Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
Давно уже вынашивал мысль - что то про Подю написать...Более того, какое то время назад даже начал делать подборку материалов на эту тему...Все ждал времени свободного, что бы кааак засесть, да кааак окунуться в языческий мир аборигенов...И ведь уже почти даже и засел, как вдруг из массы разных статей на глаза попалась одна...ну которая... в общем, понравилась...
Увидел я этот материал в уважаемом мною журнале "Словесница искусств" и после получения официального разрешения от авторов данного издания решил разместить его в этом разделе (с некоторое моей редакцией). Полагаю Вам будет интересно...
Ну и, думаю, Вам тоже будет, что рассказать про Подю...Так же, возможно у Вас есть фотографии, которыми можно было б дополнить этот интересный рассказ...
У "Словесницы Искусств" есть и свой сайт. Кому интересно - http://www.slovoart.ru/
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
«Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!»

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
кандидат исторических наук,
главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова


Огонь – это жизнь. Без освоения этой грозной стихии человек так бы и остался видом слабых животных, специализирующихся на собирательстве, ареалом распространения которого стали бы тропики и субтропики. Огонь до сих пор вызывает у человека ужас и восхищение, чувство опасности и благодарность. Культ огня, представления о духе-хозяине огня – наиболее древние у всех народов мира. Нанайцы представляли огонь живым, могущественным, добрым и жадным одновременно. Амурские нанайцы назвали духа-хозяина огня Подя (произносится «Подзиа» с ударением на последнем слоге), уссурийские – Фадзя.
Духа-хозяина огня всегда угощали: как в жилом помещении через огонь очага, так и на промысле через огонь костра. Во время таежного промысла охотники приступали к еде только после угощения духа-хозяина огня в «ничтожных количествах» теми блюдами, которые приготовил для себя. Водку брызгали пальцем в огонь, потом бросали в него несколько кусочков еды, затем табак дамахи. Во время угощения охотник произносил свою просьбу духу с импровизированным текстом. Суть обращения сводилась к следующему: «Мы пришли к тебе, помоги нам». Обычно угощение духу-хозяину огня делает на месте охоты самый старший из охотников. Подя можно «угощать» едой, приготовленной из продуктов, добытых здесь же, на промысле, например рыбой: «Кя, Подя! Не обижайся, угощаю тебя чем могу, твоим же сомом». Горинские нанайцы, выезжая на Амур для заготовки осенней кеты, после первого улова также совершали обряд угощения духа-хозяина огня Подя. Старики нагревали водку, разливали ее по маленьким рюмочкам итанги, «похожим на наперстки». После чего произносили произвольный текст примерно следующего содержания: «Кя, Подя! Не жалей нам своего добра, поделись с нами. Мы будем честны, как всегда, обманывать твоих слуг, живность твою не собираемся. Наживаться на обмане грех. Мы молимся за себя и особенно за наших неопытных добытчиков. Обманывать не станем. Кя, Подя!» Затем молившиеся обмакивали указательные пальцы в водку, брызгали на четыре стороны света со словами: «Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!», и выпивали содержимое итанги.

Во второй половине ХХ века ритуал общения с духом-хозяином упростился. Сначала Подя надо было водку поставить – с чайную ложку, можно 100 граммов. Затем ставили закуску: «Юколу, хлеб, кашу, лучок, черемши немного клали в тарелочку рядом с кружкой». После этих приготовлений обращались к Подя, говорили так: «Кя, Подя! Дай мне соболя!» или: «Подя, ты мне в этом году дай много соболей, и я не пожалею. Всегда, когда буду пить, тебе налью». На рыбалке говорили примерно следующее: «Кя, Подя, дай рыбу мне, много не надо. Хватит полмешка карасей и четыре сазана». Затем макали в стакан с водкой указательный палец правой руки и брызгали 2–3 раза в разные стороны, потом ели сами. Постоявшую минут 15 водку можно было выпить самому или с напарником поделить. Если костер вспыхивал при попадании в него капель водки, кусочков еды, это означало, что Подя «принял угощение». Но важно в приношениях меру знать. Нанайцы говорят "много лить в костер водки нельзя, пьяным будет Подя". Угощение Подя – сугди, делалось на каждой стоянке- ночевке, где разжигался костер. Ульчи не говорили вслух свою просьбу к хозяину огня, мысленно просили удачу, хорошей погоды.
По представлениям коренных народов Приамурья дух-хозяин огня мог находиться в гнилом дереве. Прежде чем срубить такое дерево, к нему обращались с объяснением необходимости его рубки и просьбой к духу-хозяину огня покинуть это дерево. Нанайцы считали Подя хозяином муравьев. За осквернение муравейника Подя якобы наказывал человека нагноением глаз и нарывами на теле и лице.
18110.jpg
18111.jpg
 
Последнее редактирование:

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
Как выглядел Подя в представлениях нанайцев?
Есть такая легенда. В старину люди поехали на охоту, обнаружили много следов соболей, поставили ловушки, а добычи нет. Легли спать. Старший из охотников увидел сон. В месте костра в аонга ходили маленькие люди – сантиметров 7–12 – и ворчали: «Ничего поесть нет, ничего не кинули». Охотник проснулся, поняв, что это были Подя. Он запретил своим товарищам идти на охоту и предложил совершить моление. После совершения моления старший охотник опять увидел сон. В нем около костра бегали маленькие (около 7 см) и очень маленькие (примерно 1,5 см) человечки, много человечков (человек 15), радовались, танцевали даже. С тех пор Подя кормить стали.
Многие нанайцы представляли Подя древним стариком с многочисленной семьей. Неосторожные или провокационные действия человека могли убить детей Подя. В одной из легенд, записанной в селе Джуен от Киле Тунки, Подя был женского рода – эктэ подя. Она жила под землей и вышла замуж за человека. Однако жили они врозь (жена – в земле, муж – в лесу), их брак был бездетным, но богатым – «всего было в достатке».
Особый интерес имеют сведения И.А. Лопатина о представлениях нанайцев, касающихся внешнего вида и одежды духа огня: «Этого духа огненной стихии гольды представляют в образе дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате». По мнению И. А. Лопатина, словом Фадзя нанайцы называли собственно огонь, а его духа считали женского пола и именовали Фадзя-Мама. По информации исследователя, так же представляли духа огня нивхи. Сегодня среди нанайцев бытует также мнение, что в прошлом нанайцы Подя в конкретном виде не представляли, это был абстрактный образ.
Мифологический образ духа-хозяина огня распространен у всех тунгусо-маньчжуров. В одних мифах это пожилая женщина, в других – пожилой мужчина. С переходом от материнского рода к отцовскому образ Подя изменился, приобрел вид пожилого мужчины, хозяйка же огня стала считаться женой или вовсе была вытеснена. В нанайской мифологии не существует универсального духа-хозяина огня.

В образе Подя обобщены представления нанайцев о множестве духов огня, «живших» в границах той или иной территории. Конкретный дух Подя якобы «не выходил» за пределы своих владений, границами которых были речки и мари, непреодолимые для него препятствия. По легендам, этим пользовались иногда некоторые нанайцы, обозлившиеся на духа огня за неудачи на промысле. Они варили кашу, «приглашали» Подя с семьей угоститься, переворачивали котел с горячим содержимым в огонь, котел раскалывали. После этого сразу же покидали это место, бежали за марь, за речку, чтобы Подя «не догнал». Дух огня будет искать обидчика, врага, пока не накажет, но может и не найти. Однако, в целом, нанайцы верили в справедливость Подя. Неудачи на промысле нанайцы объясняли наказанием Подя за нарушение закона тайги и охоты. Они верили, что только сильный духом человек (редкий среди людей) мог бороться с Подя, победить его и сделать послушным себе, как собаку.
18112.jpg
18113.jpg
 
Последнее редактирование:

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
В обращении с огнем у нанайцев имеются разные запреты. Согласно одному из них нельзя втыкать в землю острые предметы, чтобы не поранить Подя. Традиция запрещала «резать» пламя костра ножом, втыкать нож в костер. Такое поведение считалось проявлением неуважения к хозяину огня, за что он наказывал. В сборнике «Нанайский фольклор» границы данного запрета расширены: нельзя втыкать в землю любой заостренный предмет. Прежде чем рубить корень в тайге или кочку, охотники вслух предупреждали: «Пудя, пудя, убери ноги, как бы тебя не поранить». Нельзя было плевать в огонь: оскорбишь духа огня – заболеешь – «все губы опухнут». Нельзя было вылить из котелка кипяток, не предупредив: «Пудя, пудя, убери ноги, как бы не ошпарить». Более того, запрещалось тушить костер водой: «Грех, дуэнтэ энуни – таежная болезнь, опухнешь», только землей. Детям нельзя было играть с огнем, разжигать его, тушить. Запрещалось после поедания мяса медведя дуть на огонь. Поэтому вечером после такой трапезы огонь в лампе не задували, как обычно, а подворачивали фитиль. В костер (домашний очаг) нельзя было бросать огрызки. Это могло обидеть духа-хозяина огня. Нанайцы считали, что за подобное «угощение» Подя обидится и не даст добычи. Запрещалось перешагивать через головешку или кострище и даже наступать на старое пепелище. Нельзя было рубить топором большие, длинные поленья, уже лежавшие в костре, разделывать на них мясо. Запрещалось играть головешками или шевелить угли острой палкой. Нарушение запретов приводило к заболеванию человека-нарушителя. У него могла опухнуть голова, на глазах и теле появлялись нарывы, человек якобы мог даже умереть. Таково было наказание духа-хозяина огня.

Орочи назвали духа-хозяина огня Пузя, Пудя или Тава эзэни. Чаще всего они представляли его в виде старика или четы стариков Пуза и Пуза мамачан’и. Как рассказывали орочи пос. Снежный и Датта, Пузя (они уточняли, что она душа огня, ханя огня) – это «худая старуха, живущая в любом огне – очаге, костре, зажженной спичке и т. д. Она постоянно мерзнет и хочет есть, поэтому в костер необходимо подкладывать дрова, кидать кусочки мяса и брызгать водку. Муж этой старухи (дух-хозяин муравьев) Икта адзани живет в гнилушках и муравейниках. У него в подчинении находится дикий кабан. Если охотники потревожат муравейник или, проходя мимо него, плохо скажут о диких кабанах и свиньях, то кабан узнает об этом и расскажет духу-хозяину огня, а тот накажет провинившихся: сперва у них воспалятся глаза, а потом по всему тему появятся незаживающие язвы.
Хорские удэгейцы называли духа-хозяина огня Тоо пузани. Они считали, что владыка огня находится в очаге, костре или там, где раньше горел огонь. Удэгейцы верили, что Тоо пузани всегда возле человека, «ведь человек на огне готовит себе поесть».
Иманские удэгейцы называли духов-хозяев огня Пуза мама и Пуза одо – старуха и старик, бабушка и дедушка, верили, что у них есть дети. Духов-хозяев огня угощали. Из первой рюмки спиртного указательным пальцем левой руки обязательно брызгали трижды в разные стороны по капле водки и говорили: «Это тебе, Пуза-бабушка. Это тебе Пуза-дедушка, чтобы мне жить хорошо было».

Огонь и дух-хозяин огня почитается коренными народами Приамурья до настоящего времени. Уважают его и современные рыболовы, не забывая воздать духу разными угощениями. А что же он...? А он время от времени тоже выказывает нам свою милость, кому хорошим уловом, кому лучиком солнца, а кому и просто треском горящих поленьев или одинокой искоркой костра...

...О бабушка-Огонь, ты нас храни всегда.
И сделай так, чтоб были тучными стада оленьи.
Чтоб никогда коварная беда
Не ставила народ наш на колени.
Пускай охотникам в тайге добычей будет крупный зверь,
А рыбакам на озере заходит рыба в сети.
Для стариков спокойной старости отмерь.
Здоровыми пусть будут наши дети.
Пусть каждая семья очаг имеет свой,
И пусть нам не остудит сердце вьюга,
Чтоб на земле прекрасной и большой
Зла не имели люди друг на друга.
И чтоб веселый танец ёхарьё
Водил, не уставая, запевала,
Чтоб песни вдаль летели как гугары звон,
Ты помоги нам бабушка-Огонь...


Слова к ритуалу "Поклонение духу огня"
18114.jpg

18115.jpg
18180.jpg
 
Последнее редактирование:

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.176
Реакции
7.443
Баллы
308
Город
Комсомольск
Спасибо, Саша, очень интересно! Правда сейчас рыбаки предпочитают лить водку с указательного пальца, почему - то в воду. То есть совершенно в другую стихию, в которой Подя не живет!
Как считаешь, это ХАРАМ? :E048:
Вообще мнений много расхожих. Например некоторые исследователи (не помню кто), записали Подзя, огненным духом подземного мира. В этой статье - об этом говориться, но без акцента, только как местный вариант поклонения.
 

polypterus

Борец за правду
Регистрация
14.03.11
Сообщения
1.012
Реакции
701
Баллы
308
Город
Тутошний.Я
Очень познавательно спасибо :E124: Александр или Олег интересно а какая из этих поклонений самая древняя и откуда корни, с приходом много численных набегов или еще со времён расселения Человека (Homo)по материку и первого развития шаманизма
интерес не за то что поклонялись именно огню а интерес за поклонение духу огня как хозяину земли и воды

просто судя по написанному племена жившие на разных территориях называли Подя по разному так как искажение в наречии с веками изменялось но именно сам процесс поклонения очень сильно схож говоря об одном изначальном происхождении
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
В последние дни периодически почитываю занятную книженцию нашего дальневосточного автора Вадима Попова "Спасти Перуна Сикачи-Аляна". Настоятельно советую к рассмотрению...Может и не совсем по теме, но радует свежий взгляд на корни народов нашего края и отличная от официальной трактовка Сикачи-Алиньских надписей.
Вообще, мне кажется, тема узоров наших аборигенов почти не изучена...Ну по крайней мере мне пока ничего про это не попадалось...Но даже то, что видел однозначно несет в себе глубокое проникновение в культурные традиции не только нашего региона...Здесь же и шаманство и поклонение духам...Все взаимосвязано...
18175.jpg
 
Последнее редактирование:

Алексей Ф.

Модератор
Команда форума
Регистрация
12.11.10
Сообщения
2.958
Реакции
1.235
Баллы
308
Город
Хабаровск
Очень интерестная статья!
Почему-то сделан акцент на наказаниях Поди в виде различных опуханий и гнойников, похоже у аборигенов процветал авитаминоз и его хоть как то объясняли неправильным обращением с духом огня..
Интерестно, что по этому поводу говорят исторические источники о шаманском лечении болезней????
Да было бы интерестно пообщатся с Татьяной, может даже отснять некий материал, Саша, как на это смотришь?
 

KonstantinB

Новичок
Регистрация
22.06.11
Сообщения
145
Реакции
3
Баллы
8
Город
Хабаровск
Саша, как всегда спасибо за познавательную статью!
А.Белов сказал(а):
Вообще, мне кажется, тема узоров наших аборигенов почти не изучена...Ну по крайней мере мне пока ничего про это не попадалось...Но даже то, что видел однозначно несет в себе глубокое проникновение в культурные традиции не только нашего региона...Здесь же и шаманство и поклонение духам...Все взаимосвязано...
Вот что в этих узорах увидел: огонь, птицы, рыбы и в центре свастику. Всё понятно, кроме последнего...что она делает на узорах наших аборигенов?
18183.jpg
18184.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
KonstantinB сказал(а):
Вот что в этих узорах увидел: огонь, птицы, рыбы и в центре свастику. Всё понятно, кроме последнего...что она делает на узорах ?

Всего лишь подтверждение того, что в культуру аборигенов Амура много было привнесено извне...Именно поэтому считать их КОРЕННЫМИ было б не совсем правильно. Постоянная миграция, приток и естественно ассимилирование, с корнями, скорее всего, от ариев имели место быть...А к свастике возвращаться можно бесконечно...Древнейший символ многих народов, в том числе и славян...
18185.jpg
 
Последнее редактирование:

polypterus

Борец за правду
Регистрация
14.03.11
Сообщения
1.012
Реакции
701
Баллы
308
Город
Тутошний.Я
А.Белов сказал(а):
KonstantinB сказал(а):
Вот что в этих узорах увидел: огонь, птицы, рыбы и в центре свастику. Всё понятно, кроме последнего...что она делает на узорах ?

Всего лишь подтверждение того, что в культуру аборигенов Амура много было привнесено извне...Именно поэтому считать их КОРЕННЫМИ было б не совсем правильно. Постоянная миграция, приток и естественно ассимилирование, с корнями, скорее всего, от ариев имели место быть...А к свастике возвращаться можно бесконечно...Древнейший символ многих народов, в том числе и славян...

Саш всё таки каренными наверное считать их можно так как культура здесь развивалась задолго до заселения тех же американских континентов так как возраст приамурских орудий составлял 150—200 тысяч лет!
нашел интересную работу, сделаю новую тему чтоб не засорять про подю, и прочитав несколько работ этого раздела кто та может быть сделает новое открытие:E048: :E048: :E048:
 

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.176
Реакции
7.443
Баллы
308
Город
Комсомольск
А.Белов сказал(а):
В последние дни периодически почитываю занятную книженцию нашего дальневосточного автора Вадима Попова "Спасти Перуна Сикачи-Аляна". Настоятельно советую к рассмотрению...Может и не совсем по теме, но радует свежий взгляд на корни народов нашего края и отличная от официальной трактовка Сикачи-Алиньских надписей.
Вообще, мне кажется, тема узоров наших аборигенов почти не изучена...Ну по крайней мере мне пока ничего про это не попадалось...Но даже то, что видел однозначно несет в себе глубокое проникновение в культурные традиции не только нашего региона...Здесь же и шаманство и поклонение духам...Все взаимосвязано...
Крест нанайский, да еще вращающийся в середине? Ну, на Дальнем Востоке, солонных и спиральных знаков, распространенных по всему миру -хоть отбавляй, но такого непомню.
Ну здесь традиционная наука просто объяснит, не задумываясь: рядом мол, сфера влияния индуизма и буддизма была, вот и восприняли, вот и переняли. Даже не задумаются ни на секунду.
Орнаметалистикой амурских народов занялся мой старший товарищ по увлечению и бывший коллега, краевед - Белоглазов А.Н. (кстати, у него премия губернатора даже имеется в этой области). Пока не добился от него устных результатов. Выдает только "междометия" типа: "Да это ох..еть!", "да ну нафиг!", "да ты не представляешь!" и т.д. :E048:
Вобщем заинтриговал меня..
 

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.176
Реакции
7.443
Баллы
308
Город
Комсомольск
polypterus сказал(а):
... так как возраст приамурских орудий составлял 150—200 тысяч лет!
нашел интересную работу, сделаю новую тему чтоб не засорять про подю, и прочитав несколько работ этого раздела кто та может быть сделает новое открытие:E048: :E048: :E048:
Вобщем-то все не так красиво. Тему прочел. Предложил дополнения для ясности вопроса. Дополнение связано с научной порядочностью А.П. Окладникова и его ученика А.П. Деревянко.
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
еще парочка интересных узоров...
18606.jpg

18607.jpg
 
Последнее редактирование:

сыч

Почетный Форумчанин
Регистрация
18.02.11
Сообщения
6.911
Реакции
22.692
Баллы
308
Город
Хабаровск
К стыду своему признаю, что до прочтения данной статьи совершенно ошибочные представления имел о Поде.
Увлекло. Начал рытся в литературе.............:E111:
 

Е. Кузнецов

Почетный Форумчанин
Регистрация
15.11.10
Сообщения
921
Реакции
1.105
Баллы
308
Город
Москва
Arleg сказал(а):
А.Белов сказал(а):
В последние дни периодически почитываю занятную книженцию нашего дальневосточного автора Вадима Попова "Спасти Перуна Сикачи-Аляна". Настоятельно советую к рассмотрению...Может и не совсем по теме, но радует свежий взгляд на корни народов нашего края и отличная от официальной трактовка Сикачи-Алиньских надписей.
Вообще, мне кажется, тема узоров наших аборигенов почти не изучена...Ну по крайней мере мне пока ничего про это не попадалось...Но даже то, что видел однозначно несет в себе глубокое проникновение в культурные традиции не только нашего региона...Здесь же и шаманство и поклонение духам...Все взаимосвязано...
Крест нанайский, да еще вращающийся в середине? Ну, на Дальнем Востоке, солонных и спиральных знаков, распространенных по всему миру -хоть отбавляй, но такого непомню.
Ну здесь традиционная наука просто объяснит, не задумываясь: рядом мол, сфера влияния индуизма и буддизма была, вот и восприняли, вот и переняли. Даже не задумаются ни на секунду.
Орнаметалистикой амурских народов занялся мой старший товарищ по увлечению и бывший коллега, краевед - Белоглазов А.Н. (кстати, у него премия губернатора даже имеется в этой области). Пока не добился от него устных результатов. Выдает только "междометия" типа: "Да это ох..еть!", "да ну нафиг!", "да ты не представляешь!" и т.д. :E048:
Вобщем заинтриговал меня..

У меня есть книга Вадима Лихачева "Рисунки Канозера", где рассказывается про петроглифы, их фотографии, каменные зарисовки. Так там на саамских шаманских бубнах кресты тоже есть. Может и здесь кресты и коловороты в виде свастики производные от шаманизма? Раньше вся Сибирь была шаманской пишется в некоторых источниках.
 

А.Белов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
09.11.10
Сообщения
11.358
Реакции
24.051
Баллы
308
Город
Хабаровск
Очень выразительная импровизация на тему Бога Огня Поди. Пока без названия...Работа авторская. Творчество одного из наших форумчан.
22630.jpg
22631.jpg
22632.jpg
 
Последнее редактирование:

Zeya

Почетный Форумчанин
Регистрация
13.11.10
Сообщения
834
Реакции
829
Баллы
308
Город
Хабаровск
:E124: Здорово!
 

Arleg

Почетный Форумчанин
Регистрация
31.07.11
Сообщения
18.176
Реакции
7.443
Баллы
308
Город
Комсомольск
Красиво и интересно. :E070:
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх