Женщины в армии средневековья

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
672
Реакции
697
Баллы
308
Давно, еще когда учился в школе, читал про Жанну Д'Арк. Все было ничего, но не укладывалось в голове, как быстро ее приняли в рыцари (а рыцарями были тогда конники и меченосцы).
Чуть позже я запоем читал Мориса Дрюона. В серии романов "Проклятые короли" описывается Маго, графиня Артуа. Вот цитаты:
" - Я собиралась ехать в армию, чтобы навести порядок в своих войсках, - продолжала Маго. - Видите, даже военное платье велела приготовить.
Она указала на внушительных размеров манекен, стоявший в углу комнаты, на который было надето длинное платье, вернее, стальная кольчуга и шелковый плащ, расшитый гербами Артуа; рядом с манекеном лежали шлем и железные перчатки."
(Яд и корона)
"Маго, эта великанша воительница, как и подобает пэру Франции, прицепила к поясу огромный меч с золотой чашкой." (Лилия и лев)
Т.е. женщина в средневековой франции (14век!) руководит войском, носит меч, участвует в королевском совете, и никого от этого не колбасит?
Но во всех учебниках говорилось о подчиненной и затворнической жизни женщин в те годы. Что-то несрасталось.Может это были всего лишь исключения? Отнюдь!
Оказывается в средневековом французском языке были слова chevaleresse и chevalière. Первое обозначало жену рыцаря, а второе… рыцаря женского пола.
Интересные факты:
1)Никола де ля Хайе, дочь барона де ла Хайе, наследственного смотрителя замка Линкольн, командовала замком Линкольн, когда восставшие бароны и Луи, сын французского короля Филипа, осадили его в 1217 году. Она удачно защитила город от нескольких набегов восставших, и была назначена шериффом Линкольншира в 1216 году.
2)Жанна Наваррская (1271-1304) была правителем Наварры, Бри и Шампани. Ее мужем был король Франции Филип Красивый. Она водила армию против графа де Бара, попытавшегося восстать против нее.
3)графиня Россв 1297 году руководила своими личными отрядами во время битвы Вилльями Воллеса и Эндрю де Морэй с англичанами.
4)Пьер Жентьен, французский поэт XIII века, написал стихотворную эпическую поэму, в которой он назвал около 50 женщин, которые, чтобы подготовиться к Крестовому Походу, участвовали в рыцарском турнире.

В Средневековье существовали даже женские рыцарские ордены. Орден Топора (orden de la Hacha)в Каталонии был основан Раймондом Беренджером, графом Барселоны, в 1149 году, чтобы чтить женщин, которые защищали город Тортоса (Tortosa) от мавров. Дамы этого ордена имели много привилегий, освобождение от всех налогов, а на общественных собраниях их голос был подчас важнее, чем голоса мужчин. Они получили право участвовать в тех же сборах, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии. На войну они шли "dressed as men and wielding arms" т.е."одетые, как мужчины и с оружием". Их отличительным знаком было изображение красного топора на котт д'арме.
Известно, что в 1472 году, при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, члена Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря. Информации об этом ордене много, ищется легко.
У Ордера Рыцарей Святой Марии было несколько наименований: The Order of the Blessed Virgin Mary, the Order of Saint Mary of the Tower и the Order of the Knights of the Mother of God. Этот орден тоже был военным, но не был чисто женским. Основан он был Лодериго д’Андало в 1233 году в Болонье, и, несмотря на то, что являлся орденом религиозным, принимал в свои ряды и женщин. Папа одобрил устав ордена, задачи которого были обозначены следующим образом: «членам ордена дозволяется носить оружие для защиты католической веры и религиозной свободы, и должен это делать по специальному призыву римской церкви. Для подавления гражданских волнений, они могут иметь только оружие, предназначенное для защиты, и только по разрешению епископа». Женщины в этом ордене носили звание militissa. Орден был предназначен для успокоения стычек между гвельфами и гебеллинами, в чем имел довольно скромный успех. Был распущен в 1558 году.
В орден Сантьяго со времени его основания (1175 год) принимали женатых рыцарей, и вскоре были созданы отдельные женские подразделения с женщинами во главе. Этих подразделений к концу 13-го века было шесть: Санта Эуфемия де Козуэлос в северной Кастилье, Сан Спириту де Саламанка, Сантос-о-Велло в Португалии, Дестриана около Асторги, Сан Педро де ла Пиедро в Лериде, и Сан Винсенте де Жункерес.
Орден был основан для защиты паломников в Компостеллу, его обязанностью было сражаться с сарацинами, но, помимо обязанностей военных, нес обязанности по сопровождению и устройству ночлега паломников. Женщины носили в ордене звание commendadora. Этот орден существует по сей день.
В Англии женские подразделения были у Ордена Госпитальеров. Женщин-рыцарей там называли soeurs hospitalières, в отличие от их мужчин-коллег, именуемых frères prêtres. Их крепость-монастырь в Бакленде существовал до 1540 года, когда, очевидно, был закрыт вместе с остальными монастырями. В Арагоне такими конвентами были Sigena, San Salvador de Isot, Grisén, Alguaire. Во Франции – в Beaulieu, Martel and Fieux.
Было женское отделение даже в ордене Калатавра, в Сан Фелисес де лос Барриос. Основанный в 1157 году, орден воевал за королей Кастилии и Арагона с сарацинами. Необходимость в этом ордене отпала еще в 1492 году после взятия Гранады, но расформирован он был только в 1838 году.

Женщины были в Тевтонском ордене, практически с самого начала. Они полностью принимали стиль орденской жизни и его дисциплину. В начальный период женщины ордена выполняли обязанности лечебного и обслуживающего персонала, но в 1190-м в Тевтонском ордене появились военные женские подразделения. Орден потерял влияние в 1525 году, и был распущен в 1809.

Для женщин-аристократок в Европе были созданы следующие рыцарские ордена: Катарина Воу создала один во Фландрии, в 1441 году. Кем она была – трудно сказать, в одном англоязычном документе сказано, что она, скорее всего, принадлежала к Бургундскому двору. Через 10 лет Изабелла, Элизабет и Мэри из рода Хорнов создали несколько монастырей, где женщины, после 3 лет послушничества, производились рыцарем-мужчиной в ранг рыцарей, прикосновением меча и с обычными в таких случаях словами посвящения. Об этом упоминается у Du Cange (не рискую перевести на русский), то есть эти ордена существовали еще в 17-м веке. Он пишет в своем Глоссариуме о том, что этот обычай практикуется в Брабанте, в монастыре св. Гертруды. Об этих женских рыцарских орденах, их целях и задачах известно настолько мало, что даже неясно, существуют ли они в наши дни. В сущности, аристократия никуда не делась, титул рыцаря никуда не делся – о них просто перестали говорить в массовой медии.

Разумеется, в Англии был Орден Подвязки, который англичане лишь бы кому тогда не давали. Тем не менее, рыцарями ордена между 1358 и 1488 стали 68 женщин: все консорты, все женщины королевской крови и все жены рыцарей Ордена – но не только. Поскольку отметка ордена делалась на могильных камнях его членов, известны практически все женщины-рыцари этого ордена, причем рыцарство в те годы отнюдь не было церемониальным, а всегда предполагало серьезную подготовку.

По поводу ритуала посвящения в женщин в рыцари, пока не нашел материалы, а также очень мало информации по поводу их боевой подготовки. Известно только условие,что претендентки на рыцарское звание должны были быть девственницами...

И вот ответ на то, почему так мало известно о военной тренировке женщин, о женщинах-рыцарях, вообще о женщинах-воинах Средневековья, и объясняют этот факт историки (Беннетт, Голдсмит, Лейзер) тем, что не пишут про то, что само собой подразумевается, что является общей практикой, не заслуживающей какого-то особого удивления. В конце концов, мы имеем яркий пример Жанны д’Арк. Никто же может всерьез подумать, что девочка-пастушка надела доспехи, махнула мечом, вскочила на рыцарского коня, и повела армии через многодневные переходы вот просто так, без всякой подготовки.
Для заинтересовавшихся - большой список наиболее известных дам-воительниц средневековья.
 

Андрюх@

Почетный Форумчанин
Регистрация
30.05.11
Сообщения
4.565
Реакции
168
Баллы
308
Город
Хабаровск
Женщина - страшная сила, однако!
 

Д.Меркулов

Администратор Портала
Команда форума
Регистрация
02.04.13
Сообщения
16.729
Реакции
24.299
Баллы
308
Город
Хабаровск
Так после первого проверяющего, претендентка автоматически становилась ..... ну... в общем....
Ну, в общем, стать рыцарем ей больше не светило никогда....
 

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
672
Реакции
697
Баллы
308
Просто поверьте, что методика "неразрушающего контроля девственности" была известна еще в античности.
Согласно христианским апокрифам, проверке подвергали и (ту самую) Деву Марию. Аналогичная проверка, совершаемая монахиней в отношении главной героини, является одной из ключевых сцен художественного фильма Люка Бессона о Жанне д’Арк.
 

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
672
Реакции
697
Баллы
308
Это после того как она родила Иисуса ?
КагбЭ ДО ТОГО КАК.
История такая. Мария заявила о том, что ребенок от бога (духа святого). Естественно - никто не поверил, но. т.к. Мария тамошней аристократкой (была замужем за человеком из царского рода, Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давида-царя, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством), то просто так посмеяться было нельзя, потребовались доказательства. И они были предоставлены: беременная Мария была девственицей.
Кроме того - она осталась девственницей и после рождения ребенка (чудЕсить так чудЕсить!) (Протоевангелие Иакова. Главы 19-20)
Заглянул в вику. Там ясно говорится, что:
"Мария в крупнейших христианских конфессиях именуется Приснодевой, потому что Мария являлась девственной до, во время и после рождения Христа. Евангелия ясно сообщают о девственности Марии до рождения Христа, на основе же Священного Предания была принята доктрина о девственности. Эта доктрина, или «post partum», отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «Приснодева», закреплённый на Пятом Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с IV века общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание её девственности некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 года и языческими критиками типа Цельса. Однако, при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. В католической церкви метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена энцикликой Папы Пия XII «Mystici corporis»".
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх