Привожу выдержку из пояснительной записки к законопроекту
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации»
(в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках)
Концепцией законопроекта является обеспечение возможности осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках.
В последние годы формируется негативная практика изъятия земельных и лесных участков из охотхозяйственного оборота, в связи с тем, что при разработке норм земельного, лесного законодательства вопросы ведения охотничьего хозяйства не учитываются должным образом.
В ходе внесения в 2016 году изменений в Земельный кодекс в части совершенствовании порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства, были внесены изменения в статью 78 Земельного кодекса, запрещающие использование для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более 30 километров от границ сельских населенных пунктов.
Учитывая, что в действующей системе российского законодательства право пользования животным миром отделено от права пользования землей и другими природными ресурсами, очевидно указанные изменения не имели цели ограничить охотхозяйственную деятельность на сельскохозяйственных землях. Исторически, в России, как и везде в странах, где разрешена охота, охота на сельскохозяйственных землях, специально не огороженных от диких зверей, велась всегда.
Однако, на основании указанной нормы, суды начали принимать решения об исключении из охотничьих угодий отдельных земельных участков сельхозназначения (например Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.02.2020 по делу N А51-17139/2019), что, в свою очередь, влечет невозможность осуществления на таких земельных участках охотхозяйственной деятельности, включая охоту. Развитие данной тенденции может в обозримой перспективе повлечь полное прекращение охоты и охотхозяйственной деятельности (включая проведение учетов, биотехнических мероприятий, ведение вольерных хозяйств и др.) в большинстве регионов центральной и южной частей Российской Федерации.