Канистра

kolobok

Почетный Форумчанин
Регистрация
01.02.11
Сообщения
1.198
Реакции
1.174
Баллы
308
Город
Хабаровск
Оказавшись волею случаю в г. Волгограде, посетил выставку "Сталинградская битва". И увидел такой экспонат P3143838.JPG , У меня самого, в гараже парочка похожих имеется. Захотелось узнать историю создания.
20-литровая канистра Wehrmachtskanister.
За несколько лет до начала 2й мировой войны Германия озаботилась улучшением матчасти, при перевозках топлива. Результатом этого стало появление канистры.
В то время элементы топливной логистики не отличались совершенством. Полагалось, что бензин будут перевозиться танкерами, ж\д и автоцистернами, бочками в 200 л, в США и Британии для снабжения «конечного пользователя» использовались канистры объемом 4 галлона (~15 л), известные под названием flimsy. Они имели несколько сварных швов, неудобную ручку для переноски и крышку, рассчитанную для использования специального ключа.
танкист.jpg
Ряд характерных особенностей затруднял нормальное использование «флимси», что соответствующим образом сказывалось на удобстве эксплуатации различной техники. Более того, вскоре после начала боевых действий в Северной Африке проявились новые негативные особенности имеющихся емкостей. Из-за жаркого климата, несовершенства технологий и производственного брака на пути к строевым частям в прямом смысле утекало и испарялось до 40% горючего.
В ноябре 1936 в Вермахте начат конкурс на разработку новой емкости для хранения и транспортировки жидкостей, в т.ч., топлива. Военные требовали металлическую канистру емкостью 20 л. максимально простотую конструкцию и дешевизну.
2 канистры.jpg
В Германии была металлическая 20-литровая канистра, треугольной формы и простая в изготовлении. Но с большим количеством сварных швов, а форма приводила к потере места.

Винценц Грюнфогель, предложил вариант канистры, соответствующий всем требованиям
Канистра конструкции Грюнфогеля при емкости 20 л весила 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, изготовили из листового металла штамповкой. Для их соединения использовалась сварка. Форма изделий позволяла укладывать их с максимально эффективным использованием пространства, а использованные ручки обеспечивали удобство переноски как пустых, так и полных канистр. Наконец, горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа.
Основными элементами новой немецкой канистры были 2 штампованные боковые детали сложной формы, с Х-образными ребрами жесткости. К верхней поверхности корпуса канистры приваривалась штампованная деталь с 3 ручками. Горловина канистры имела характерную сплюснутую с боков форму. На ее внешней поверхности имелись скобы замка и П-образный кронштейн крышки. Последняя крепилась шарнирно, оснащалась резиновым уплотнителем и фиксировалась при помощи качающегося замка. В конструкции крышки и ее механизмов предусматривались отверстия для установки чеки. Чека в виде металлического стержня с кольцом позволяла блокировать замок крышки во избежание ее произвольного открытия. Внутри горловины выводился один из концов специальной сифонной трубки. Последняя предназначалась для облегчения наполнения и опорожнения канистры.
Горловина и пробка. Фото Carryology.com канистры.jpg замок.jpg
При емкости 20 л канистра «Мюллер» имела минимально возможные габариты в 47 см, горизонтальное сечение имело размеры 34,5 х 16,5 см.

Несмотря на простоту, канистра имела преимущества. Скругленные углы снижали вероятность повреждения самой канистры и окружающих предметов. Минимальное количество швов сокращало вероятность течи. Три ручки обеспечивали удобство переноски: 1человек мог нести канистру за центральную ручку, двое – за боковые. Кроме того, в одной руке можно было с большим удобством переносить сразу 2 пустые канистры. В верхней задней части корпуса канистры обязательно оставался воздух, что позволяло компенсировать изменения объема жидкости под воздействием температуры.

в 1937 г новое изделие был стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). На боковых поверхностях выбивались объем (20L). Во избежание путаницы – чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры окрашивали в разные цвета.
В 1939 г несколько изделий пропали из немецких складов и достались американцам. За несколько месяцев до начала 2й мировой войны инженер Пол Плейсс построил автомобиль для автопробега Берлин-Калькутта. По пути его сопровождал немецкий коллега. Немецкий инженер имел доступ к одному из складов аэропорта Темпельхоф, чем и воспользовался. Участники автопробега «позаимствовали» со склада 3 канистры, пропажу заметили. Разразился скандал, в результате чего несколько немецких военных были вынуждены отправиться в Индию, немец успел рассказать американскому коллеге об основных особенностях канистр.
П. Плейсса, добравшись до Калькутты, поставил машину на хранение и поехал в Филадельфию, путешествие в США было бесполезным: Плейсса просто проигнорировали. Американское командование даже не догадывалось, с какими проблемами войскам предстоит столкнуться всего через пару лет, и поэтому не проявило интереса к оригинальной канистре. П. Плейсс возвратился за своей машиной и канистрами, после чего отвез их в Нью-Йорк. Летом 1940 г немецкая Wehrmachtskanister была представлена командованию армии США, однако и на этот раз поездка не дала никаких результатов. Командование решило продолжать использование существующих 10-галлоновых (37,8 л) емкостей. Тем не менее, американские инженеры переосмыслили конструкцию. Самые заметные изменения заключались в отказе от основного сварного шва корпуса в пользу прокатанного соединения, вместо немецкой горловины и крышки использовалась крышка большого диаметра на резьбе.
Канистры Wehrmachtskanister вскоре после прибытия в США получили прозвище Jerry-can, образованное от жаргонного прозвища немцев.. «Джерри-кэн» применяется на постсоветском пространстве такие емкости именуются просто канистрами. В 1940 г о Jerry-can узнали в Великобритании, где их попытались скопировать. Британские военные оказались дальновиднее американцев. Они в начале 1943 г, получили несколько партий общим объемом ~2 млн канистр. Это позволило сократить число «флимси» и развернуть производство Jerry-can на Бл. Востоке.
Уже в ноябре 1944 г, Ф.Д. Рузвельт заявил, что без новых канистр войска союзников не смогли бы воевать в Европе и наступать быстрее, чем Германия в 1940 г., в начале мая 1945 г в Европе имелось до 20-21 миллионов канистр во всех воющих армиях.
В Совке канистры немецкого образца появились по ленд-лизу. США присылали в СССР канистры старого образца flimsy, но позже начали поставки более современных изделий и использовали только импортные 20-л канистры.
Кканистры Müller показали преимущества при транспортировки жидкостей. К Wehrmachtskanister с окончанием войны интерес к таким емкостям проявили не только военные, но и разные гражданские структуры и автолюбители.
Далеко не все автомобилисты и представители других сфер спешат отказываться от старой, но не устаревшей канистры.
По материалам сайтов: //jerrycan.com/ //carryology.com/ //protocoll.net/ //overlandexpo.squarespace.com/
P3143839.JPG P3143843.JPG
 

Мустелла

Почетный Форумчанин
Регистрация
03.12.15
Сообщения
4.672
Реакции
14.703
Баллы
308
Город
с.Богородское
Сталкивался с таким раритетом,со штемпелем свастики.До сих пор в Крыму жива.
 

Skaner

Почетный Форумчанин
Регистрация
23.05.17
Сообщения
4.155
Реакции
8.256
Баллы
308
Город
Хабаровск
У соседа по гаражу есть подобная канистра с надписью Вермахт и орлом. Находится в эксплуатации.
 

kolobok

Почетный Форумчанин
Регистрация
01.02.11
Сообщения
1.198
Реакции
1.174
Баллы
308
Город
Хабаровск
У соседа по гаражу есть подобная канистра с надписью Вермахт и орлом. Находится в эксплуатации.
Честно сказать, именно по такому же поводу, я и решил освежить "историю". В гараже стояла в полне себе рабочая канистра, я решил в выходной освежить дачный домик, ну и за одно взбодрить канистру. И каково было мое удивление когда, после металической щетки на канистре стали проявляться, какие то буквы. Из них запомнил "Wehrmachtskanister""Gasoline"20L "Viena","1943g" "Achtung". При покраске обнаружил, что дно не хорошего состояния, думал запояю, но потом ее не обнаружил. Спрашиваю тестя где канистра? -"так я, ее выкинул, она ж дырявая!!" Каково же было мое разочарование!
 

Skaner

Почетный Форумчанин
Регистрация
23.05.17
Сообщения
4.155
Реакции
8.256
Баллы
308
Город
Хабаровск
Канистра, про которую я сказал, в хорошем состоянии, сосед её на рыбалку-охоту возит в "шишиге", в качестве запаса бензина.
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх