Могучий Дух Тайги

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.359
Реакции
24.055
Баллы
308
Город
Хабаровск
Могучий дух тайги

Когда мы читаем детям русские народные сказки, то встречаем выражения — «ясный сокол», «гордый орел», «сизокрылый голубь», — воспринимаем их только как яркие образы и, наверняка, не задумываемся, почему народный фольклор упорно отождествляет своих положительных героев с этими представителями пернатых? Великий памятник нашей литературы «Слово о полку Игореве» не устает восхвалять одну из этих птиц. Даже пальцы сказителя Бояна, трогающего струны гуслей, сравниваются со стаей соколов, нападающих на стадо лебедей. В чем тут дело? Только ли в воссоздании живой, волнующей картины?
Думаю, что нет. Сокол для наших предков не просто смелая, ловкая, зоркая птица. Это своеобразный тотем, глава рода, воплощающий в себе те главные черты, на которые хотели бы равняться люди в своей повседневной жизни. Кстати, у древних египтян, в их обширном пантеоне богов был Бог Гор, который изображался с головой сокола.
А если мы вернемся к вещему Бояну, напускающему стаю соколов на стадо лебедей, то этот стремительный, пластический образ имеет иное, глубинное предпочтение. Большинство половецких племен считало своим тотемом белого гуся (по-тюркски «казъак»), т. е. лебедя. Следовательно, воссоздавая эпическую картину битвы русских с половцами, сказитель Боян рисует ее как схватку соколов с лебедями.

Тотем в той или иной форме является рудиментом анимистических воззрений на окружающий мир. Мы часто пользуемся этим, сами того не замечая. Одним из героев наших сказок — героем неловким, туповатым и незадачливым — оказался медведь. Что это слово в сущности означает? Медовед, т. е. существо, знающее (ведающее), где находится мед. А как его настоящее имя? Может, Мишка? Едва ли. Как можно огромного, сильного, своенравного зверя награждать такой несерьезной кличкой? Есть одна наводящая деталь — жилище медоведа называется берлогой, т. е. логовом бера или бэра. Это уже не Мишка, бэр звучит гораздо солидней. Впрочем, в группе германских языков это слово произносится примерно так же.
Почему же мы упорно называем его «медоведом»? А это и есть элемент анимизма. Наши предки, боясь потревожит дух «бэра», обходились подобными намеками, хотя каждый знал, о ком идет речь. Очевидно, когда-то этот зверь внушал затаенное уважение и страх. Глуповатым и добродушным он сделался гораздо позднее.

Когда русские люди стали осваивать Дальний Восток, то встретились здесь с теми видами животных, которых не было в европейской части России, даже в Восточной Сибири. Главный из них, конечно, тигр. То, что этот зверь могуч, отважен и необычен, наши предки отметили сразу. Этому помогло и отношение к нему многих аборигенов.

Нанайцы называют его Амба, что можно перевести как «дух», «тайная сила» и т. п. Удэгейцы именуют тигра — «куты-мафа», что передается как «могучий старик». Но старик не в смысле возраста, а в качестве некоего символа мудрости, опыта, стойкости. Для народов Дальнего Востока этот экзотический зверь, будучи самым крупным, сильным и ловким хищником, воплощает в себе всю мощь и славу бескрайней тайги. И ее непостижимую тайну.
Древние культуры Востока — Индия, Китай, Бирма, Вьетнам, Таиланд, Корея, Япония, Монголия не обошли вниманием могучую полосатую кошку. Она не только концентрирует в себе самые положительные и яркие черты, но и считается символом удачи, успеха и огня. Помню одну монгольскую миниатюру: на ней бесстрашный воин в полном боевом облачении оседлал могучего тигра. Он не только победил исполинского хищника — скорее всего богатырь «оседлал удачу». Так и воспринимали всё это его соплеменники.

Тигр являлся тотемом в самом прямом, непосредственном значении. Вблизи Хабаровска расположено нанайское селение Сикачи-Алян. Там проживает, в основном, род Актанка. Своим главным покровителем этот род считает Амбу. А когда нанайцы узнают, что где-то обитает очень могучий зверь, то говорят — «амба амбани». Это почти непереводимое идиоматическое выражение, которое можно расшифровать примерно так — «чертовский черт».

Коренные народы Дальнего Востока наделяли хозяина тайги почти человеческими чертами. Ученый-этнограф Н. Киле однажды поведал такую легенду: один охотник-нанаец пошел зимой на охоту. Добрался до своей избушки, растопил в ней печурку, поставил на огонь чайник. Вдруг раздался стук в дверь. Охотник открыл ее, а на пороге стоит седая женщина. (Тигр часто являлся в образе пожилого человека). Она сказала охотнику: «Когда утром ты выйдешь на охоту, то обнаружишь на тропе мое тело. Возле него будут сидеть мои сыновья. Не делай им ни чего худого, а возьми и воспитай их. Ты никогда не будешь жалеть об этом...»
Утром все так и произошло. Вышел охотник наружу и увидел на снегу тело мертвой тигрицы. Рядом с ней сидели двое пушистых котят. Человек бережно взял их на руки и отнес в избушку, накормил и напоил. Он заботливо воспитал тигрят и выпустил в тайгу. Оба превратились в ловких и сильных зверей, а охотник состарился и одряхлел, не мог ходить на охоту. Но тем не менее не страдал от голода — у порога его дома всегда лежало свежее мясо. Это молодые тигры благодарили человека за заботу и милосердие.
При всей простоте и наивности этой легенды есть в ней своеобразное поэтическое обаяние и четкая мораль: не делай зверю плохого — и он оценит это.

27127.jpg
27128.jpg
27131.jpg
27132.jpg
27133.jpg


Будучи героем многих мифов и сказаний тигр с незапамятных времен стал предметом изобразительного искусства. Ритуальные статуи-сэвэны, маленькие резные фигурки-амулеты, своеобразные обереги на все случаи жизни, сопровождали аборигенов от рождения до смерти. В изделиях из бересты, на расшитых панно и халатах, на предметах быта неизменно присутствуют тигриные мотивы. Среди ярких, прихотливых узоров явственно проглядывают внушительные черты владыки тайги.
Не обходилось и без курьезов. По словам того же Н. Киле существовал обычай своеобразного колдовства-приворота. Если ветреная жена изменяла мужу или наоборот, то обманутый вырезал из дерева фигурку тигра, только вместо хвоста у него торчала некая пикантная деталь (свидетельство фаллического культа). Фигурка относилась к шаману, тот «заряжал» ее и — будьте уверены — неверная половина возвращалась в лоно семьи.
Вот такая важная, нужная и многофункциональная роль отводилась таинственному и грозному зверю.
автор Владимир ВАСИЛИНЕНКО,кинорежиссёр
источник http://www.slovoart.ru/
 
Последнее редактирование:

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.186
Реакции
7.447
Баллы
308
Город
Комсомольск
Спасибо, Саша! Есть много побочных соображений по этой статье, правда касающихся не тигра. Только статья в конечном итоге о тигре оказалась..:E111:
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.359
Реакции
24.055
Баллы
308
Город
Хабаровск
Poskan сказал(а):
Хозяйка тайги - вот это просто прекрасная книга, которая передаёт дух тайги.

Честно говоря не понял в чем прелесть этой книги...:E105:
Бред какой то...Ни слова исторической правды о декабристах и их замечательных женах. Скорее всего автор просто хотел изложить свою вариацию на тему подвига великих женщин.
Да, есть патриотизм и гордость за наших женщин, но, по мне так любой патриотизм должен на фактах из реальной жизни быть, а не лубочными персонажами построен. Прочитал как то её и немного даже обидно стало за тех Великих Женщин. Нафига про них сказки писать...ведь их жизнь уже ЛЕГЕНДА...
Про тайгу там вообще ничего нет...Тем более не понимаю почему эту книженцию Вы привели тут в качестве примера книги о тайге..:O011:
 

Алексей Ф.

Модератор
Команда форума
Регистрация
12.11.10
Сообщения
2.958
Реакции
1.235
Баллы
308
Город
Хабаровск
Книжки о нашей тайге - это серия Мужество, Задорнов, Рытхэу и т.д.
С Юрием даже довелось побеседовать в поезде и в коллекции имею его книгу с афтографом
 

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.186
Реакции
7.447
Баллы
308
Город
Комсомольск
Алексей Ф. сказал(а):
Книжки о нашей тайге - это серия Мужество, Задорнов, Рытхэу и т.д.
С Юрием даже довелось побеседовать в поезде и в коллекции имею его книгу с афтографом
Ну мож исчо Джанси Кимонко? Или нет? :E012:
Смею заметить. Задорнов, все-таки в большой степени художник, хотя и хронист конечно не слабый. Но - таки художник, на мой взгляд, поскольку знамо как и где творил свой труд. :E012:
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх