В обращении с огнем у нанайцев имеются разные запреты. Согласно одному из них нельзя втыкать в землю острые предметы, чтобы не поранить Подя. Традиция запрещала «резать» пламя костра ножом, втыкать нож в костер. Такое поведение считалось проявлением неуважения к хозяину огня, за что он наказывал. В сборнике «Нанайский фольклор» границы данного запрета расширены: нельзя втыкать в землю любой заостренный предмет. Прежде чем рубить корень в тайге или кочку, охотники вслух предупреждали: «Пудя, пудя, убери ноги, как бы тебя не поранить». Нельзя было плевать в огонь: оскорбишь духа огня – заболеешь – «все губы опухнут». Нельзя было вылить из котелка кипяток, не предупредив: «Пудя, пудя, убери ноги, как бы не ошпарить». Более того, запрещалось тушить костер водой: «Грех, дуэнтэ энуни – таежная болезнь, опухнешь», только землей. Детям нельзя было играть с огнем, разжигать его, тушить. Запрещалось после поедания мяса медведя дуть на огонь. Поэтому вечером после такой трапезы огонь в лампе не задували, как обычно, а подворачивали фитиль. В костер (домашний очаг) нельзя было бросать огрызки. Это могло обидеть духа-хозяина огня. Нанайцы считали, что за подобное «угощение» Подя обидится и не даст добычи. Запрещалось перешагивать через головешку или кострище и даже наступать на старое пепелище. Нельзя было рубить топором большие, длинные поленья, уже лежавшие в костре, разделывать на них мясо. Запрещалось играть головешками или шевелить угли острой палкой. Нарушение запретов приводило к заболеванию человека-нарушителя. У него могла опухнуть голова, на глазах и теле появлялись нарывы, человек якобы мог даже умереть. Таково было наказание духа-хозяина огня.
Орочи назвали духа-хозяина огня Пузя, Пудя или Тава эзэни. Чаще всего они представляли его в виде старика или четы стариков Пуза и Пуза мамачан’и. Как рассказывали орочи пос. Снежный и Датта, Пузя (они уточняли, что она душа огня,
ханя огня) – это «худая старуха, живущая в любом огне – очаге, костре, зажженной спичке и т. д. Она постоянно мерзнет и хочет есть, поэтому в костер необходимо подкладывать дрова, кидать кусочки мяса и брызгать водку. Муж этой старухи (дух-хозяин муравьев)
Икта адзани живет в гнилушках и муравейниках. У него в подчинении находится дикий кабан. Если охотники потревожат муравейник или, проходя мимо него, плохо скажут о диких кабанах и свиньях, то кабан узнает об этом и расскажет духу-хозяину огня, а тот накажет провинившихся: сперва у них воспалятся глаза, а потом по всему тему появятся незаживающие язвы.
Хорские удэгейцы называли духа-хозяина огня
Тоо пузани. Они считали, что владыка огня находится в очаге, костре или там, где раньше горел огонь. Удэгейцы верили, что
Тоо пузани всегда возле человека, «ведь человек на огне готовит себе поесть».
Иманские удэгейцы называли духов-хозяев огня
Пуза мама и
Пуза одо – старуха и старик, бабушка и дедушка, верили, что у них есть дети. Духов-хозяев огня угощали. Из первой рюмки спиртного указательным пальцем левой руки обязательно брызгали трижды в разные стороны по капле водки и говорили: «Это тебе, Пуза-бабушка. Это тебе Пуза-дедушка, чтобы мне жить хорошо было».
Огонь и дух-хозяин огня почитается коренными народами Приамурья до настоящего времени. Уважают его и современные рыболовы, не забывая воздать духу разными угощениями. А что же он...? А он время от времени тоже выказывает нам свою милость, кому хорошим уловом, кому лучиком солнца, а кому и просто треском горящих поленьев или одинокой искоркой костра...
...О бабушка-Огонь, ты нас храни всегда.
И сделай так, чтоб были тучными стада оленьи.
Чтоб никогда коварная беда
Не ставила народ наш на колени.
Пускай охотникам в тайге добычей будет крупный зверь,
А рыбакам на озере заходит рыба в сети.
Для стариков спокойной старости отмерь.
Здоровыми пусть будут наши дети.
Пусть каждая семья очаг имеет свой,
И пусть нам не остудит сердце вьюга,
Чтоб на земле прекрасной и большой
Зла не имели люди друг на друга.
И чтоб веселый танец ёхарьё
Водил, не уставая, запевала,
Чтоб песни вдаль летели как гугары звон,
Ты помоги нам бабушка-Огонь...
Слова к ритуалу "Поклонение духу огня"