kazanaza
Почетный Форумчанин
- Регистрация
- 24.12.10
- Сообщения
- 4.968
- Реакции
- 1.279
- Баллы
- 308
Дорогие друзья!
Все вы недавно читали отчет уважаемого форумчанина Сергеича под названием «Шестеро удальцов» о нашем походе на озеро Мухтель. Но, к сожалению, а может и к счастью, в данном отчете было слишком мало времени уделено технической составляющей похода. Наверное, это нарушило бы его художественную красоту. Однако нюансов в процессе подготовки было немало и, как мы думаем, их стоит осветить. Отчет этот писали вдвоем с Макарычем, но все вопросы навряд ли получилось осветить, так что в процессе дальнейшего обсуждения задавайте вопросы, будем их обсуждать.
Вопросы, связанные с дорогой от Хабаровска до побережья Охотского моря, мы опустим, так как они в основном носят организационный характер, нежели технический.
На этапе подготовки и планирования похода рассматривались разные варианты заброски на озеро:
1. Все вместе на одном большом катамаране
2. На трех ПВХ-лодках под моторами
3. В две команды на двух катамаранах-четверках
Лично мне больше нравился второй вариант, т.к. в этом случае снимался вопрос о поиске катамаранов (а их у нас не было) и их строительстве для перехода по морю. Ну и конечно скорость движения на лодках в глиссирующем режиме несравнима со скоростью движения катамарана. Минусы были тоже очевидны: на лодках опаснее двигаться в непогоду и на лодках мы ограничены в объемах и весе шмурдяка. В общем, третью лодку с мотором мы не нашли…
Первый вариант изначально принимали как классический, т.к. опыт прошлых походов разных команд говорил нам о надежности и грузоподъемности большого катамарана-восьмерки. Однако в самый нужный момент не смогли найти раму на него, и от этого варианта тоже пришлось отказаться.
Так у нас осталась единственная возможность добраться до желанного озера – идти по морю на двух маленьких катамаранах типа Турист. Катамараны мы нашли, за что отдельное спасибо Ольховскому И.Б., его катамаран попал к нам в руки еще горяченьким после похода Лефуков на Уду. Оставалось решить вопрос по двигателям, из своего у нас была только Тоха 18. И здесь нам на помощь (немного неожиданно для нас) пришел магазин «1000 размеров» в лице Алексея Чумакова. Ребята предложили нам, совершенно безвозмездно, взять на тестирование практический новый двигатель Suzuki DF9,9. Разумеется, этот вариант нас устраивал на 100%, лучшего варианта для маленького катамарана придумать просто нельзя.
Как уже было отмечено, до похода не многие участники похода имели опыт общения с катамаранами. И, честно говоря, это немного напрягало, так как море это не Амур и не горная река, там цена ошибки или недоработки может стоить очень дорого. Поэтому мы по крупицам собирали важную и ценную информацию по строительству катов для моря. И как результат этого за пару недель до похода устроили тест драйв одного из катамаранов (второго у нас еще не было).
Первая сборка катамарана
Макарыч полосует камеру на увязки
Тест-драйв на затоне. Прикидываем как поставить транец
Первый спуск на воду
Конечно окончательный вид катамарана (а именно его палубы) на затоне в Хабаровске и в бухте Рейнеке отличались, но главным было испытать его ходовые качества. Сейчас можно сказать, что проделали мы это совсем не зря, потому что после тест драйва весомой доработке подверглись транцы. Дело в том, что при наборе скорости выше 10 км\ч вода из под гандол начинала бить в прикрепленный к раме транец, что само собой тормозило катамаран. Если набирать скорость выше, то вода начинала хлестать уже на палубу, все так же отражаясь от транца.
Вот так хлестает уже на полгаза
А вот так на 3\4
Поэтому мы внесли в их конструкцию изменение, прикрепив снизу по куску фанеры под углом, так чтобы вода била в эту самую фанеру и уходила вниз и в бок, тем самым даже немного приподнимая корму катамарана. Испытать доработанные транцы мы смогли уже только на Охотском море.
Так же испытанию подверглись двигатели. С собой на озеро мы так же брали ПВХ лодку Солар 450МК, надо было проверить, скольких человек поднимет на редан наш наиболее мощный двигатель, а именно 18-ая Тоха. Тоха подняла четверых средних человек (от 70 до 90 кг), чего нам в принципе хватало. Четырехтактный Сузуки легко поднимал двоих, с тремя было уже тяжеловато. Хотя в принципе использовать его на лодке мы не планировали, но честно говоря управлять Сузукой мне понравилось больше. Слишком уж много на ней удобных штук придумали создатели. Во-первых, это мультирумпель. Кто не знает объясняю. На ручке румпеля находится не только ручка газа но и переключение передач. И вдобавок ко всему еще такая крутилочка, которая регулирует усилие необходимое для поворота ручки газа. То есть затянув ее до конца вы можете не держать рукой газ, он будет зафиксирован в том положении в котором вы его оставили. Правда мультирумпель был не совсем удобен на море, о чем расскажу позже. Во-вторых, на двигателе имеется фиксатор поворота двигателя, т.е. затянув его, вы можете вообще не держать руль, он никуда не повернет. В-третьих, подъемный механизм двигателя имеет несколько позиций (кажется 4), что позволяет удобно двигаться по мелководью. Для сравнения на Тохе таких положений 2: полностью опущен или в пол воды. Ну и конечно звук с которым работает четырехтактный двигатель это нечто. Такое ощущение, что управляешь не лодкой, а автомобилем. На средних оборотах в лодке можно разговаривать не напрягая голос. Про расход топлива на тест драйве мы не узнали, слишком малы были пробеги, но для верности посчитали прожорливость Сузы равной прожорливости Тохи.
Также приятно порадовали ходовые качества Солара. Для себя отметил, что Тоха на нем выталкивает на редан побольше чем на моем пайольном Sun Marine 380. И выход на глис какой то более плавный, почти не заметный, даже если в лодке ты один. Видимо, это из-за большой длины. Правда вот кокпит совсем маленький, но вещи нам перевозить не нужно было, а для 3-4 человек в пустой лодке места валом. Омрачало всю красоту то, что один из клапанов на баллонах пропускал воздух, причем довольно ощутимо, а ведь лодка была почти новая. Это к слову о качестве Соларов.
\Макарыч\* Уже по возвращению проштудировал информацию и поговорив с Солароводами, выяснил что клапан можно сделать своими руками, соль в том что он не плотно прилегал к корпусу лодки, требуется лишь его повертеть а для надежности промазать силиконовым герметиком*
Сделать лодку до поездки мы так и не смогли. Пожалуй, это было наше упущение, могли остаться на озере без быстрого транспорта и прокатить просто так семидесятикилограммовый кусок резины.
Проныра и кусок резины
Про топливо. После примерных подсчетов мы отправили в Николаевск 200 л бензина. Да да, именно отправили из Хабаровска, потому что в Николаевске качество топлива по слухам неважнецкое. Согласитесь, мало приятного, если ваш двигатель умрет посреди моря из-за херового топлива. Еще 50 литров мы привезли с собой, создав так сказать комфортный запас.
\Макарыч\* Перед нами стояла задача отправить в Николаевск 200 литров АИ-92, фуры которые направляются туда не берут на бот ГСМ, поэтому пришлось использовать речное пароходство по доставке Моторов и топлива*
Забегая вперед, скажу, что за весь поход было израсходовано 200 литров. Кушали бензин не только Тоша с Сузей, но и электростанция.
О ней надо сказать отдельно. Перед походом долго обсуждали, как будем обеспечивать подзарядку батареек на спутниковом телефоне. Это было главной необходимостью. В конце концов один умный человек сказал нам «Не насилуйте моск, купите генератор». Так Артем Макарыч (который на самом деле тоже Сергеич, просто называется Макарычем, чтоб с Сергеичем не путали) стал обладателем прекрасного инверторного генератора Fubag на 700 ватт, который выпускают в Германии. Наличие генератора добавило огромный процент комфорта в наше пребывание на базе, у нас всегда было светло, музыкально и заряжено. За все время пребывания на базе генератор скушал почти 25 литров бензина. Одной заправки (1,5 литра) хватает примерно на 4-5 часов непрерывного тарахтения в экономичном режиме. Кстати наличие стандартного и экономичного режима это несомненный плюс данной техники. В экономе генератор работает совсем негромко, даже уснуть рядом можно. Вес генератор 14 кг, габариты 41*22*34 (Д*Ш*В).
Наш маленький электрический тарахтун
Спутниковая связь у нас была от Глобалстара. Не могу однозначно сказать хорошая она или плохая. Но работает нестабильно. Часто связь обрывается (а денешки за минуту снимаются), бывает, не ловит временами, но в целом если надо дозвониться, то дозвонишься. Правда долгих романтических разговоров ну никак не получалось, это проверил на собственном опыте руководитель группы при разговорах с синоптиками.
Так же к технической части подготовки похода можно отнести регистрацию маршрута в МЧС.
\Макарыч\*Когда я выложил инфу на форум о нашем желании зарегистрировать маршрут, возникли споры о том, что в заявке указывается руководитель, и он будет нести ответственность вплоть до уголовной. Честно меня это нисколько не пугало, в нашей компании я был уверен на все 105%, когда ответственность ложится на всех участников. Поэтому я оставлю споры на эту тему. Вот важная информация, которая вам пригодится.
Региональный дежурный МЧС по Хабаровскому краю: (4212)415950, вносит маршрут в журнал, попросил продублировать заявку с описанием маршрута на эл. почту operhab@mail.ru и на факс (4212)412941 ... Заявка в свободной форме, участники, руководитель, краткое описание, примерные сроки старта и прохождения участков, контактные телефоны. Дополнительно заявку нужно оставить в Региональном поисково-спасательном отряде МЧС, там в журнал внесли по телефону (4212)390916. В РПСО отмечаемся по спутнику во время прожождения основных точек маршрута. Желаю всем лишь отмечать успешно пройденные маршруты. Весь оперативно-дежурный персонал с кем пришлось пообщаться, вежливые и тактичные люди. Оперативный дежурный МЧС по ДВ (4212)599312, он уже потом с координирует, если вы собрались путешествовать за пределами Хабаровского края на ДВ.*
Но самой сложной частью технической подготовки, конечно, оставались катамараны. Первый из собранных еще в Хабаровске катамаранов был разобран, все отверстия пронумерованы, чтобы на побережье не пришлось разгадывать ребус «Попади в дырочку». Погадать все-таки пришлось, но без меток на палубе и гандолах было бы гораздо сложнее. Для себя сделали вывод, что строить первый раз гораздо проще и быстрее чем после разборки. Конечно, если знаешь, как строить и у тебя все для этого есть. А у нас было все что нужно.
Начало процесса
Упихиваем транец
Итак, подробнее о строительстве, так сказать пошаговая инструкция «Сделай сам». На один катамаран берем три листа фанеры (не меньше 0,9 толщиной иначе будет прогибаться), четыре прожилины длиной 2 метра, куча веревок, куча нарезанных из автомобильной камеры полосок резины (длина 60-80 см), болты и гайки разных мастей и саморезы. Конечно, еще нужны сами гандолы и рама.
Подготовка к сборке. На фото видно доработаный транец
Слава крепит ушами раму
Качаем гандолы, убеждаясь при этом, что внутренний вкладыш не перекручен и стоит от начала и до конца шкурки плотняком. Пробки привязываем, чтобы не потерялись. Затем собираем раму, на стыках рама крепится U-образными ушками. Один комплект таких ушек мы изготавливали сами. Важно при сборе рамы выставить ровно гандолы, а то, если одна будет впереди другой, катамаран будет ехать криво. Потом кладем поперечины-прожилины, в местах пересечения с продолинами рамы делаем надпилы-пазы. Через эти пазы резиной прожилины крепятся к раме, т.е. по 4 точки крепления на каждую. Для верности мы резину еще обматывали скотчем, чтоб не развязалась случайно. Когда фундамент готов сверху укладываем фанеру.
Стягиваем элементы рамы резиной
Прикидываем палубы
Конечно предварительно нужно прикинуть как вы будете крепить фанеру к прожилинам и уже исходя из этого размещать их по всей длине. Так вот когда все это уложено берете в руки дрель, просверливаете дырку в фанере и прожилине сразу, засовываете туда болтик помощнее, закручиваете гаечку, не забывая при этом про шайбы и контры. Именно вот эти дырки тяжело состыковать при повторной сборке, это прям настоящая головоломка. На болты мы крепили фанеру только в центре, между гондолами, боялись повредить нечаянно дрелью шкуру катамарана. С краев же всаживали по несколько саморезов, чтобы накатывающая сбоку волна не сорвала нам палубу.
Засверливаемся
Не повредить бы шкурку руководителю
Крепим края на саморезы
Когда палуба укреплена начинаем заниматься ее обустройством. Ведь кроме вас на ней должно поместиться еще куча вещей. А эти вещи еще надо как то укреплять. Мы делали в палубе дырки, продевали в дырки веревки-петельки, которые там снизу привязывали опять-таки к раме, т.е. эти веревки не только служили для крепления груза, но и для дополнительной страховки самой палубы.
Палубы с петлями
Петли размещали не абы как. Размещение груза на обоих катамаранах было примерно одинаковым. Сзади около мотора стоял экспедиционный ящик HDBox 800 (кстати офигенски удобная вещь), на котором восседал рулевой. С двух сторон от ящика в углах палубы стояли два топливных бака. И ящик и баки через петли крепились той же самой резиной. В случае необходимости оттянув резинку можно было легко их вытащить.
Грузим и увязываем катамараны
Два пассажира сидели опять-таки на двух таких ящиках в самом начале палубы, можно сказать на носу. Но их ящики не крепились резиной, а увязывались вместе с остальным грузом веревками. А остальной груз был за спиной у пассажиров, т.е. преимущественно по центру катамарана.
Готовый к походу Проныра. Вид спереди
Проныра. Вид сбоку
Проныра. Вид сбоку
Таким расположением груза мы достигли наиболее ровное положение катамарана на воде и неплохие ходовые характеристики. По крайней мере, на нос грузить точно не надо. В общем вокруг той зоны, где будет лежать груз понаделали кучу петель, чтобы потом в дальнейшем увязать его веревками. Сама увязка процесс творческий и индивидуальный, главное помните – не привязывайте сильно то, что может понадобиться вам в переходе, а лучше привязывайте отдельно. У нас отдельно возле капитана был привязан куботейнер в котором был провиант на переход: хлеб, колбаса, бутылка коньяка, яблоки, апельсины, семечки, леденцы, курево и посуда. Также вещи которые боятся воды лучше размещать сверху, вся поверхность палубы как не старайся будет в воде после первой же волны. Вкратце, это все устройство катамарана, остальные тонкости поймете сами, когда будете делать.
Авантюрист в середине похода
Палуба Авантюриста
Все продукты и мелкие вещи были запакованы в более крупные габариты, чтобы при загрузке\разгрузке катамаранов не терять времени. Да и таскать укрупненное легче чем мелкое. Очень в этом плане выручали экспедиционные ящики. Два мы полностью заняли продуктами, один спиртным. Крупы в пакетиках, аля Увелька, освобождены от коробок и расфасованы на порции. Сахар и мука пересыпаны по полторашкам. Водка перелита из стеклотары в пятилитровки. Таким образом удается значительно сократить объем и вес. В остальных ящиках была посуда и всякие нужные мелочи. Мешок с овощами на время морского перехода был запакован в целлофановый вкладыш. Можно было овощи сложить в ящик, но во-первых мешок «дышит» и овощи лучше хранятся, а во-вторых ящиков уже не хватало. Ну и конечно все остальные вещи были распиханы либо по гермам, либо так же по вкладышам. Вообще целлофан и скотч вещь незаменимая и нужная в любом походе.
Авантюрист перед обратной дорогой
Вынужденная остановка
Теперь о самом переходе. C первой неприятностью мы столкнулись еще на берегу. Дело в том, что со слабосильными четырехтактными двигателя в комплекте идут небольшие бензобаки, у нашей Сузы был бак на 12 литров. Конечно нам он не нужен был, 25 литровых баков у нас было в обилии, поэтому 12 литровый мы оставили в Хабаровске. Еще в городе я обратил внимание на хитрое крепление топливного шланга к двигателю, оно отличалось от обычного крепления двухтактных двигателей. Крепление шланга к баку на первый взгляд было одинаковым. Но какой же ужас нас охватил, когда после загрузки катамаранов в день отплытия мы стали заводить двигатели, а этот шланг… точнее его штуцерок не совпадал со стандартными баками. Мысли и предложения тогда были разными, наиболее вероятное, что мы могли совершить, это обрезать нафиг этот штуцер, и тупо вставить шланг в топливный бак. Но как-то не камильфо это было, нет достаточной герметичности, и в бак могла попасть морская вода. И тут вдруг кто то вспоминает, что у нас с собой ЗИП для ремонта двигателей от Сузуки 30 и в нем кажется был слегка поломатый стандартный штуцер. Сердце вернулось из пяток в район поясницы, а через несколько минут, когда при помощи отвертки проблема была решена, оно установилось совсем на свое место. Но на будущее мы извлекли хороший урок и очень хотим порекомендовать производителям двигателей разработать единый стандарт соединения. Если конечно до них дойдет наш призыв.
Наш новый надежный друг
Вторая неудобность возникла уже после отхода. С собой в поход мы брали удлинители румпелей, коих оказывается богатый выбор в Сузуки-центре. Вещь на катамаране гипер-необходимая. Двигатель стоит низко и чтобы дотянуться до румпеля приходится либо стоять на коленях, либо сидеть попой на палубе. А еще от туда периодически хлещет нетеплая вода. Этот минус конструкции мы поняли еще в Хабаровске, поэтому с собой везли два удлинителя, чтобы можно было комфортно восседать на ящике и спокойненько рулить. Но если на Тошу удлинитель оделся без проблем, то с Сузой была еще небольшая проблемка. И создавал ее как раз этот удобный мультирумпель. Если смотреть от его края сантиметров 10 занимает ручка включения передачи, а уже потом шла ручка газа, с которой и должен был контактировать удлинитель. Но те удлинители которые мы взяли с собой, не вставали как следует на ручку газа и все время, при повороте ручки, выключали скорость. Это было еще одно наше недоглядение, наверняка в Сузуки центре есть модели удлинителей, которые четко вставали бы на мультирумпель, но проверить заранее это мы не догадались. В принципе это неудобство немного мешало только сначала. Потом капитан Авантюриста Слава быстро наловчился обращаться с удлинителем. Без него включал скорость, поддавал газу и уже после этого надевал удлинитель. На море менять положение дросселя часто нет необходимости, поэтому больших неудобностей, повторюсь, эта мелочь не вызывала.
Спасаемся от цинги
С удлинителем харашоо
Настолько хорошо, что даже вздремнуть можно
Ну а дальше началась гонка катамаранов. Очень было интересно как поведут себя двигатели при почти равной загрузке. Это самое почти выражалось в Соларе450М, который пустым болтался на тросу за одним из катов. Конечно многие могут сказать, что это дополнительный балласт и мы сами так вначале думали. Но лодка для нас была планом Б, если вдруг что то не так будет с катамаранами (тьфу-тьфу-тьфу). Да и как в последствие оказалось не особо то она тормозила. Изначально лодку зацепили за Проныру, который шел под Тошей, но пройдя несколько километров по бухте Рейнеке мы поняли что Тоша почему то не вывозит и Авантюрист под Сузой шел гораздо бодрее, несмотря на то, что на Тоше стоял грузовой винт. Наверное дело было в том, что на этого четырехтактного монстра, ребята из Сузуки-центра поставили новый четырехлопастной винт Солас. Так сказать в плане эксперимента. Эксперимент удался, большое спасибо менеджерам магазина, настоящие профи. В общем, через полчаса перехода Солар зацепили за Авантюриста и дальше скорость движения и обороты двигателей были одинаковыми.
Авантюрист прёт под Сузукой
Проныра тарахтит по Тохой
Очень важной частью экипировки команд были рации. Несмотря на то, что мы пытались идти недалеко друг от друга периодически накатывающий густой туман то и дело скрывал соседний катамаран из виду. Все бы ничего, но обе ЖПС-ки были на Проныре и нам было слегка страшновато потерять второй катамаран. Картина получалась следующая: слева берег метрах в 200, сзади Авантюрист, впереди туман непонятной консистенции. Заскакиваем в туман, а он оказывается настолько густым, что не видно ни берега, ни другого катамарана, нифига. А без ЖПС-ки легко урулить куда нибудь в район Шантарских островов. Поэтому из рации доносился голос «Где вы, бл***, мы вас не видим!» Мы сбрасывали газ и снова находили друг друга. Минусом раций была недостаточная дальнобойность и слабые батареи.
Если на море расстояние было небольшое, то на озере, уходящая на рыбалку команда была лишена всякой связи. А ситуации также возникали всякие. Один раз Слава с Даниилом ушли на вечернюю рыбалку и только после этого Макарыч вспомнил, что в ЖПСке садились батарейки. В принципе в ясную погоду найти базу легко, по крайней мере можно идти в некотором отдалении от берега (под берегом никак – трава и мелко) и дойти до места. Но ясной погоды не было и близко, стоял неприятный, хоть и не густой туман и к тому же темнело. Тогда мы придумали создать маяк. Один из ярких фонарей вешали на баальшую йолку и направляли луч в нужном направлении. Маяком мы потом пользовались еще ни один раз, когда уезжали на мышкование. Даже если у тебя есть ЖПСка, идти по приборам по озеру дело непростое - трек движения напоминает синусоиду. При наличии же визуальной цели время и расстояние значительно сокращается. Так что мощные дальнобойные рации хороший помощник: можно всегда вовремя сказать, чтобы вывесили маяк, подогрели борщ, ну или не дай бог выходили на помощь.
Переговоры по рации
\Макарыч\* Сама речка Мухтель очень небольшая, свободно по реке подняться можно примерно на 7-8 км, далее шел непроходимый и непропиливаемый залом. На участке этих километров, было по-моему 3-4 места, где приходилось лодку протаскивать в ручную. Отсутствие водометной насадки, конечно не принципиально, но с ней было-бы намного удобнее. В этом году я пока обзавелся Сузой-30, но до насадки дело пока не дошло.
Что я могу добавить от себя лично после прохождения и всех испытаний. Меня очень и очень поразили четырехтактные двигатели … этот тихий голос и бензиновая диета – это нечто. Имея «большой комплект» который я таскал практически в любые ежедневные вылазки, начали напрягать немного. Хочется порыбачить на Амуре нормально, но чтобы выгрузить-разгрузить мой комплект, нужен обязательно компаньен, но и потаскать руками ради 3-4 часов рыбалки, сложно назвать удовольствием. Поэтому по приезду мы с моим другом, решили для коротких однодневных рыбалок подобрать комплектик попроще. В лодочном плане – это Солар 350, никаких тебе пайолов накачал и в путь, тут вы сами должны понять «путь» чисто абстрактное понятие, комплект именно для коротких перебежек. Ну а на место мотора – это конечно четырехтактный Сузука 6, который мы приобрели опять же в Сузуке-Центре, вообще мне нравится наше «партнерство» с этим магазином, поэтому весной надеюсь прийти за водометной насадкой для своей 30ки. Мотор легок, экономичен – двоих человек с удочками и блеснами выводит на редан не напрягаясь, все что нужно для «маленьких» вылазок. Мотор отлично подойдет для рулежки катамаранов, и по горной речке пройти сплавом на этом комплекте реально.*
Вот и все, что пока успели вспомнить. Просим сильно не ругать нас, если на ваш взгляд мы делали что-то не так. Мы молоды и неопытны и тему эту создали как раз для получения дополнительных знаний и чтобы еще более неопытные туристы могли что-то из этого отчета почерпнуть.
Все вы недавно читали отчет уважаемого форумчанина Сергеича под названием «Шестеро удальцов» о нашем походе на озеро Мухтель. Но, к сожалению, а может и к счастью, в данном отчете было слишком мало времени уделено технической составляющей похода. Наверное, это нарушило бы его художественную красоту. Однако нюансов в процессе подготовки было немало и, как мы думаем, их стоит осветить. Отчет этот писали вдвоем с Макарычем, но все вопросы навряд ли получилось осветить, так что в процессе дальнейшего обсуждения задавайте вопросы, будем их обсуждать.
Вопросы, связанные с дорогой от Хабаровска до побережья Охотского моря, мы опустим, так как они в основном носят организационный характер, нежели технический.
На этапе подготовки и планирования похода рассматривались разные варианты заброски на озеро:
1. Все вместе на одном большом катамаране
2. На трех ПВХ-лодках под моторами
3. В две команды на двух катамаранах-четверках
Лично мне больше нравился второй вариант, т.к. в этом случае снимался вопрос о поиске катамаранов (а их у нас не было) и их строительстве для перехода по морю. Ну и конечно скорость движения на лодках в глиссирующем режиме несравнима со скоростью движения катамарана. Минусы были тоже очевидны: на лодках опаснее двигаться в непогоду и на лодках мы ограничены в объемах и весе шмурдяка. В общем, третью лодку с мотором мы не нашли…
Первый вариант изначально принимали как классический, т.к. опыт прошлых походов разных команд говорил нам о надежности и грузоподъемности большого катамарана-восьмерки. Однако в самый нужный момент не смогли найти раму на него, и от этого варианта тоже пришлось отказаться.
Так у нас осталась единственная возможность добраться до желанного озера – идти по морю на двух маленьких катамаранах типа Турист. Катамараны мы нашли, за что отдельное спасибо Ольховскому И.Б., его катамаран попал к нам в руки еще горяченьким после похода Лефуков на Уду. Оставалось решить вопрос по двигателям, из своего у нас была только Тоха 18. И здесь нам на помощь (немного неожиданно для нас) пришел магазин «1000 размеров» в лице Алексея Чумакова. Ребята предложили нам, совершенно безвозмездно, взять на тестирование практический новый двигатель Suzuki DF9,9. Разумеется, этот вариант нас устраивал на 100%, лучшего варианта для маленького катамарана придумать просто нельзя.
Как уже было отмечено, до похода не многие участники похода имели опыт общения с катамаранами. И, честно говоря, это немного напрягало, так как море это не Амур и не горная река, там цена ошибки или недоработки может стоить очень дорого. Поэтому мы по крупицам собирали важную и ценную информацию по строительству катов для моря. И как результат этого за пару недель до похода устроили тест драйв одного из катамаранов (второго у нас еще не было).
Первая сборка катамарана
Макарыч полосует камеру на увязки
Тест-драйв на затоне. Прикидываем как поставить транец
Первый спуск на воду
Конечно окончательный вид катамарана (а именно его палубы) на затоне в Хабаровске и в бухте Рейнеке отличались, но главным было испытать его ходовые качества. Сейчас можно сказать, что проделали мы это совсем не зря, потому что после тест драйва весомой доработке подверглись транцы. Дело в том, что при наборе скорости выше 10 км\ч вода из под гандол начинала бить в прикрепленный к раме транец, что само собой тормозило катамаран. Если набирать скорость выше, то вода начинала хлестать уже на палубу, все так же отражаясь от транца.
Вот так хлестает уже на полгаза
А вот так на 3\4
Поэтому мы внесли в их конструкцию изменение, прикрепив снизу по куску фанеры под углом, так чтобы вода била в эту самую фанеру и уходила вниз и в бок, тем самым даже немного приподнимая корму катамарана. Испытать доработанные транцы мы смогли уже только на Охотском море.
Так же испытанию подверглись двигатели. С собой на озеро мы так же брали ПВХ лодку Солар 450МК, надо было проверить, скольких человек поднимет на редан наш наиболее мощный двигатель, а именно 18-ая Тоха. Тоха подняла четверых средних человек (от 70 до 90 кг), чего нам в принципе хватало. Четырехтактный Сузуки легко поднимал двоих, с тремя было уже тяжеловато. Хотя в принципе использовать его на лодке мы не планировали, но честно говоря управлять Сузукой мне понравилось больше. Слишком уж много на ней удобных штук придумали создатели. Во-первых, это мультирумпель. Кто не знает объясняю. На ручке румпеля находится не только ручка газа но и переключение передач. И вдобавок ко всему еще такая крутилочка, которая регулирует усилие необходимое для поворота ручки газа. То есть затянув ее до конца вы можете не держать рукой газ, он будет зафиксирован в том положении в котором вы его оставили. Правда мультирумпель был не совсем удобен на море, о чем расскажу позже. Во-вторых, на двигателе имеется фиксатор поворота двигателя, т.е. затянув его, вы можете вообще не держать руль, он никуда не повернет. В-третьих, подъемный механизм двигателя имеет несколько позиций (кажется 4), что позволяет удобно двигаться по мелководью. Для сравнения на Тохе таких положений 2: полностью опущен или в пол воды. Ну и конечно звук с которым работает четырехтактный двигатель это нечто. Такое ощущение, что управляешь не лодкой, а автомобилем. На средних оборотах в лодке можно разговаривать не напрягая голос. Про расход топлива на тест драйве мы не узнали, слишком малы были пробеги, но для верности посчитали прожорливость Сузы равной прожорливости Тохи.
Также приятно порадовали ходовые качества Солара. Для себя отметил, что Тоха на нем выталкивает на редан побольше чем на моем пайольном Sun Marine 380. И выход на глис какой то более плавный, почти не заметный, даже если в лодке ты один. Видимо, это из-за большой длины. Правда вот кокпит совсем маленький, но вещи нам перевозить не нужно было, а для 3-4 человек в пустой лодке места валом. Омрачало всю красоту то, что один из клапанов на баллонах пропускал воздух, причем довольно ощутимо, а ведь лодка была почти новая. Это к слову о качестве Соларов.
\Макарыч\* Уже по возвращению проштудировал информацию и поговорив с Солароводами, выяснил что клапан можно сделать своими руками, соль в том что он не плотно прилегал к корпусу лодки, требуется лишь его повертеть а для надежности промазать силиконовым герметиком*
Сделать лодку до поездки мы так и не смогли. Пожалуй, это было наше упущение, могли остаться на озере без быстрого транспорта и прокатить просто так семидесятикилограммовый кусок резины.
Проныра и кусок резины
Про топливо. После примерных подсчетов мы отправили в Николаевск 200 л бензина. Да да, именно отправили из Хабаровска, потому что в Николаевске качество топлива по слухам неважнецкое. Согласитесь, мало приятного, если ваш двигатель умрет посреди моря из-за херового топлива. Еще 50 литров мы привезли с собой, создав так сказать комфортный запас.
\Макарыч\* Перед нами стояла задача отправить в Николаевск 200 литров АИ-92, фуры которые направляются туда не берут на бот ГСМ, поэтому пришлось использовать речное пароходство по доставке Моторов и топлива*
Забегая вперед, скажу, что за весь поход было израсходовано 200 литров. Кушали бензин не только Тоша с Сузей, но и электростанция.
О ней надо сказать отдельно. Перед походом долго обсуждали, как будем обеспечивать подзарядку батареек на спутниковом телефоне. Это было главной необходимостью. В конце концов один умный человек сказал нам «Не насилуйте моск, купите генератор». Так Артем Макарыч (который на самом деле тоже Сергеич, просто называется Макарычем, чтоб с Сергеичем не путали) стал обладателем прекрасного инверторного генератора Fubag на 700 ватт, который выпускают в Германии. Наличие генератора добавило огромный процент комфорта в наше пребывание на базе, у нас всегда было светло, музыкально и заряжено. За все время пребывания на базе генератор скушал почти 25 литров бензина. Одной заправки (1,5 литра) хватает примерно на 4-5 часов непрерывного тарахтения в экономичном режиме. Кстати наличие стандартного и экономичного режима это несомненный плюс данной техники. В экономе генератор работает совсем негромко, даже уснуть рядом можно. Вес генератор 14 кг, габариты 41*22*34 (Д*Ш*В).
Наш маленький электрический тарахтун
Спутниковая связь у нас была от Глобалстара. Не могу однозначно сказать хорошая она или плохая. Но работает нестабильно. Часто связь обрывается (а денешки за минуту снимаются), бывает, не ловит временами, но в целом если надо дозвониться, то дозвонишься. Правда долгих романтических разговоров ну никак не получалось, это проверил на собственном опыте руководитель группы при разговорах с синоптиками.
Так же к технической части подготовки похода можно отнести регистрацию маршрута в МЧС.
\Макарыч\*Когда я выложил инфу на форум о нашем желании зарегистрировать маршрут, возникли споры о том, что в заявке указывается руководитель, и он будет нести ответственность вплоть до уголовной. Честно меня это нисколько не пугало, в нашей компании я был уверен на все 105%, когда ответственность ложится на всех участников. Поэтому я оставлю споры на эту тему. Вот важная информация, которая вам пригодится.
Региональный дежурный МЧС по Хабаровскому краю: (4212)415950, вносит маршрут в журнал, попросил продублировать заявку с описанием маршрута на эл. почту operhab@mail.ru и на факс (4212)412941 ... Заявка в свободной форме, участники, руководитель, краткое описание, примерные сроки старта и прохождения участков, контактные телефоны. Дополнительно заявку нужно оставить в Региональном поисково-спасательном отряде МЧС, там в журнал внесли по телефону (4212)390916. В РПСО отмечаемся по спутнику во время прожождения основных точек маршрута. Желаю всем лишь отмечать успешно пройденные маршруты. Весь оперативно-дежурный персонал с кем пришлось пообщаться, вежливые и тактичные люди. Оперативный дежурный МЧС по ДВ (4212)599312, он уже потом с координирует, если вы собрались путешествовать за пределами Хабаровского края на ДВ.*
Но самой сложной частью технической подготовки, конечно, оставались катамараны. Первый из собранных еще в Хабаровске катамаранов был разобран, все отверстия пронумерованы, чтобы на побережье не пришлось разгадывать ребус «Попади в дырочку». Погадать все-таки пришлось, но без меток на палубе и гандолах было бы гораздо сложнее. Для себя сделали вывод, что строить первый раз гораздо проще и быстрее чем после разборки. Конечно, если знаешь, как строить и у тебя все для этого есть. А у нас было все что нужно.
Начало процесса
Упихиваем транец
Итак, подробнее о строительстве, так сказать пошаговая инструкция «Сделай сам». На один катамаран берем три листа фанеры (не меньше 0,9 толщиной иначе будет прогибаться), четыре прожилины длиной 2 метра, куча веревок, куча нарезанных из автомобильной камеры полосок резины (длина 60-80 см), болты и гайки разных мастей и саморезы. Конечно, еще нужны сами гандолы и рама.
Подготовка к сборке. На фото видно доработаный транец
Слава крепит ушами раму
Качаем гандолы, убеждаясь при этом, что внутренний вкладыш не перекручен и стоит от начала и до конца шкурки плотняком. Пробки привязываем, чтобы не потерялись. Затем собираем раму, на стыках рама крепится U-образными ушками. Один комплект таких ушек мы изготавливали сами. Важно при сборе рамы выставить ровно гандолы, а то, если одна будет впереди другой, катамаран будет ехать криво. Потом кладем поперечины-прожилины, в местах пересечения с продолинами рамы делаем надпилы-пазы. Через эти пазы резиной прожилины крепятся к раме, т.е. по 4 точки крепления на каждую. Для верности мы резину еще обматывали скотчем, чтоб не развязалась случайно. Когда фундамент готов сверху укладываем фанеру.
Стягиваем элементы рамы резиной
Прикидываем палубы
Конечно предварительно нужно прикинуть как вы будете крепить фанеру к прожилинам и уже исходя из этого размещать их по всей длине. Так вот когда все это уложено берете в руки дрель, просверливаете дырку в фанере и прожилине сразу, засовываете туда болтик помощнее, закручиваете гаечку, не забывая при этом про шайбы и контры. Именно вот эти дырки тяжело состыковать при повторной сборке, это прям настоящая головоломка. На болты мы крепили фанеру только в центре, между гондолами, боялись повредить нечаянно дрелью шкуру катамарана. С краев же всаживали по несколько саморезов, чтобы накатывающая сбоку волна не сорвала нам палубу.
Засверливаемся
Не повредить бы шкурку руководителю
Крепим края на саморезы
Когда палуба укреплена начинаем заниматься ее обустройством. Ведь кроме вас на ней должно поместиться еще куча вещей. А эти вещи еще надо как то укреплять. Мы делали в палубе дырки, продевали в дырки веревки-петельки, которые там снизу привязывали опять-таки к раме, т.е. эти веревки не только служили для крепления груза, но и для дополнительной страховки самой палубы.
Палубы с петлями
Петли размещали не абы как. Размещение груза на обоих катамаранах было примерно одинаковым. Сзади около мотора стоял экспедиционный ящик HDBox 800 (кстати офигенски удобная вещь), на котором восседал рулевой. С двух сторон от ящика в углах палубы стояли два топливных бака. И ящик и баки через петли крепились той же самой резиной. В случае необходимости оттянув резинку можно было легко их вытащить.
Грузим и увязываем катамараны
Два пассажира сидели опять-таки на двух таких ящиках в самом начале палубы, можно сказать на носу. Но их ящики не крепились резиной, а увязывались вместе с остальным грузом веревками. А остальной груз был за спиной у пассажиров, т.е. преимущественно по центру катамарана.
Готовый к походу Проныра. Вид спереди
Проныра. Вид сбоку
Проныра. Вид сбоку
Таким расположением груза мы достигли наиболее ровное положение катамарана на воде и неплохие ходовые характеристики. По крайней мере, на нос грузить точно не надо. В общем вокруг той зоны, где будет лежать груз понаделали кучу петель, чтобы потом в дальнейшем увязать его веревками. Сама увязка процесс творческий и индивидуальный, главное помните – не привязывайте сильно то, что может понадобиться вам в переходе, а лучше привязывайте отдельно. У нас отдельно возле капитана был привязан куботейнер в котором был провиант на переход: хлеб, колбаса, бутылка коньяка, яблоки, апельсины, семечки, леденцы, курево и посуда. Также вещи которые боятся воды лучше размещать сверху, вся поверхность палубы как не старайся будет в воде после первой же волны. Вкратце, это все устройство катамарана, остальные тонкости поймете сами, когда будете делать.
Авантюрист в середине похода
Палуба Авантюриста
Все продукты и мелкие вещи были запакованы в более крупные габариты, чтобы при загрузке\разгрузке катамаранов не терять времени. Да и таскать укрупненное легче чем мелкое. Очень в этом плане выручали экспедиционные ящики. Два мы полностью заняли продуктами, один спиртным. Крупы в пакетиках, аля Увелька, освобождены от коробок и расфасованы на порции. Сахар и мука пересыпаны по полторашкам. Водка перелита из стеклотары в пятилитровки. Таким образом удается значительно сократить объем и вес. В остальных ящиках была посуда и всякие нужные мелочи. Мешок с овощами на время морского перехода был запакован в целлофановый вкладыш. Можно было овощи сложить в ящик, но во-первых мешок «дышит» и овощи лучше хранятся, а во-вторых ящиков уже не хватало. Ну и конечно все остальные вещи были распиханы либо по гермам, либо так же по вкладышам. Вообще целлофан и скотч вещь незаменимая и нужная в любом походе.
Авантюрист перед обратной дорогой
Вынужденная остановка
Теперь о самом переходе. C первой неприятностью мы столкнулись еще на берегу. Дело в том, что со слабосильными четырехтактными двигателя в комплекте идут небольшие бензобаки, у нашей Сузы был бак на 12 литров. Конечно нам он не нужен был, 25 литровых баков у нас было в обилии, поэтому 12 литровый мы оставили в Хабаровске. Еще в городе я обратил внимание на хитрое крепление топливного шланга к двигателю, оно отличалось от обычного крепления двухтактных двигателей. Крепление шланга к баку на первый взгляд было одинаковым. Но какой же ужас нас охватил, когда после загрузки катамаранов в день отплытия мы стали заводить двигатели, а этот шланг… точнее его штуцерок не совпадал со стандартными баками. Мысли и предложения тогда были разными, наиболее вероятное, что мы могли совершить, это обрезать нафиг этот штуцер, и тупо вставить шланг в топливный бак. Но как-то не камильфо это было, нет достаточной герметичности, и в бак могла попасть морская вода. И тут вдруг кто то вспоминает, что у нас с собой ЗИП для ремонта двигателей от Сузуки 30 и в нем кажется был слегка поломатый стандартный штуцер. Сердце вернулось из пяток в район поясницы, а через несколько минут, когда при помощи отвертки проблема была решена, оно установилось совсем на свое место. Но на будущее мы извлекли хороший урок и очень хотим порекомендовать производителям двигателей разработать единый стандарт соединения. Если конечно до них дойдет наш призыв.
Наш новый надежный друг
Вторая неудобность возникла уже после отхода. С собой в поход мы брали удлинители румпелей, коих оказывается богатый выбор в Сузуки-центре. Вещь на катамаране гипер-необходимая. Двигатель стоит низко и чтобы дотянуться до румпеля приходится либо стоять на коленях, либо сидеть попой на палубе. А еще от туда периодически хлещет нетеплая вода. Этот минус конструкции мы поняли еще в Хабаровске, поэтому с собой везли два удлинителя, чтобы можно было комфортно восседать на ящике и спокойненько рулить. Но если на Тошу удлинитель оделся без проблем, то с Сузой была еще небольшая проблемка. И создавал ее как раз этот удобный мультирумпель. Если смотреть от его края сантиметров 10 занимает ручка включения передачи, а уже потом шла ручка газа, с которой и должен был контактировать удлинитель. Но те удлинители которые мы взяли с собой, не вставали как следует на ручку газа и все время, при повороте ручки, выключали скорость. Это было еще одно наше недоглядение, наверняка в Сузуки центре есть модели удлинителей, которые четко вставали бы на мультирумпель, но проверить заранее это мы не догадались. В принципе это неудобство немного мешало только сначала. Потом капитан Авантюриста Слава быстро наловчился обращаться с удлинителем. Без него включал скорость, поддавал газу и уже после этого надевал удлинитель. На море менять положение дросселя часто нет необходимости, поэтому больших неудобностей, повторюсь, эта мелочь не вызывала.
Спасаемся от цинги
С удлинителем харашоо
Настолько хорошо, что даже вздремнуть можно
Ну а дальше началась гонка катамаранов. Очень было интересно как поведут себя двигатели при почти равной загрузке. Это самое почти выражалось в Соларе450М, который пустым болтался на тросу за одним из катов. Конечно многие могут сказать, что это дополнительный балласт и мы сами так вначале думали. Но лодка для нас была планом Б, если вдруг что то не так будет с катамаранами (тьфу-тьфу-тьфу). Да и как в последствие оказалось не особо то она тормозила. Изначально лодку зацепили за Проныру, который шел под Тошей, но пройдя несколько километров по бухте Рейнеке мы поняли что Тоша почему то не вывозит и Авантюрист под Сузой шел гораздо бодрее, несмотря на то, что на Тоше стоял грузовой винт. Наверное дело было в том, что на этого четырехтактного монстра, ребята из Сузуки-центра поставили новый четырехлопастной винт Солас. Так сказать в плане эксперимента. Эксперимент удался, большое спасибо менеджерам магазина, настоящие профи. В общем, через полчаса перехода Солар зацепили за Авантюриста и дальше скорость движения и обороты двигателей были одинаковыми.
Авантюрист прёт под Сузукой
Проныра тарахтит по Тохой
Очень важной частью экипировки команд были рации. Несмотря на то, что мы пытались идти недалеко друг от друга периодически накатывающий густой туман то и дело скрывал соседний катамаран из виду. Все бы ничего, но обе ЖПС-ки были на Проныре и нам было слегка страшновато потерять второй катамаран. Картина получалась следующая: слева берег метрах в 200, сзади Авантюрист, впереди туман непонятной консистенции. Заскакиваем в туман, а он оказывается настолько густым, что не видно ни берега, ни другого катамарана, нифига. А без ЖПС-ки легко урулить куда нибудь в район Шантарских островов. Поэтому из рации доносился голос «Где вы, бл***, мы вас не видим!» Мы сбрасывали газ и снова находили друг друга. Минусом раций была недостаточная дальнобойность и слабые батареи.
Если на море расстояние было небольшое, то на озере, уходящая на рыбалку команда была лишена всякой связи. А ситуации также возникали всякие. Один раз Слава с Даниилом ушли на вечернюю рыбалку и только после этого Макарыч вспомнил, что в ЖПСке садились батарейки. В принципе в ясную погоду найти базу легко, по крайней мере можно идти в некотором отдалении от берега (под берегом никак – трава и мелко) и дойти до места. Но ясной погоды не было и близко, стоял неприятный, хоть и не густой туман и к тому же темнело. Тогда мы придумали создать маяк. Один из ярких фонарей вешали на баальшую йолку и направляли луч в нужном направлении. Маяком мы потом пользовались еще ни один раз, когда уезжали на мышкование. Даже если у тебя есть ЖПСка, идти по приборам по озеру дело непростое - трек движения напоминает синусоиду. При наличии же визуальной цели время и расстояние значительно сокращается. Так что мощные дальнобойные рации хороший помощник: можно всегда вовремя сказать, чтобы вывесили маяк, подогрели борщ, ну или не дай бог выходили на помощь.
Переговоры по рации
\Макарыч\* Сама речка Мухтель очень небольшая, свободно по реке подняться можно примерно на 7-8 км, далее шел непроходимый и непропиливаемый залом. На участке этих километров, было по-моему 3-4 места, где приходилось лодку протаскивать в ручную. Отсутствие водометной насадки, конечно не принципиально, но с ней было-бы намного удобнее. В этом году я пока обзавелся Сузой-30, но до насадки дело пока не дошло.
Что я могу добавить от себя лично после прохождения и всех испытаний. Меня очень и очень поразили четырехтактные двигатели … этот тихий голос и бензиновая диета – это нечто. Имея «большой комплект» который я таскал практически в любые ежедневные вылазки, начали напрягать немного. Хочется порыбачить на Амуре нормально, но чтобы выгрузить-разгрузить мой комплект, нужен обязательно компаньен, но и потаскать руками ради 3-4 часов рыбалки, сложно назвать удовольствием. Поэтому по приезду мы с моим другом, решили для коротких однодневных рыбалок подобрать комплектик попроще. В лодочном плане – это Солар 350, никаких тебе пайолов накачал и в путь, тут вы сами должны понять «путь» чисто абстрактное понятие, комплект именно для коротких перебежек. Ну а на место мотора – это конечно четырехтактный Сузука 6, который мы приобрели опять же в Сузуке-Центре, вообще мне нравится наше «партнерство» с этим магазином, поэтому весной надеюсь прийти за водометной насадкой для своей 30ки. Мотор легок, экономичен – двоих человек с удочками и блеснами выводит на редан не напрягаясь, все что нужно для «маленьких» вылазок. Мотор отлично подойдет для рулежки катамаранов, и по горной речке пройти сплавом на этом комплекте реально.*
Вот и все, что пока успели вспомнить. Просим сильно не ругать нас, если на ваш взгляд мы делали что-то не так. Мы молоды и неопытны и тему эту создали как раз для получения дополнительных знаний и чтобы еще более неопытные туристы могли что-то из этого отчета почерпнуть.