kolobok
Почетный Форумчанин
- Регистрация
- 01.02.11
- Сообщения
- 1.198
- Реакции
- 1.174
- Баллы
- 308
- Город
- Хабаровск
Оказавшись волею случаю в г. Волгограде, посетил выставку "Сталинградская битва". И увидел такой экспонат
, У меня самого, в гараже парочка похожих имеется. Захотелось узнать историю создания.
20-литровая канистра Wehrmachtskanister.
За несколько лет до начала 2й мировой войны Германия озаботилась улучшением матчасти, при перевозках топлива. Результатом этого стало появление канистры.
В то время элементы топливной логистики не отличались совершенством. Полагалось, что бензин будут перевозиться танкерами, ж\д и автоцистернами, бочками в 200 л, в США и Британии для снабжения «конечного пользователя» использовались канистры объемом 4 галлона (~15 л), известные под названием flimsy. Они имели несколько сварных швов, неудобную ручку для переноски и крышку, рассчитанную для использования специального ключа.
Ряд характерных особенностей затруднял нормальное использование «флимси», что соответствующим образом сказывалось на удобстве эксплуатации различной техники. Более того, вскоре после начала боевых действий в Северной Африке проявились новые негативные особенности имеющихся емкостей. Из-за жаркого климата, несовершенства технологий и производственного брака на пути к строевым частям в прямом смысле утекало и испарялось до 40% горючего.
В ноябре 1936 в Вермахте начат конкурс на разработку новой емкости для хранения и транспортировки жидкостей, в т.ч., топлива. Военные требовали металлическую канистру емкостью 20 л. максимально простотую конструкцию и дешевизну.
В Германии была металлическая 20-литровая канистра, треугольной формы и простая в изготовлении. Но с большим количеством сварных швов, а форма приводила к потере места.
Винценц Грюнфогель, предложил вариант канистры, соответствующий всем требованиям
Канистра конструкции Грюнфогеля при емкости 20 л весила 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, изготовили из листового металла штамповкой. Для их соединения использовалась сварка. Форма изделий позволяла укладывать их с максимально эффективным использованием пространства, а использованные ручки обеспечивали удобство переноски как пустых, так и полных канистр. Наконец, горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа.
Основными элементами новой немецкой канистры были 2 штампованные боковые детали сложной формы, с Х-образными ребрами жесткости. К верхней поверхности корпуса канистры приваривалась штампованная деталь с 3 ручками. Горловина канистры имела характерную сплюснутую с боков форму. На ее внешней поверхности имелись скобы замка и П-образный кронштейн крышки. Последняя крепилась шарнирно, оснащалась резиновым уплотнителем и фиксировалась при помощи качающегося замка. В конструкции крышки и ее механизмов предусматривались отверстия для установки чеки. Чека в виде металлического стержня с кольцом позволяла блокировать замок крышки во избежание ее произвольного открытия. Внутри горловины выводился один из концов специальной сифонной трубки. Последняя предназначалась для облегчения наполнения и опорожнения канистры.
Горловина и пробка. Фото Carryology.com
При емкости 20 л канистра «Мюллер» имела минимально возможные габариты в 47 см, горизонтальное сечение имело размеры 34,5 х 16,5 см.
Несмотря на простоту, канистра имела преимущества. Скругленные углы снижали вероятность повреждения самой канистры и окружающих предметов. Минимальное количество швов сокращало вероятность течи. Три ручки обеспечивали удобство переноски: 1человек мог нести канистру за центральную ручку, двое – за боковые. Кроме того, в одной руке можно было с большим удобством переносить сразу 2 пустые канистры. В верхней задней части корпуса канистры обязательно оставался воздух, что позволяло компенсировать изменения объема жидкости под воздействием температуры.
в 1937 г новое изделие был стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). На боковых поверхностях выбивались объем (20L). Во избежание путаницы – чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры окрашивали в разные цвета.
В 1939 г несколько изделий пропали из немецких складов и достались американцам. За несколько месяцев до начала 2й мировой войны инженер Пол Плейсс построил автомобиль для автопробега Берлин-Калькутта. По пути его сопровождал немецкий коллега. Немецкий инженер имел доступ к одному из складов аэропорта Темпельхоф, чем и воспользовался. Участники автопробега «позаимствовали» со склада 3 канистры, пропажу заметили. Разразился скандал, в результате чего несколько немецких военных были вынуждены отправиться в Индию, немец успел рассказать американскому коллеге об основных особенностях канистр.
П. Плейсса, добравшись до Калькутты, поставил машину на хранение и поехал в Филадельфию, путешествие в США было бесполезным: Плейсса просто проигнорировали. Американское командование даже не догадывалось, с какими проблемами войскам предстоит столкнуться всего через пару лет, и поэтому не проявило интереса к оригинальной канистре. П. Плейсс возвратился за своей машиной и канистрами, после чего отвез их в Нью-Йорк. Летом 1940 г немецкая Wehrmachtskanister была представлена командованию армии США, однако и на этот раз поездка не дала никаких результатов. Командование решило продолжать использование существующих 10-галлоновых (37,8 л) емкостей. Тем не менее, американские инженеры переосмыслили конструкцию. Самые заметные изменения заключались в отказе от основного сварного шва корпуса в пользу прокатанного соединения, вместо немецкой горловины и крышки использовалась крышка большого диаметра на резьбе.
Канистры Wehrmachtskanister вскоре после прибытия в США получили прозвище Jerry-can, образованное от жаргонного прозвища немцев.. «Джерри-кэн» применяется на постсоветском пространстве такие емкости именуются просто канистрами. В 1940 г о Jerry-can узнали в Великобритании, где их попытались скопировать. Британские военные оказались дальновиднее американцев. Они в начале 1943 г, получили несколько партий общим объемом ~2 млн канистр. Это позволило сократить число «флимси» и развернуть производство Jerry-can на Бл. Востоке.
Уже в ноябре 1944 г, Ф.Д. Рузвельт заявил, что без новых канистр войска союзников не смогли бы воевать в Европе и наступать быстрее, чем Германия в 1940 г., в начале мая 1945 г в Европе имелось до 20-21 миллионов канистр во всех воющих армиях.
В Совке канистры немецкого образца появились по ленд-лизу. США присылали в СССР канистры старого образца flimsy, но позже начали поставки более современных изделий и использовали только импортные 20-л канистры.
Кканистры Müller показали преимущества при транспортировки жидкостей. К Wehrmachtskanister с окончанием войны интерес к таким емкостям проявили не только военные, но и разные гражданские структуры и автолюбители.
Далеко не все автомобилисты и представители других сфер спешат отказываться от старой, но не устаревшей канистры.
По материалам сайтов: //jerrycan.com/ //carryology.com/ //protocoll.net/ //overlandexpo.squarespace.com/
20-литровая канистра Wehrmachtskanister.
За несколько лет до начала 2й мировой войны Германия озаботилась улучшением матчасти, при перевозках топлива. Результатом этого стало появление канистры.
В то время элементы топливной логистики не отличались совершенством. Полагалось, что бензин будут перевозиться танкерами, ж\д и автоцистернами, бочками в 200 л, в США и Британии для снабжения «конечного пользователя» использовались канистры объемом 4 галлона (~15 л), известные под названием flimsy. Они имели несколько сварных швов, неудобную ручку для переноски и крышку, рассчитанную для использования специального ключа.
Ряд характерных особенностей затруднял нормальное использование «флимси», что соответствующим образом сказывалось на удобстве эксплуатации различной техники. Более того, вскоре после начала боевых действий в Северной Африке проявились новые негативные особенности имеющихся емкостей. Из-за жаркого климата, несовершенства технологий и производственного брака на пути к строевым частям в прямом смысле утекало и испарялось до 40% горючего.
В ноябре 1936 в Вермахте начат конкурс на разработку новой емкости для хранения и транспортировки жидкостей, в т.ч., топлива. Военные требовали металлическую канистру емкостью 20 л. максимально простотую конструкцию и дешевизну.
В Германии была металлическая 20-литровая канистра, треугольной формы и простая в изготовлении. Но с большим количеством сварных швов, а форма приводила к потере места.
Винценц Грюнфогель, предложил вариант канистры, соответствующий всем требованиям
Канистра конструкции Грюнфогеля при емкости 20 л весила 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, изготовили из листового металла штамповкой. Для их соединения использовалась сварка. Форма изделий позволяла укладывать их с максимально эффективным использованием пространства, а использованные ручки обеспечивали удобство переноски как пустых, так и полных канистр. Наконец, горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа.
Основными элементами новой немецкой канистры были 2 штампованные боковые детали сложной формы, с Х-образными ребрами жесткости. К верхней поверхности корпуса канистры приваривалась штампованная деталь с 3 ручками. Горловина канистры имела характерную сплюснутую с боков форму. На ее внешней поверхности имелись скобы замка и П-образный кронштейн крышки. Последняя крепилась шарнирно, оснащалась резиновым уплотнителем и фиксировалась при помощи качающегося замка. В конструкции крышки и ее механизмов предусматривались отверстия для установки чеки. Чека в виде металлического стержня с кольцом позволяла блокировать замок крышки во избежание ее произвольного открытия. Внутри горловины выводился один из концов специальной сифонной трубки. Последняя предназначалась для облегчения наполнения и опорожнения канистры.
Горловина и пробка. Фото Carryology.com
При емкости 20 л канистра «Мюллер» имела минимально возможные габариты в 47 см, горизонтальное сечение имело размеры 34,5 х 16,5 см.
Несмотря на простоту, канистра имела преимущества. Скругленные углы снижали вероятность повреждения самой канистры и окружающих предметов. Минимальное количество швов сокращало вероятность течи. Три ручки обеспечивали удобство переноски: 1человек мог нести канистру за центральную ручку, двое – за боковые. Кроме того, в одной руке можно было с большим удобством переносить сразу 2 пустые канистры. В верхней задней части корпуса канистры обязательно оставался воздух, что позволяло компенсировать изменения объема жидкости под воздействием температуры.
в 1937 г новое изделие был стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). На боковых поверхностях выбивались объем (20L). Во избежание путаницы – чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры окрашивали в разные цвета.
В 1939 г несколько изделий пропали из немецких складов и достались американцам. За несколько месяцев до начала 2й мировой войны инженер Пол Плейсс построил автомобиль для автопробега Берлин-Калькутта. По пути его сопровождал немецкий коллега. Немецкий инженер имел доступ к одному из складов аэропорта Темпельхоф, чем и воспользовался. Участники автопробега «позаимствовали» со склада 3 канистры, пропажу заметили. Разразился скандал, в результате чего несколько немецких военных были вынуждены отправиться в Индию, немец успел рассказать американскому коллеге об основных особенностях канистр.
П. Плейсса, добравшись до Калькутты, поставил машину на хранение и поехал в Филадельфию, путешествие в США было бесполезным: Плейсса просто проигнорировали. Американское командование даже не догадывалось, с какими проблемами войскам предстоит столкнуться всего через пару лет, и поэтому не проявило интереса к оригинальной канистре. П. Плейсс возвратился за своей машиной и канистрами, после чего отвез их в Нью-Йорк. Летом 1940 г немецкая Wehrmachtskanister была представлена командованию армии США, однако и на этот раз поездка не дала никаких результатов. Командование решило продолжать использование существующих 10-галлоновых (37,8 л) емкостей. Тем не менее, американские инженеры переосмыслили конструкцию. Самые заметные изменения заключались в отказе от основного сварного шва корпуса в пользу прокатанного соединения, вместо немецкой горловины и крышки использовалась крышка большого диаметра на резьбе.
Канистры Wehrmachtskanister вскоре после прибытия в США получили прозвище Jerry-can, образованное от жаргонного прозвища немцев.. «Джерри-кэн» применяется на постсоветском пространстве такие емкости именуются просто канистрами. В 1940 г о Jerry-can узнали в Великобритании, где их попытались скопировать. Британские военные оказались дальновиднее американцев. Они в начале 1943 г, получили несколько партий общим объемом ~2 млн канистр. Это позволило сократить число «флимси» и развернуть производство Jerry-can на Бл. Востоке.
Уже в ноябре 1944 г, Ф.Д. Рузвельт заявил, что без новых канистр войска союзников не смогли бы воевать в Европе и наступать быстрее, чем Германия в 1940 г., в начале мая 1945 г в Европе имелось до 20-21 миллионов канистр во всех воющих армиях.
В Совке канистры немецкого образца появились по ленд-лизу. США присылали в СССР канистры старого образца flimsy, но позже начали поставки более современных изделий и использовали только импортные 20-л канистры.
Кканистры Müller показали преимущества при транспортировки жидкостей. К Wehrmachtskanister с окончанием войны интерес к таким емкостям проявили не только военные, но и разные гражданские структуры и автолюбители.
Далеко не все автомобилисты и представители других сфер спешат отказываться от старой, но не устаревшей канистры.
По материалам сайтов: //jerrycan.com/ //carryology.com/ //protocoll.net/ //overlandexpo.squarespace.com/