. В 1951 году было предложено три варианта прокладки тоннеля: первый - с мыса Лазарева до мыса Погиби. Второй - с мыса Средний до мыса Погиби. И третий - с мыса Муравьёва до мыса Уанги.

В соответствии с утверждённым планом тоннель должен был начинаться на мысе Среднем и идти с материка в направлении мыса Погиби. По этому маршруту протяжённость его подводной части составляла около 8 километров - наиболее узкое место в проливе.

Кроме экономического, строительство тоннеля было и важным военным объектом. Магистраль с материка на остров была практически неуязвимо.

Восемь тысяч метров под водой

В конце 80-х прошлого века, оказавшись в тех местах на одной из пограничных застав, услышал рассказ, что ещё несколько лет назад неподалёку жил одинокий старик, бывший заключённый одного из лагерей, который своими руками долбил скалистый грунт под основанием будущего тоннеля. Поведал он пограничникам о том, какое несметное множество народу работало на строительстве. По его словам, в начале 1950-х годов, незадолго до намеченного пуска подземной магистрали, стояли под парами готовые отправиться в путь локомотивы со специальными составами. Но не суждено им было двинуться в путь. Неожиданно из Москвы пришло указание об отмене запланированного пуска тоннеля, и работы свернули. Откровенно говоря, в подлинность этой истории верилось с трудом. Старик умер, а пересказанные пограничниками его воспоминания воспринимались как сюжет фантастического рассказа. В сознании не укладывалось: как возможно было утаить такое грандиозное строительство? Даже если учесть, что работы в конечном итоге свернули, что-то же должно остаться на поверхности...

Не скрою, тема строительства тоннеля на Сахалин взволновала меня. По крупицам стал собирать любую информацию, хоть как-то связанную с ней. Со временем появилась возможность воссоздать отдельные картины событий полувековой давности. Однако подробных документов той поры отыскать не удалось. По одной из версий, стало известно, что строительство тоннеля на начальном этапе велось заключенными. Когда же штольни под основанием пробили, в работу вступили метростроевцы. Ещё по одной версии, для соединения самого узкого участка между материком и островом Сахалин строился второй тоннель, секретный. Шахтные штольни в районе мыса Лазарева делались для отвода глаз. Подлинный же тоннель следует искать в другом месте. Был и третий вариант соединения материка и острова - через мостовую переправу.

Кое-кто из исследователей темы сахалинского тоннеля считает его мифом. По их мнению, после детального изучения рельефа местности нетрудно догадаться: все работы были всего лишь подготовкой, своеобразной платформой для строительства гигантских дамб, с которых предполагалось перекинуть на остров мостовое соединение. Дамбы действительно были построены.

После моих публикаций по этой теме во флотской газете в редакцию пришло письмо от А.Балакирева:

«...В 1932 году в Ленинграде был построен теплоход «Севзаплес». Задумывался он как лесовоз, но во время войны был переоборудован под перевозку паровозов из Америки во Владивосток. В 1940 году судно занималось доставкой узкоколейных паровозов и вагонов из Японии на остров Сахалин. На нём я и трудился.

В 1950 году мы прибыли во Владивосток. Помнится, поставили нас в завод. Установили очень крепкие деревянные клети, на которые поперёк судна уложили рельсы, но уже обычной ширины (сахалинские на 22 см уже).

На мысе Чуркина на эти рельсы погрузили четыре необычного вида вагона. Закрепив их, мы двинулись в путь. Уже в море экипаж «Севзаплеса» узнал, что вагоны эти - энергопоезда - прибыли из Запорожья. На них было установлено по 2-4 очень мощных электродизеля. Пункт доставки - мыс Лазарева.

Через несколько дней прибыли на место. Причал еще не был готов, но к его кромке подходила железнодорожная линия. Перегрузка вагонов на берег оказалась делом трудоёмким, но всё было продумано до мелочей. Командовал «народом» старший помощник капитана Анатолий Дехта».

Удалось отыскать и ещё одно свидетельство очевидцев. Автор воспоминаний — В.Смирнов:

«Срочную я служил на Сахалине вместе с моим закадычным другом Костей Кузьминым. Образование у нас было небольшое: у Кости - 4 класса, у меня - 5, но по тем временам это немало. Костя был шофёром. Однажды он ушёл в самоволку и отсутствовал почти месяц, за что и получил 7 лет как дезертир.

И вот в январе 1951 года я получаю от него письмо. Пишет, что попал на великую стройку века, делает дыру в самом узком месте Татарского пролива. Зачёт идёт одного дня как за три с половиной.

Костя писал, что по 20 самосвалов задом заезжали по очереди в тоннель и так ехали около 10 километров.

Через два года, за хорошую работу Константина освободили и отправили домой.

В своём последнем письме уже из дому он писал, что стройка закрыта, в тоннель хлынула вода и все там погибли».

По некоторым данным, строительство тоннеля в условиях особой секретности было начато ещё в начале 40-х годов. К мысу Лазарева подвели даже железную дорогу. Но когда началась война, железнодорожное полотно демонтировали. Рельсы якобы отправили в западные районы страны для восстановления разрушенных фашистами магистралей.

Пролетая над предполагаемым местом строительства тоннеля с вертолётчиками погранвойск, лично убедился, что насыпи от железнодорожного полотна остались, хотя время их не пощадило: осели, земля осыпалась, обросла кустарником. Сколько воды утекло с тех пор...

Кстати, в пору вспомнить и ещё одно откровение. Поведал его мне в своё время Михаил Козлов:

«Я работал в 220-й гидрометеообсерватории ТОФ. Начальником был Я.Коган, каперанг. Работали мы на спецработах. Тогда это был секрет (давали подписку о неразглашении). Сейчас прошло столько лет, что, кажется, рассказать об этом можно. Так вот, мы были на испытательном полигоне в районе мыса Погиби на Сахалине. Вот там и начиналось, вернее, было начало железнодорожной линии (или дороги). У берега стоял полуразрушенный пирс с уложенными рельсами. Рядом у берега, в южной стороне от пирса, был лагерь заключённых. Когда я приехал туда, заключённых там уже не было, а жила обслуга полигона (весной привозили, глубокой осенью увозили). В северную сторону от лагеря, метрах в 100-150, располагался второй лагерь. Он был полуразрушен, а рядом -5-6 могил с деревянными крестами. Прямо от пирса на восток шла грунтовая дорога и обрывалась у большой поляны, размером с футбольное поле. За ней начиналась насыпь в одну железнодорожную колею и тянулась в направлении города Александровска. Возможно, пролить свет на тайну тоннеля помогут экипажи пароходов «Приамурье» и «Забайкалье», ходивших в рейсы вдоль побережья...»

В 1993 году мне довелось встретиться с бывшим военным инженером, непосредственно принимавшим участие в строительстве тоннеля. Убелённый сединами ветеран, пожелавший не называть свою фамилию, в чине полковника поведал, что никакого мифа о существовании тоннеля нет. «Тоннель был построен!» - слова эти он произнес твёрдо, с гордостью напомнив, что событие это произошло задолго до прокладки тоннеля под Ла-Маншем. «Талантливыми были наши предшественники. И когда нужно было разгромить фашистов, и когда создать такое уникальное сооружение». По утверждению ветерана, в проекте, к сожалению, была допущена фатальная ошибка. Авторы ее польстились на то, что расстояние между мысами Лазарева и Погиби самое короткое, где-то около 9 километров. И упустили очень важную деталь - течение в этом самом узком месте довольно сильное. Вода понемногу стала просачиваться в тоннель. Строители как могли пытались исправить ситуацию, но имеющиеся средства не позволяли этого сделать. В итоге стройку законсервировали, а после смерти Сталина и вовсе свернули. На этот счёт было специальное постановление правительства от 26 мая 1953 года.

Полвека спустя

О соединении материка с островом Сахалин вспомнили уже во времена новейшей истории России. В середине 90-х годов прошлого столетия мне довелось познакомиться с Анатолием Ченом - человеком, который вынашивал идею строительства магистрали на Сахалин.

В 1998 году он был автором проекта строительства мостового перехода в проливе Невельского. В том самом месте, где полвека тому назад возводился секретный объект -тоннель на Сахалин. Чен ещё в ту пору пытался «пробить» свой проект в самых высоких государственных инстанциях. Вот лишь один из ответов на его обращение из Министерства обороны РФ:

«В соответствии с поручением министра обороны Российской Федерации от 21 января 1998 года ваше письмо с проектом строительства мостового перехода в проливе Невельского (Сахалинская обл.) в соответствующих управлениях Министерства обороны РФ рассмотрено.

Полагаем, что с вводом в строй многоцелевого мостового перехода, соединяющего о. Сахалин с материком, значительно снизятся затраты и сократится время на транспортные перевозки грузов народнохозяйственного и военного назначения, повысится устойчивость транспортных связей в регионе и более оперативно будут решаться оборонно-экономические проблемы Дальнего Востока.

В то же время проект строительства данного перехода требует проведения всесторонней экспертизы и технико-экономических расчётов с участием всех заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, для чего необходимо принятие соответствующего решения Правительства РФ.

Министерство обороны РФ поддерживает в целом данный проект и готово участвовать в нём на этапе военно-экономического обоснования целесообразности строительства. Специальные требования Министерства обороны РФ к строительству многоцелевого мостового перехода могут быть предъявлены в ходе согласования проектного задания».

Уже в начале этого века к теме соединения материка и острова Сахалин обращалось руководство МПС. Николай Аксененко предлагал закончить строительство тоннеля. А бывший премьер-министр Михаил Касьянов был сторонником другого решения - возвести на остров мост.

Не так давно во время рабочей поездки на Дальний Восток президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что в период с 2011 по 2013 годы начнётся строительство моста с материка на Сахалин. Проект носит государственный характер. С точки зрения транспортного единства, улучшения жизни и труда россиян, которые живут на Сахалине, отметил глава РЖД, он должен иметь право на жизнь.

История с тоннелем на Сахалин связана не только с тайнами минувшего времени, но и с неожиданными версиями соединения острова и материка в обозримом будущем. Наряду с возобновлением прокладки тоннеля, строительством мостового перехода высказываются мнения о создании трансконтинентальной магистрали из Европы, по России через Сахалин, на остров Хоккайдо. Эта тема сегодня активно обсуждается как специалистами, так и любителями. С мнением сторон можно спорить, но факт необходимости соединения материка с островом реален, и в этом нет никакой тайны.

Автор: Юрий Тракало
Источник информации: газета «Боевая вахта», 09.07.11
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.357
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
Спасибо. Интересно...:O011:
Полагаю легендарные тоннели есть чуть ли не в каждом регионе. Лично я, за годы проведенные на истфаке, не раз слышал версию о существующем тоннеле между нашим Белым Домом (на площади Злодея) и аэропортом. Так же не исключаю и существования какого то подземного лабиринта в районе комсомолькой площади...Говорят в лохматые совковые как то раз асфальт где то в районе парка ОДОСА провалился, обнажив нору...которую очень оперативно засыпали дабы не привлекать внимания...
Может быть это и слухи, а может быть и нет...:E095:
 

Алексей Ф.

Модератор
Команда форума
Регистрация
12.11.10
Сообщения
2.958
Реакции
1.235
Баллы
308
Город
Хабаровск
А.Белов сказал(а):
Спасибо. Интересно...:O011:
Полагаю легендарные тоннели есть чуть ли не в каждом регионе. Лично я, за годы проведенные на истфаке, не раз слышал версию о существующем тоннеле между нашим Белым Домом (на площади Злодея) и аэропортом. Так же не исключаю и существования какого то подземного лабиринта в районе комсомолькой площади...Говорят в лохматые совковые как то раз асфальт где то в районе парка ОДОСА провалился, обнажив нору...которую очень оперативно засыпали дабы не привлекать внимания...
Может быть это и слухи, а может быть и нет...:E095:

Александр - это не слухи и любой диггер это скажет и то, что под площадью Ленина стоит практически подземный город, причом действующий....
По поводу стройки тоннеля до о. Сахалин и его истории, я в 1998 году был невольным участником (я тогда работал на ЖД "МПС-ДВЖД-ПЦД-ПЛД") изыскательских работ по восстановлению этого перехода. Тоннель был не брошен, а законсервирован по всем правилам того времени. По поводу моста - это Японцы, они предложили нам строительство моста с их островов на Сахалин с одним условием, что мы поставим мост с материка до Сахалина. Толчком, к данному решению, была победа в негласной гонке груза по морю и по ЖД, то есть в конце 90х из владивостока вышел состав, одновременно с ним вышел сухогруз, состав на запад пришол на день раньше, правдо ему втихаря присвоили литер, ну это совсем другая история....
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.357
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
Алексей Ф. сказал(а):
А.Белов сказал(а):
Спасибо. Интересно...:O011:
Полагаю легендарные тоннели есть чуть ли не в каждом регионе. Лично я, за годы проведенные на истфаке, не раз слышал версию о существующем тоннеле между нашим Белым Домом (на площади Злодея) и аэропортом. Так же не исключаю и существования какого то подземного лабиринта в районе комсомолькой площади...Говорят в лохматые совковые как то раз асфальт где то в районе парка ОДОСА провалился, обнажив нору...которую очень оперативно засыпали дабы не привлекать внимания...
Может быть это и слухи, а может быть и нет...:E095:

Александр - это не слухи и любой диггер это скажет и то, что под площадью Ленина стоит практически подземный город, причом действующий....

Я такой информации не знаю...
 

TDA

Местный
Регистрация
17.06.11
Сообщения
917
Реакции
1
Баллы
108
Arleg сказал(а):
Уже в начале этого века к теме соединения материка и острова Сахалин обращалось руководство МПС. Николай Аксененко предлагал закончить строительство тоннеля. А бывший премьер-министр Михаил Касьянов был сторонником другого решения - возвести на остров мост.

Не так давно во время рабочей поездки на Дальний Восток президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что в период с 2011 по 2013 годы начнётся строительство моста с материка на Сахалин. Проект носит государственный характер. С точки зрения транспортного единства, улучшения жизни и труда россиян, которые живут на Сахалине, отметил глава РЖД, он должен иметь право на жизнь.
1. Изыскания и оценка проводились 2 раза в нынешнем тысячелетии. И по датам подозрительно совпали с выборами одного из президентов ;)
Именно на основании их был выбран мост, а не тоннель.
2. Все рассуждения исходили из того, что Японцы в свою очередь начнут строить мост от себя на Сахалин, и тогда по мосту с материка на Сахалин пойдут грузы с Японии куда то дальше. Но Японцам пока это не надо. Поэтому нам тоже :(
 

Вложения

  • 10702.jpg
    10702.jpg
    196,6 КБ · Просмотры: 2.624
  • 10703.jpg
    10703.jpg
    74,9 КБ · Просмотры: 2.678
  • 10704.jpg
    10704.jpg
    58,2 КБ · Просмотры: 2.924

Одиночка

Почетный Форумчанин
Регистрация
04.01.11
Сообщения
705
Реакции
262
Баллы
308
Город
ХАБАРОВСК
Летом 1983года три месяца жил и работал в поселке мыс Лазарева.Был на месте.где строился тонель и где были бараки советских каторжан. Поразило то,что прошло тридцать лет,а на месте бараков трава не росла.,были чистые прямоугольники среди травы.
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.357
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
А фотографий той поры случайно не осталось где ни будь? Ведь не может же ТАКОЕ просто кануть...:E095:
 

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.172
Реакции
7.445
Баллы
308
Город
Комсомольск
Очень интересно! Действительно, фотки бы.
 

Одиночка

Почетный Форумчанин
Регистрация
04.01.11
Сообщения
705
Реакции
262
Баллы
308
Город
ХАБАРОВСК
Не увлекался я фотографией никогда. С теперешними мозгами,обязательно нашел бы свидетелей этой стройки,ведь всего30 лет тогда прошло,пораспросил бы их.Молодой тогда был,ничего же мы не знали о своем прошлом, довольствовались тем,что из ящика или в газетах напишут. Нет,соврал.С детства знал,что Сталин душегуб и что то время было растрельное.Мать понарасказывала. про то время. очень много.
 

Виктор1

Модератор
Команда форума
Регистрация
13.11.10
Сообщения
4.135
Реакции
5.476
Баллы
308
Город
Хабаровск
Поищите книгу Зуева В.Ф. Байкало-Амурская — магистраль жизни, почитайте главы "Строительство 506" и "Строительство 507". Как раз про тоннель на Сахалин.
 

kazanaza

Почетный Форумчанин
Регистрация
24.12.10
Сообщения
4.968
Реакции
1.279
Баллы
308
Очень познавательно, спасибо!
Насчет тоннелей под центром Хабаровска. Доводилось мне полазить под зданием нынешнего театра драмы, которое как известно до 46го года того века было зданием НКВД. Так вот в "открытых" пределах мы спустились на 4 этажа вниз, не считая служебных помещений под сценой. Дальше ходы перекрыты, и ключи хз у кого, многие помещения тоже перекрыты или просто заколочены (пытошные видимо :E105: )
И кстати... На последнем, минус четвертом этаже, у всех по очередности вырубились мобильники, не потеряли связь, а именно отключились... вот такая фигня :E111:
 

Сергеич

Почетный Форумчанин
Регистрация
16.11.10
Сообщения
505
Реакции
1.465
Баллы
308
Город
Хабаровск
Есть родственники в Ванино и недалеко от Ванино. Так вот самые старые (царство им небесное... теперь уже) говаривали про этот тоннель всерьёз и утверждали, что тоннель существует. Он никогда не эксплуатировался, но существует. Затоплен он сейчас или нет - хз.
Ещё слышал байку о том, что с "зоны" ванинской в "лихие" 30-е был тоже построен тоннель до порта для того, чтобы зэков не по земле на паромы на Сахалин отправлять, а по этому тоннелю. А там по прямой километра полтора и уклон нешуточный... Интересно, правда или нет ?
 

Тимофей

Почетный Форумчанин
Регистрация
14.09.11
Сообщения
1.541
Реакции
1.792
Баллы
308
Город
К-н-А
Про старый туннель на Кузнецовском перевале тоже масса баек ходит.
А реальная история очень печальна...
 

Тимофей

Почетный Форумчанин
Регистрация
14.09.11
Сообщения
1.541
Реакции
1.792
Баллы
308
Город
К-н-А
Рыбак Приамурья сказал(а):
Тимка сказал(а):
Про старый туннель на Кузнецовском перевале тоже масса баек ходит.
А реальная история очень печальна...
Что за история?
Туннель строили в военное время, строительством руководил Кузнецов - военный инженер (в честь него позднее и назвали перевал). Туннель капали 2 группы и они должны были соединится в определённое время, вышестоящему руководству было обещано что такого то числа, в такое то время группы встретятся (как понимаю вышестоящие руководство был сам Иосиф Виссарионович) но группы не встретились в установленное время, и Кузнецов застрелился...
Через 2 часа группы встретились, Кузнецова похоронили та же на перевале.
А байки ходят о сотнях расстрелянных японских военнопленных, там много баек, в основном а-ля "Битва экстрасенсов". Бывал я там - днём красота завораживает, высота такая, а ночью жутко как-то.
 

DimaN

Почетный Форумчанин
Регистрация
02.12.10
Сообщения
3.588
Реакции
2.354
Баллы
308
Город
Хабаровск
Такую же историю слышал про тоннель под Амуром (про то, как вели с двух сторон и не встретились в установленный срок. И что инженер, который проект создавал застрелился.) Вот всяких историй и слухов у нас ходит!
 

вит

Новичок
Регистрация
01.08.11
Сообщения
102
Реакции
1
Баллы
8
Через Кузнецовский ..........., сейчас он находится в аварийном состоянии....., ныне ведётся строительство нового тонеля....- обещают к 2013-му сдать....:E136: ...и у нового уклон будет поменьше...., что позволит более тяжёлые составы прогонять под сихотэ-алинем....А у старого уклон и впрямь говорят не шуточный....:E105:
В этот раз ктонить застрелится ? нет ?..:E048: :E136:
 

Тимофей

Почетный Форумчанин
Регистрация
14.09.11
Сообщения
1.541
Реакции
1.792
Баллы
308
Город
К-н-А
вит сказал(а):
Через Кузнецовский ..........., сейчас он находится в аварийном состоянии....., ныне ведётся строительство нового тонеля....- обещают к 2013-му сдать....:E136: ...и у нового уклон будет поменьше...., что позволит более тяжёлые составы прогонять под сихотэ-алинем....А у старого уклон и впрямь говорят не шуточный....:E105:
В этот раз ктонить застрелится ? нет ?..:E048: :E136:
Да вроде нет.:E111: Там без стрельбы много народа травмируется.
А мегоперфоратор которым они бурят новый туннель я видел. Там махина такая:E109:, а ковыряет всего по несколько метров.
 

Сергеич

Почетный Форумчанин
Регистрация
16.11.10
Сообщения
505
Реакции
1.465
Баллы
308
Город
Хабаровск
вит сказал(а):
Через Кузнецовский ..........., сейчас он находится в аварийном состоянии....., ныне ведётся строительство нового тонеля....- обещают к 2013-му сдать....:E136: ...и у нового уклон будет поменьше...., что позволит более тяжёлые составы прогонять под сихотэ-алинем....А у старого уклон и впрямь говорят не шуточный....:E105:
Я как-то днём из Ванино в Камс ехал. Так вот када Кузнецовский переваливали я понял, почему пассажирские поезда его проходят ночью :E048: Страшна, шопипец...
Уклон такой, что глядя вниз почти в отвес в окно видно рельсы, по которым будешь проезжать через несколько минут :E109: Перегон там до следующей станции несколько километров, а ехать около получаса. Вроде это связано какраз с уклоном, - он там такой, что только три локомотива в состоянии затянуть. Товарняки вроде вааще дробят и провозят частями.
 

kazanaza

Почетный Форумчанин
Регистрация
24.12.10
Сообщения
4.968
Реакции
1.279
Баллы
308
вит сказал(а):
В этот раз ктонить застрелится ? нет ?..:E048: :E136:
Времена не те... щас не стреляются, щас виллы за границами строят :E048: :E136: Сталина на вас нет!!! :E040:
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх